Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Формирование самооценки на уроке

Ольга Сергеевна НОВИКОВА, учитель начальных классов 
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга 

-

МЕТОДИКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМООЦЕНКИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

-

Повышение самооценки у учащихся. Методика Гимназии 56.

В стандартах второго поколения много говорится об оценке и самооценке. Эта тема на сегодняшний день очень актуальна.

Я хочу рассказать о своем опыте работы над формированием самооценки. Учащиеся на полях рисуют карандашом горку. Я предлагаю ребятам на стадии рефлексии найти свое местоположение на горке и поставить крестик. Если мы оцениваем себя при ознакомлении с новым материалом, то нам нужна только левая часть горки до вершины. Если новый материал был понятен, вы можете воспользоваться самостоятельно полученными знаниями, то вы на вершине горы. Если поняли, но есть затруднения, остались вопросы, то нужно найти на сколько вы близки к вершине. Если материал урока остался непонятым, есть много вопросов – вы у подножия горы. 

На стадии закрепления изученного материала, мы оцениваем себя на всей части горки. Каждый человек имеет право на ошибку. Есть взлеты и падения, моя задача была показать своим ученикам, что и после неудач могут быть победы. Но как же маленькому человечку понять, что его победа именно после поражения? Как снизить тревожность и страх неправильного ответа? Я объясняю ребятам, что учебный процесс – это как катание на санках. Есть взлеты и поражения. На урок закрепления знаний и обобщения мы сравниваем только свой результат по конкретной теме. Если сегодня на уроке, было ошибок больше, чем на предыдущем, значит, мы немного скатились с горки. В таком случае мы спускаемся с горки и ищем свое место в правой части. В зависимости от количества ошибок, свое положение на горке каждый ребенок ищет сам. Если сегодня на уроке ошибок было меньше, чем вчера, значит, ты опять поднимаешься в горку, твой результат сегодня лучше, ты – умница.

Этот прием я использую на всех уроках. Ежедневно урок математики начинается с математического диктанта. 4 диктанта на одну тему. 3 урока ребята оценивают себя сами: сначала взаимопроверка, а потом самооценка, а 4 математический диктант я проверяю сама и выставляю оценку согласно установленным критериям. Работая над задачей, при коллективном разборе, я прошу оценить, кто понял объяснение и может записать решение самостоятельно. Прохожу по рядам, могу за короткое время оценить, кому нужна помощь. На уроках русского языка, окружающего мира также работает самооценка.

Что я увидела, после того как мы в классе ввели горку – самооценку.

  1. У учащихся снизился страх перед математическим диктантом и самостоятельной работой.
  2. Учитель очень быстро получает обратную связь.
  3. У учащихся повышается самооценка. Сначала большинство занижает ее.
  4. У учащихся вырабатываются критерии к оценке своего труда.
  5. Нет бальной системы отметки от 2 до 5, соответственно нет негативной реакции, слез, завтра будет лучше. Комфортное психологическое состояние на уроке.
  6. Оцениваются только достижения учащихся, а не их поражения.
  7. У учащихся формируется умение контролировать себя.
  8. Самооценка – горка проста в использовании, очень быстро рисуется, занимает место на полях, всегда можно просмотреть тетрадь, увидеть динамику.

Работу, которая оценивается на горке, я уже отметкой не оцениваю. При выставлении оценки в тетради оцениваются другие этапы урока. Изучив стандарты второго поколения, пришла к выводу, что моя методика над формированием самооценки очень актуальна. 

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56