Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Работа над словом в начальной школе

Татьяна Александровна КАРАКУЛОВА, учитель начальных классов
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга

=

РАБОТА НАД СЛОВОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

=

уроки русского языка в гимназии 56 (начальная школа)

Уроки русского языка помогают детям не только познавать новое, но и учат мышлению, развивают воображение. Они обладают богатыми возможностями творческого обогащения. Огромные запасы творчества кроются в лексике русского языка. Лексическая работа над словом на уроках даёт широкие возможности для творческой деятельности учеников, способствует также повышению интереса к знаниям, развивает интеллект. 

Ни одно слово в языке не существует отдельно, изолировано от языка. Лексика русского языка представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных языковых единиц. Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков. Стандарт начального общего школьного образования предусматривает в разделе «Лексика» изучение однозначности и многозначности слова, синонимов и антонимов, прямого и переносного значения и употребления слов, а также умение школьников пользоваться различными словарями русского языка.

Обогащение словарного запаса детей – одна из актуальных задач в современном обучении родному языку. Исследование знаний, умений и навыков младших школьников показывает, что словарный запас детей продолжает оставаться ограниченным, что приводит к нарушению таких требований к речи, как богатство и точность. Малое количество синонимов, имеющихся в арсенале ребёнка, не позволяет ему точно выразить все оттенки мыслей и чувств. Ограниченность употребления в речи детей синонимов, антонимов, омонимов, слов с переносным значением, метафор, эпитетов, фразеологизмов и т. д. свидетельствует об отсутствии эмоциональности и выразительности речи. Для повышения культуры речи необходимо постоянное приобщение учащихся к богатствам русской лексики. Справедливо говорится, что «язык – это орудие культуры». А ведь овладение культурой, «всеми знаниями, которые выработало человечество», - это насущная задача, острая необходимость для каждого человека.

Человек всегда задумывался над словом, собственной речью, родным языком. Всегда остро стоял вопрос: «Как правильно говорить?» Может поэтому словарная работа – одно из важных звеньев работы по развитию речи. Цель этой работы-- - расширение активного словаря детей, выработка умения выбирать из своего словарного запаса те слова, которые наиболее точно соответствуют той мысли, которую ученик хочет высказать и делают её точной, выразительной и правильной для понимания.

Словарная работа в начальных классах:

  1. Направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов и словосочетаний.
  2. Преследует грамматические цели: усвоение тех грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения.
  3. Обучает детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению правильного ударения.
  4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами проводится словарно-орфографическая работа.

Известно, что 42% состава устной речи учеников составляют имена существительные. Работу над словом при изучении имени существительного я начинаю с работы над значением слова, для этого стараюсь разъяснить смысл каждого непонятного слова. Объясняя значение трудных слов, стараюсь привлекать к участию в толковании слов и некоторых детей, а также широко используем толковый словарь. К 4 классу выработали следующий алгоритм работы над словом:

1. Написание слова (орфограмма)

2. Значение слова: 

     а) однозначное или многозначное;

     б) прямое и переносное значение слова;

3. Сравнение, олицетворение, эпитет, метафора;

4. Подбор: синонимов, антонимов, омонимов;

5. Слово по частотности употребления: историзм, архаизм.

6. Слово с точки зрения сферы употребления: диалектизм, жаргонизм, профессиональная лексика;

7. Слово по происхождению: исконно-русское, заимствованное;

8. Роль слова в тексте. 

Упражнения, которые я использую для пополнения словарного запаса детей, знакомства с разнообразным составом русской лексики, развития образной речи учеников:

=

1. Подбор синонимов.

Замени данные словосочетания одним словом- синонимом.

Внутренняя сторона кисти руки - … (ладонь)

Изображение человека на картине или фотографии -… (портрет)

Тот, кто работает в шахте -… (шахтёр)

Расположи синонимы по возрастающей степени.

Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный.

Подбери синонимы к данному слову.

Смешной - … (забавный, потешный)

Метель - … (пурга, буря, вьюга)

Подбери синонимы к данному слову.

Смешной - … (забавный, потешный)

Метель -… (пурга, буря, вьюга).

Подбери к каждому существительному близкое слово так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово зима.

Работа – з… (занятие).

Родник – и… (источник).

Холод – м… (мороз).

Деятельный – а… (активный). 

=

 

2. Подбор антонимов.
 Замени данные словосочетания одним словом- синонимом.

Подбери антонимы.

Тьма - … (свет).

Оборона - … (наступление).

Холодный - … (горячий).

Покупка - … (продажа).

Вверх - … (вниз).

Найди антонимы в пословицах.

Ученье свет, а не ученье – тьма.

Каково начало, таков и конец.

Добро помни, а зло забывай.

Отгадайте загадки.

Я антоним к слову «зной»,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня … (прохлада).

Я антоним к слову «лето»

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я … ( зима).

Припиши к словам антонимы, чтобы из первых букв получилось слово дом.

Ночь – д… (день)

Раздеться – о… (одеться)

Старый – м… (молодой) 

3. Многозначность слова.

В стихотворении А . Шибаева найдите многозначные слова.

- Не жалейте пятачка,-

Говорит корова,

-Вы купите молочка-

Вкусного, парного!

Поросята тут как тут:

-Нам по целой кружке!

Пятачки свои суют

Маленькие хрюшки.

Определите 3 значения слова свежий по текстам.

Вкусно пахнет свежим хлебом.

С моря подул свежий ветерок.

Подай мне свежую газету.

Устно объясни значение слов.

Стрелка (какая? ) - … (часовая, железнодорожная).

Узел (какой?) - … (верёвочный, морской, транспортный).

Живописная (что?) - … (картина, местность). 

 

4. Работа с фразеологизмами.

У какого из приведённых словосочетаний нет переносного смысла?

Обвести вокруг пальца. Смотреть сквозь пальцы.

Пальцем не шевельнуть. Согнуть палец.

Высосать из пальца.

Заменить одним словом.

Мозолить глаза - …(надоедать).

Точить лясы - …(болтать).

Клевать носом - …(засыпать).

Зарубить себе на носу -…(запомнить).

После дождичка в четверг -…(никогда)

 Закончи подходящим по смыслу словом – названием животного.

Голоден как …(волк).

Болтлив как …(сорока).

Изворотлив как …(уж).

Надулся как… на крупу( сыч) 

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56