Светлана Борисовна МЕХАНИКОВА, педагог дополнительного образования
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга
-
ХОРОВОЕ СОЛЬФЕДЖИО НА УРОКЕ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(конспект занятия 2-4 класс)
-
Программа: С. Б. Механикова «Хоровая студия 2-4 класс».
Тема занятия: «Хоровое сольфеджио на уроке музыке в начальной школе».
Форма проведения: коллективная.
Цель урока: Закрепить умения, знания и навыки по хоровому сольфеджио на примере произведений репертуара хора девочек 2-4 классов.
Задачи занятия:
Обучающие:
- дать понятие об правильном дыхании в пении;
- научить основам нотной грамоты;
- научить чисто интонировать отдельные звуки и интервалы;
- дать понятие о разнообразии штрихов и динамических оттенков;
- научить пользоваться шумовыми инструментами;
- научить использовать сценическое движение для более яркого выражения содержания сочинения;
Развивающие:
- развивать вокально-хоровые навыки;
- активизировать слуховое восприятие;
- развить чувство ритма;
- развивать творческий потенциал и художественный вкус.
Воспитывающие:
- воспитывать музыкальную культуру учащихся, используя элементы интегрированного урока;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение и любовь к музыкальному искусству;
- воспитать эмоциональное отношение к исполняемому произведению;
- сформировать навык общения в группе детей;
- расширить музыкальный кругозор;
- воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности;
- воспитывать стремление к музыкальному самообразованию.
Тип занятия: комбинированный.
Технологии, применяемые на занятии: Технология развития критического мышления, элементы игровой технологии, рефлексивная технология: исследование и дискуссия.
Методы, применяемые на уроке:
- метод сольфеджирования;
- метод вокального показа;
- метод развития полифонического слуха;
- метод сравнения;
- метод наглядно-слухового показа;
- метод наблюдения за музыкой;
- метод вариантности впечатлений;
- метод обобщения.
Методические приёмы:
- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
- применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;
- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
- вокализация песен на слог и сольфеджио;
- образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением младших школьников;
- юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Характеристика деятельности учащихся:
- участвовать в вокально-хоровой работе;
- принимать активное участие в творческом процессе;
- слушать шедевры мировой классики;
- размышлять о музыкальных произведениях;
- высказывать свою точку зрения;
- учиться систематизировать материал.
Средства наглядности:
- Запись на маркерной доске.
- Презентация к уроку.
Средства материально-технического обеспечения:
- Оборудование для показа презентаций.
- Магнитно-маркерная доска.
- Магнитофон.
- Фортепиано.
- Музыкальные инструменты: бубны, бубенцы, трещотки.
Использованные ресурсы:
Литература:
- Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Учебно-методическое пособие. КАРО, Санкт-Петербург. 2009.
- Сергеева Г.П., Критская Е.Д. 1 класс. «Музыка» Учебное издание Москва, «Просвещение» 2011;
Интернет-ресурсы:
- www.youtube.com
- www.vikipedia.ru
- www.muzurok.ru
- http://images.yandex.ru
- http://go.mail.ru.
|
Ход занятия:
Первая часть урока (распевка)- 8 минут.
Подготовка.
|
- Скороговорка «От топота копыт пыль по полю летит»
Задачи: настроить учащихся на работу, нормализовать дыхание, активизировать кровообращение и артикуляционный аппарат.
Цель: подготовка к пению.
Распевки:
- Унисон.
- «Ут-ре-ми-фа-соль» – одно- и двухголосно.
- «Ма-ма»
- «Лё – о – о»
- «Брум»
- «Дигидиги – дон»
- Канон «Со вьюном я хожу»
Задачи: работа над унисоном, длиной дыхания, пение легато и стаккато, отработка округлого звука, выработка ровности в произношении гласных звуков, пение на два голоса, закрепление высокой позиции в пении, активизация слуха и памяти.
Цель: разогревание голосового аппарата, закрепление навыков правильного пения.
Способ достижения: вокальный показ педагогом, корректура в процессе исполнения.
Вторая часть урока (хоровое сольфеджио) – 12 минут.
- Гамма До – мажор на нотном стане.
- Свободное сольфеджирование.
- Полифоническое сольфеджио.
- Пение сольфеджио: В.А.Моцарт «Donanobispacem».
- Ступени в ладу – опевание.
- Опевание III ступени – А.Рубинштейн «Хор девушек» из оперы «Демон».
- Определение ладов на слух.
- Интервалы – песенка и от звука. Интервалы на слух.
Задачи: научить нотной грамоте, развить слуховые навыки, дать возможность принимать самостоятельные решения и научиться ориентироваться в ладовых тяготениях, знать названия интервалов и уметь их спеть от звука.
Цель: активизировать работу слуха.
Способ достижения: работа с нотным текстом, активизация слуховых впечатлений, повторение интервалов в разных комбинациях, сравнение по звучанию: про пропевании и на слух.
Физкультминутка: движения под музыку из «Детского альбома» П.И.Чайковского – 3 минуты.
Третий раздел (работа с произведениями) – 17 минут.
- параллельное голосоведение – терции.
- работа над над «Колыбельной» В.А.Моцарта ( с виолончелью)
- работа над русской народной песней «Ходила младёшенька по борочку»
- работа над хором из оперы В.А.Моцарта «Волшебная флейта» «Откуда приятный и нежный тот звон»
Задачи: повторить с учащимися данные произведения, отработать сложные моменты, стимулировать детей к исполнению двухголосия осмысленно и с правильной интонацией, использовать в пении приобретенные вокально-хоровые навыки, знать и уметь применять на практике динамические оттенки, обучить игре на шумовых инструментах, уметь анализировать собственное исполнение.
Цель: изучить интересные произведения, привить учащимся культуру исполнения.
Способ достижения: активное использование элементов хорового сольфеджио, разнообразие подходов к изучению нотного материала, тщательная проработка отдельных фрагментов сочинения.
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...