Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Наглядность в обучении иностранному языку

Елена Владимировна ЧЕЛЬЦОВА, учитель английского языка
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга

-

НАГЛЯДНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

-

Уроки английского - начальная школа. Академическая гимназия № 56, Санкт-Петербург

В статье раскрываются возможности и способы использования изобразительной и предметной наглядности при обучении иноязычному ситуативно-обусловленному говорению на младшей ступени.

Ключевые слова: Наглядность, особенности обучения младших школьников, наглядность изобразительная и предметная, наглядность образная.

Значение слова Наглядность:

Метод обучения, основанный на показывании изучаемых предметов или их моделей.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования ученик начальной школы должен уметь рассказать о себе, своей семье, друге, своих увлечениях, школьных принадлежностях, выходных днях, праздниках, погоде, любимом домашнем животном; должен уметь описать предмет, свою комнату, картинку; уметь отреагировать на высказывание преподавателя по пройденной теме. Отсюда следует, что в результате обучения иностранному языку на данной ступени от учащегося требуется наличие объемного комплекса речевых умений.

Изучение иностранного языка в массовой начальной школе осуществляется со 2-го класса. Именно на начальном этапе закладываются основы развития элементарных умений и формирования навыков устной иноязычной речи, и от того, насколько эффективно протекает процесс обучения на этом этапе, зависит успех в овладении предметом впоследствии.

Возрастные особенности младшего школьника заключаются в том, что он мыслит конкретно и не всегда устанавливает внутреннюю взаимосвязь между словом и образом. Ту или иную мыслительную задачу учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления или действия. И запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: все, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно и ново.

Необходимо отметить, что наиболее сильным мотивирующим фактором является оперирование учителем специфическими приемами и средствами обучения, которые обеспечивают новизну изучаемого материала и разнообразие выполняемых коммуникативных упражнений. Одним из таких средств является наглядность.

Безусловно, применение наглядности имеет место в массовой школе, но весь потенциал данного эффективного средства обучения не реализуется в полном объеме. А ведь именно наглядные средства обучения способны обеспечить мотивационно-побудительный уровень общения, создать обстановку, приближенную к реальным условиям, в которых возникает потребность. [О. А. Дроздова].

Наглядность помогает ученику изучать язык более осмысленно и с большим интересом. Значение наглядности еще и в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, расширяет объем усваиваемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, облегчает весь процесс обучения.

Термин наглядность в словаре методических терминов Э. Г. Азимова и А. Н. Щукина определяется как «специально организованный показ языкового и экстра-лингвистического материала с целью облегчения его объяснения, усвоения и использования в речевой деятельности» и используется в двух значениях:

а) как опора в процессе обучения на дидактический принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися;

б) как использование на занятиях специальных средств обучения, опирающихся на принцип наглядности.

Прерогативой наглядности как эффективного средства обучения иностранному языку является то, что она может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении знаний, формировании навыков и развитии умений.

Эффективность применения средств наглядности в учебном процессе зависит не только от педагогически оправданного сочетания на уроке разных его видов, но и от правильного соотношения наглядности и языка многообразных приемов и средств обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.

Одновременная опора на слух и зрение учащихся предполагает создание и использование средств, ориентированных на разные виды восприятия, разные способы подачи материала, разные организационные формы работы с ними. Средства наглядности делятся на:

1. средства зрительной наглядности;

а) экранные: флэшкарты (с видеоматериалами), цветные слайды;

б) печатные: демонстрационные карточки, картинки, раздаточный материал,

рисунки в том числе созданные детьми;

в) предметные: макеты, муляжи, игрушки

2. средства слуховой и зрительно-слуховой наглядности:

а) звуковые: аудиозаписи, грампластинки;

б) экранно-звуковые: учебные видеофильмы, аудиозаписи, радио и телепередачи позволяющие использовать в учебном процессе звук и изображение.

Среди всего многообразия видов наглядности наибольшей популярностью на младшей ступени пользуется изобразительная и предметная наглядность.

Целью данной статьи является детальное рассмотрение изобразительной и предметной наглядности, которые наиболее эффективны в практике преподавания иностранного языка на младшей ступени обучения.

Под изобразительной и предметной наглядностью мы понимаем специально организованный материал, который включает в себя ситуативные, сюжетные, тематические картинки, рисунки, в том числе созданные детьми, макеты, муляжи, фотографии, флэшкарты, цветные слайды, игрушки, которые чаще всего используются на уроках для введения лексики, обозначающей конкретные предметы.

В качестве изобразительной наглядности приведу презентацию «Моя семья».

Ученики отгадывают загадку (На экране слайд с изображением семьи) :

This is daddy,

This is mummy,

This is sister,

This is brother,

mothersongrannyparentsdaughterfather Ученики разделяют слово и повторяют слова по теме.

(-mother-son-granny-parents-daughter-father-), называют изображенных на слайде членов семьи при этом развивают навыки говорения, запоминают лексический материал.

Все вместе повторяют стихотворение (в качестве фонетической зарядки):

Mother, father,

Sister, brother,

Hand in hand

With one another.

Ученики в парах составляют диалоги, используют картинки на экране (речевая зарядка):

Who is he?

But when we ask about professions, we say: What is he?

Ученики работают в группах, разгадывают кроссворд, затем заполняют кроссворд на карточках:

Do you remember other professions? Letʼs see and do the crossword. You work in groups. (1.policeman, 2.doctor, 3.teacher, 4.sportsman, 5.pilot, 6.singer, 7.cook).

Ученики беседуют друг с другом на основе вспомогательных вопросов (упражняются в диалогической речи):

What is your name?

How old are you?

Have you got a family?

Is your family big or small?

What is your mother‘s name?

What is she?

What is your father‘s name?

What is he?

Have you got a brother/sister?

How old is he/she?

Учитель помогает составлять рассказ о семье. План-схема с опорными словами на экране:

My family.

My name is… . I live in… .

I have got a family:……… .

My mother‘s name is… . She is… .

My father‘s name is… . He is … .

My brother‘s name is… . He is….years old.

He is… .

My sister‘s name is… . She is….years old.

She is… .

We are a happy family.

I love my family very much

Ученики рассказывают о своих семьях, используя подготовленные заранее рисунки и фотографии.

В конце урока ученики отвечают на вопросы учителя, тем самым закрепляют знания материала по теме.

Из приведенного примера видно, как с помощью зрительной (изобразительной) наглядности, заранее заготовленных картинок и текстовых матриц создается опора для эффективного освоения материала по заданной теме. Ученики активно осваивают материал урока, упражняются в монологической и диалогической речи, осваивают лексический материал и фонетику.

В качестве предметной наглядности может быть использована игрушка, которую можно представить в качестве участника урока. Это может быть Мишка, Чебурашка, Кролик или любой другой персонаж. Учитель выступает в данной ситуации связующим звеном между игрушкой и учащимися, создает коммуникативную задачу и помогает в случае необходимости выстроить общение с игрушкой.

Любая тема обязательной программы или дополнительной может быть использована для создания сценария урока.

Умение создать условия комфортного обучения, воспитания и сотрудничества в «ситуации успеха» на уроке, выявить психолого-физиологические особенности ребенка и выстроить индивидуальную траекторию его обучения и развития - умения, стиль общения, способность наладить отношения «учитель-ученик», «ученик- учитель», «ученик-ученик», качества которые необходимы учителю иностранного языка, чтобы оставаться эталоном подражания для ребенка, обеспечив тем самым стойкий интерес в изучении предмета.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
  2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб: «Златоуст». 1999. 472 с.
  3. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. I Гл. ред. В В Давыдов. М : Большая российская энциклопедия. 1998

 

 

 

Материалы:

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56