Татьяна Александровна КАРАКУЛОВА, учитель начальных классов
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга
=
РАБОТА НАД СЛОВОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
=
Уроки русского языка помогают детям не только познавать новое, но и учат мышлению, развивают воображение. Они обладают богатыми возможностями творческого обогащения. Огромные запасы творчества кроются в лексике русского языка. Лексическая работа над словом на уроках даёт широкие возможности для творческой деятельности учеников, способствует также повышению интереса к знаниям, развивает интеллект.
Ни одно слово в языке не существует отдельно, изолировано от языка. Лексика русского языка представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных языковых единиц. Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков. Стандарт начального общего школьного образования предусматривает в разделе «Лексика» изучение однозначности и многозначности слова, синонимов и антонимов, прямого и переносного значения и употребления слов, а также умение школьников пользоваться различными словарями русского языка.
Обогащение словарного запаса детей – одна из актуальных задач в современном обучении родному языку. Исследование знаний, умений и навыков младших школьников показывает, что словарный запас детей продолжает оставаться ограниченным, что приводит к нарушению таких требований к речи, как богатство и точность. Малое количество синонимов, имеющихся в арсенале ребёнка, не позволяет ему точно выразить все оттенки мыслей и чувств. Ограниченность употребления в речи детей синонимов, антонимов, омонимов, слов с переносным значением, метафор, эпитетов, фразеологизмов и т. д. свидетельствует об отсутствии эмоциональности и выразительности речи. Для повышения культуры речи необходимо постоянное приобщение учащихся к богатствам русской лексики. Справедливо говорится, что «язык – это орудие культуры». А ведь овладение культурой, «всеми знаниями, которые выработало человечество», - это насущная задача, острая необходимость для каждого человека.
Человек всегда задумывался над словом, собственной речью, родным языком. Всегда остро стоял вопрос: «Как правильно говорить?» Может поэтому словарная работа – одно из важных звеньев работы по развитию речи. Цель этой работы-- - расширение активного словаря детей, выработка умения выбирать из своего словарного запаса те слова, которые наиболее точно соответствуют той мысли, которую ученик хочет высказать и делают её точной, выразительной и правильной для понимания.
Словарная работа в начальных классах:
- Направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов и словосочетаний.
- Преследует грамматические цели: усвоение тех грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения.
- Обучает детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению правильного ударения.
- Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами проводится словарно-орфографическая работа.
Известно, что 42% состава устной речи учеников составляют имена существительные. Работу над словом при изучении имени существительного я начинаю с работы над значением слова, для этого стараюсь разъяснить смысл каждого непонятного слова. Объясняя значение трудных слов, стараюсь привлекать к участию в толковании слов и некоторых детей, а также широко используем толковый словарь. К 4 классу выработали следующий алгоритм работы над словом:
1. Написание слова (орфограмма)
2. Значение слова:
а) однозначное или многозначное;
б) прямое и переносное значение слова;
3. Сравнение, олицетворение, эпитет, метафора;
4. Подбор: синонимов, антонимов, омонимов;
5. Слово по частотности употребления: историзм, архаизм.
6. Слово с точки зрения сферы употребления: диалектизм, жаргонизм, профессиональная лексика;
7. Слово по происхождению: исконно-русское, заимствованное;
8. Роль слова в тексте.
Упражнения, которые я использую для пополнения словарного запаса детей, знакомства с разнообразным составом русской лексики, развития образной речи учеников:
=
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...