Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Сольфеджио в начальной школе

Светлана Борисовна МЕХАНИКОВА, педагог дополнительного образования
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга 

-

ХОРОВОЕ СОЛЬФЕДЖИО НА УРОКЕ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(конспект занятия 2-4 класс)

-

Уроки музыки в начальной школе - Академическая гимназия 56

Программа: С. Б. Механикова «Хоровая студия 2-4 класс».

Тема занятия: «Хоровое сольфеджио на уроке музыке в начальной школе».

Форма проведения: коллективная.

Цель урока: Закрепить умения, знания и навыки по хоровому сольфеджио на примере произведений репертуара хора девочек 2-4 классов.

Задачи занятия:

Обучающие:

  • дать понятие об правильном дыхании в пении;
  • научить основам нотной грамоты;
  • научить чисто интонировать отдельные звуки и интервалы;
  • дать понятие о разнообразии штрихов и динамических оттенков;
  • научить пользоваться шумовыми инструментами;
  • научить использовать сценическое движение для более яркого выражения содержания сочинения;

Развивающие:

  • развивать вокально-хоровые навыки;
  • активизировать слуховое восприятие;
  • развить чувство ритма;
  • развивать творческий потенциал и художественный вкус.

Воспитывающие:

  • воспитывать музыкальную культуру учащихся, используя элементы интегрированного урока;
  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение и любовь к музыкальному искусству;
  • воспитать эмоциональное отношение к исполняемому произведению;
  • сформировать навык общения в группе детей;
  • расширить музыкальный кругозор;
  • воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности;
  • воспитывать стремление к музыкальному самообразованию.

Тип занятия: комбинированный.

Технологии, применяемые на занятии: Технология развития критического мышления, элементы игровой технологии, рефлексивная технология: исследование и дискуссия.

Методы, применяемые на уроке:

  • метод сольфеджирования;
  • метод вокального показа;
  • метод развития полифонического слуха;
  • метод сравнения;
  • метод наглядно-слухового показа;
  • метод наблюдения за музыкой;
  • метод вариантности впечатлений;
  • метод обобщения.

Методические приёмы:

  • творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
  • применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;
  • побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
  • вокализация песен на слог и сольфеджио;
  • образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением младших школьников;
  • юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие  работоспособность детей.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Характеристика деятельности учащихся:

  • участвовать в вокально-хоровой работе;
  • принимать активное участие в творческом процессе;
  • слушать шедевры мировой классики;
  • размышлять о музыкальных произведениях;
  • высказывать свою точку зрения;
  • учиться систематизировать материал.

Средства наглядности:

  • Запись на маркерной доске.
  • Презентация к уроку.

Средства материально-технического обеспечения:

  • Оборудование для показа презентаций.
  • Магнитно-маркерная доска.
  • Магнитофон.
  • Фортепиано.
  • Музыкальные инструменты: бубны, бубенцы, трещотки.

Использованные ресурсы:

Литература:

  1. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Учебно-методическое пособие. КАРО, Санкт-Петербург. 2009.
  2. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. 1 класс. «Музыка» Учебное издание Москва, «Просвещение» 2011;

Интернет-ресурсы:

  1. www.youtube.com
  2. www.vikipedia.ru
  3. www.muzurok.ru
  4. http://images.yandex.ru
  5. http://go.mail.ru.

 

Ход занятия:

Первая часть урока (распевка)- 8 минут.

Подготовка.

  • Организационный момент, приветствие детей, настрой на работу на уроке.
  • Правильная позиция при пении.
  • Дыхательные упражнения с элементами дыхательной гимнастики Анны Николаевны Стрельниковой.
  • Скороговорка «От топота копыт пыль по полю летит»

Задачи: настроить учащихся на работу, нормализовать дыхание, активизировать кровообращение и артикуляционный аппарат.

Цель: подготовка к пению.

Распевки:

  • Унисон.
  • «Ут-ре-ми-фа-соль» – одно- и двухголосно.
  • «Ма-ма»
  • «Лё – о – о»
  • «Брум»
  • «Дигидиги – дон»
  • Канон «Со вьюном я хожу»

Задачи: работа над унисоном, длиной дыхания, пение легато и стаккато, отработка округлого звука, выработка ровности в произношении гласных звуков, пение на два голоса, закрепление высокой позиции в пении, активизация слуха и памяти.

Цель: разогревание голосового аппарата, закрепление навыков правильного пения.

Способ достижения: вокальный показ педагогом, корректура в процессе исполнения.

Вторая часть урока (хоровое сольфеджио) – 12 минут.

  • Гамма До – мажор на нотном стане.
  • Свободное сольфеджирование.
  • Полифоническое сольфеджио.
  • Пение сольфеджио: В.А.Моцарт «Donanobispacem».
  • Ступени в ладу – опевание.
  • Опевание III ступени – А.Рубинштейн «Хор девушек» из оперы «Демон».
  • Определение ладов на слух.
  • Интервалы – песенка и от звука. Интервалы на слух.

Задачи: научить нотной грамоте, развить слуховые навыки, дать возможность принимать самостоятельные решения и научиться ориентироваться в ладовых тяготениях, знать названия интервалов и уметь их спеть от звука.

Цель: активизировать работу слуха.

Способ достижения: работа с нотным текстом, активизация слуховых впечатлений, повторение интервалов в разных комбинациях, сравнение по звучанию: про пропевании и на слух.

Физкультминутка: движения под музыку из «Детского альбома» П.И.Чайковского – 3 минуты.

Третий раздел (работа с произведениями) – 17 минут.

  • параллельное голосоведение – терции.
  • работа над над «Колыбельной» В.А.Моцарта ( с виолончелью)
  • работа над русской народной песней «Ходила младёшенька по борочку»
  • работа над хором из оперы В.А.Моцарта «Волшебная флейта» «Откуда приятный и нежный тот звон»

Задачи: повторить с учащимися данные произведения, отработать сложные моменты, стимулировать детей к исполнению двухголосия осмысленно и с правильной интонацией, использовать в пении приобретенные вокально-хоровые навыки, знать и уметь применять на практике динамические оттенки, обучить игре на шумовых инструментах, уметь анализировать собственное исполнение.

Цель: изучить интересные произведения, привить учащимся культуру исполнения.

Способ достижения: активное использование элементов хорового сольфеджио, разнообразие подходов к изучению нотного материала, тщательная проработка отдельных фрагментов сочинения.

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56