Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Твое лицо в интернете

Елена Дмитриевна БУРИНА, Ирина Сергеевна ПОСТАВНЕВА,
 учителя-логопеды
ГБОУ «Академическая Гимназия № 56» Санкт-Петербурга

-

ТВОЕ ЛИЦО В ИНТЕРНЕТЕ
Методические материалы тренинга для учащихся 5 - 8 классов

-

2357

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: сформировать у участников установку на необходимость соблюдения речевых и культурных норм при общении в сети Интернет.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный комплекс, презентация PowerPoint(см. приложение); 5 карточек со справочным материалом; 3 карточки с текстами для эксперимента; секундомер.

1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

СЛАЙД 1

Добрый день. Мы пригласили вас на встречу, тема которой звучит так: «Твое лицо в Интернете». Надеемся, что по окончании встречи мы все узнаем что-то новое для себя. Как вы думаете, о чем пойдет наш разговор? (Дать возможность высказаться всем желающим).

Нам потребуется справочная информация. Чтобы не тратить время, мы подготовили ее заранее и распечатали на карточках. Кто желает войти в состав «справочного бюро» и в нужный момент громко и выразительно прочитать небольшой текст? (Выбрать 5 человек, раздать им карточки с текстами).

 



 

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

СЛАЙД 2

Максим Кронгауз, директор Института лингвистики РГГУ, автор книг «Русский язык на грани нервного срыва» и «Самоучитель олбанского» задается вопросом: «Что за странный эксперимент с русским языком происходит в Интернете, в котором мы все - вольно или невольно - участвуем? Кто его ставит и зачем?»

СЛАЙД 3

Уверены, все вы согласитесь, что жизнь с Интернетом лучше, чем без него. Ваши родители и учителя, когда сами учились в школе, получали творческие домашние задания. Что нужно было сделать в то время, чтобы, например, подготовить доклад?

  • Пойти в библиотеку
  • Выбрать книги по теме, справочники, энциклопедии, внимательно изучить их.
  • Написать доклад вручную на альбомных листах, нарисовать иллюстрации.

СЛАЙД 4

Как сегодня происходит подготовка школьного доклада? (отвечают ученики)

СЛАЙД 5

Раньше очень трудно было купить популярные книги, добыть популярную музыку, посмотреть кино.

Что нужно было сделать, чтобы весело и с пользой провести свободное время?

СЛАЙД 6

А как мы организуем свой досуг сегодня?

СЛАЙД 7

На столбах пестрели объявления о купле, продаже, обмене и т. д.

СЛАЙД 8

Как обстоят дела с обменом бытовой информацией сейчас?

СЛАЙД 9

Однако и сегодня на улице можно встретить объявления. Вот пример одного из них.

Давайте попробуем составить портрет человека, который его написал.

(Молодая девушка, веселая, приятная, грамотная, находчивая...)

СЛАЙД 10

А давайте теперь попробуем составить портрет человека, о котором говорится в этом меме.

(Молодая девушка, но неграмотная, из-за чего о ней складывается впечатление как о глупенькой, несерьезной, безответственной, незрелой личности, с ней неприятно общаться)

А вот как отзываются о неграмотных людях работодатели. Пожалуйста, прочитайте текст на карточке № 1.

КАРТОЧКА №1

Руководители по работе с персоналом в солидных компаниях рассуждают примерно так: «Если он пишет и говорит неграмотно, значит, он не овладел правилами русского языка. Возможно, у него недостаточно ума или мало знаний. А может быть, он знает правила, но не употребляет их. Значит, он или ленивый, или невнимательный. То и другое делает его ненадежным работником». Вот как это кратко сформулировал один из HR-менеджеров: «По письму заранее можно определить грамотного человека и решить, стоит ли иметь с ним дело».

Считается, что малограмотность ежегодно обходится бизнесу и налогоплательщикам в 20 миллиардов долларов в виде потерянной заработной платы, упущенной прибыли и сниженной производительности. (Здесь учитывают еще и неумение правильно читать и понимать текст)

СЛАЙДЫ 11 - 15

Давайте вместе попробуем найти ошибки в текстах, которые мы нашли в Интернете..

СЛАЙД 16

С какими людьми нам еще неприятно общаться?

Прошу прочитать мнение психологов, текст на карточке № 2.

КАРТОЧКА № 2

Психологи считают, что употребление в речи мата - это один из способов растормаживания инстинктов. Инстинкты - основа поведения животных. А человек тем и отличается от животных, что у него есть сознание и воля, и он может заставить себя действовать в рамках дозволенного поведения. Если в атмосфере постоянно «висит» нецензурщина, это снижает уровень личности, уровень интеллекта - и того, кто ругается, и того, кто это слышит.

СЛАЙД 17

А кто знает, как называется это явление? Это ведь не просто орфографические ошибки.

СЛАЙД 18

Прошу прочитать текст на карточке № 3.

КАРТОЧКА № 3

Под албанским сейчас понимается не русский вообще, а тот специфический русский язык, который используется в Интернете. Для него характерны искажения орфографии, поэтому наряду с названием «албанский» употребляется «олбанский».

Почти 10 лет в Интернете был популярен так называемый «язык падонков». Именно он потом, распространившись, стал называться олбанским. Падонки - сетевая контркультура, сформировав­шаяся на нескольких сайтах, многих из которых уже не существует. Сейчас остался известный сайт udaff.com. В основе этой контркультуры лежал текст, в котором нарушались всевозможные табу, языковые и культурные. (Кстати, русское слово подонок образовано с помощью предлога по и существительного дно - по дну, т.е. расположенный на дне).

Словечки, придуманные падонками, прочно вошли в интернетовский обиход: Превед! В Бобруйск, жывотное! Аффтар жжот, Аццкий сотона…

СЛАЙД 19

В «языке падонков» есть устойчивые клише для комментариев. Давайте их прочитаем.

Надо отметить, что известные падонковские авторы - это люди с большим культурным багажом, для которых ошибочное написание - не следствие незнания орфографии, а словесная игра, которая требует хорошего знания фонетики и орфографии.

Совсем непросто написать так, чтобы ошибиться во всех возможных местах.

А теперь предлагаю вам провести эксперимент. Нам нужны 3 человека, умеющие читать уверенно и быстро. Всем троим придется выйти за дверь, а потом входить в аудиторию по одному и читать текст, который мы вам дадим.

(Когда испытуемый входит в аудиторию, ему предлагают карточку с текстом, просят читать вслух и засекают время. Все остальные участники читают этот же текст на слайде про себя).

СЛАЙД 20

Этот текст был опубликован в интернете в 2003 году с целью показать, что хорошо читающий человек читает слово целиком, не складывая буквы по порядку.

Текст № 1

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси а все солво цликеом.

СЛАЙД 21

Этот текст предлагает М. Кронгауз в «олбанской версии»; читать его труднее, т.к. глаза плохо узнают слова, написанные не по правилам русского языка.

Текст № 2

Па ризультатом еследавоний аднава онглизкава уневирсетето, не емеит зноченийа, фкоком парятки розпаложыно букво фслови. Главнайэ, жтобы первойо и паследняйо буквы быле номезти. Азтальныйи буквы могуд следавать фполнам бизпарятки, фсеровно текзд четаидся беспраблем. Пречинай этава йавляйицца тожта мы ничетайим кашдуйу букву паатдельназте, а фсе слава тсилеком.

СЛАЙД 22

Кронгауз предлагает попробовать прочитать часть того же «олбанского» текста, но перемешав буквы.

Текст № 3

Па ртуиьтазолм елиевдаонсй анавда олгикназва уевтиснетера, не еемит зойеннича, фококм потряки рожпалоинзо бувко фсолви…

Какие выводы мы можем сделать, проанализировав результаты эксперимента? (Грамотно написанный текст читается быстро, даже если буквы в словах переставлены. Текст, написанный с множественным нарушением правил орфографии, читается медленнее. Текст, в котором слова написаны неграмотно и переставлены буквы, прочитать практически невозможно)

Итак, мы убедились, что наша орфография - не только культурная ценность, но и весьма практическая вещь. Именно орфография помогает легче воспринимать написанное, т.е. попросту - быстрее читать. За орфографические ошибки глаз грамотного человека цепляется, и чтение замедляется. Если таких задержек много, то чтение сильно тормозится.

Но орфография облегчает жизнь только грамотным людям.

Олбанский язык отличается от нормального русского тем, что в нем нет правил, есть только общий принцип: делай ошибку всякий раз, когда это не влияет на произношение. Пик популярности языка падонков прошел в 2005-2006 году. Сейчас, например, употребить слово превед - признак дурного тона.777

Как вы считаете, почему падонковский язык не получил дальнейшего развития, а тихо угас? (Игра в «язык падонков» наскучила ее участникам, а новое поколение интернет-пользователей ею не заинтересовалось, увлеклось новыми играми).

 СЛАЙД 23

В Сети есть сообщества, ратующие за грамотность. Наиболее активные борцы за грамотность – так называемые grammar-nazi (грамматические нацисты).

Группы grammar-nazi есть ВКонтакте и в Твиттере. В самой большой группе grammar-naziВКонтакте более 75 тысяч подписчиков.

 Название движения Граммар-наци и его не всегда добрые лозунги на первый взгляд кажутся агрессивными. Но иногда просто нельзя равнодушно читать некоторые высказывания.

 СЛАЙД 24

Каким вам представляется автор этого поста?

 СЛАЙД 25

Пожалуйста, прочитайте карточку № 4.

КАРТОЧКА № 4

Елена Ваенга на своем официальном сайте описала собственные эмоции относительно девушек из панк-группы Pussy Riot. Послание певицы отличалось крайней безграмотностью и отдавало неадекватностью. Сама певица признала, что письмо подлинное, а грамматические ошибки - результат захлестнувших ее эмоций. Правда, сама она говорит об этом так: "Ну, подумаешь, запятую не поставила". Правда, все в той же гостевой книге она принесла извинения мусульманам за то, что написала слово "мечеть" через "и".

СЛАЙД 26

Большинство пользователей Интернета ошибаются в написании одних и тех же слов.

СЛАЙД 27

В сентябре 2012 года новый продукт, направленный на увеличение грамотности населения, выпустил крупнейший российский поисковик «Яндекс». Сервис под названием «Работа над ошибками» (http://literacy.yandex.ru) в случайном порядке выдает правильные написания слов, в которых пользователи поисковика чаще всего ошибаются. При этом, как утверждают аналитики, половина ошибок – опечатки, когда человек промахнулся мимо клавиши, или набирал слова в англоязычной раскладке. Но остальные – самые что ни на есть настоящие орфографические ошибки, когда вместо слова проект пишут проэкт. 

 Перед вами 15 самых частых орфографических ошибок в русскоязычных запросах к поиску «Яндекса». Давайте будем читать слова по цепочке и исправлять.

СЛАЙД 28

Уже несколько лет с помощью Интернета в России и за рубежом проводится Тотальный диктант. Подробно о нем можно узнать на сайте http://totaldict.ru  

Пожалуйста, прочитайте карточку № 5.

 

КАРТОЧКА № 5

Тотальный диктант - ежегодная образовательная акция, призванная привлечь внимание к вопросам грамотности и развить культуру грамотного письма. Суть акции - добровольный бесплатный диктант для всех желающих, который проходит одновременно в десятках городов России и мира (с поправкой на часовые пояса).

Тотальный диктант - это своеобразный флеш-моб.

Цель Тотального диктанта - заставить людей задуматься, насколько они грамотны, и привить желание эту грамотность повышать.

Девиз Тотального диктанта: «писать грамотно – это модно!»

Подводя итог нашей встречи, давайте подумаем, снизил ли Интернет грамотность или повысил?

  • С одной стороны, снизил, потому что писать стали все желающие, а раньше тот, кто хотел донести свои мысли до читателей, сначала встречался с редакторами и корректорами издательств.

  • С другой стороны, Интернет кому-то помог повысить грамотность: есть справочные службы, комментарии неравнодушных людей (тех же граммар-наци), в программе MSWordесть сервис «проверка правописания».

  • С одной стороны, дети, читающие с экрана и не читающие книг, чаще бывают неграмотными, т.к. не привыкли к устоявшемуся графическому образу слова (в Интернете ошибок в десятки раз больше, чем в книгах).

  • С другой стороны, чтение - не основное условие грамотности.

 3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ 

СЛАЙД 29

Главным следствием распространения неграмотности в Интернете Максим Кронгауз считает то, что исчез стыд. Стыд собственной неграмотности. Писать неграмотно сегодня для многих не стыдно. По этому поводу тоже есть 2 точки зрения:

С одной стороны, что может быть хуже потери стыда?

С другой стороны, хорошо, что люди не стесняются: раньше стеснялись своей неграмотности и стыдились общаться письменно с людьми, а сейчас - не стесняются и общаются! Это же хорошо, с людьми общаться!

А что хуже: коммуникация без стыда или стыд без коммуникации - это уже каждый решает сам. А как бы вы ответили на этот вопрос? (Дать возможность высказаться всем желающим)

 АНКЕТА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ:

Уважаемый участник тренинга! Просим Вас ответить на два вопроса. Ваш отзыв очень важен для нас.

  1. Что нового Вы узнали?

  2. Где и как Вы будете применять полученные знания?

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ:

  1. Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва. – М.: Языки славянских культур. Знак, 2007. – 145 с.
  2. Кронгауз М. А. Самоучитель олбанского. —М.: АСТ, 2013. – 416 с.
  3. Коллекция картинок https://vk.com/global_grammar_nazi
  4. Коллекция картинок https://www.google.ru/search?q=картинки&newwindow

-

-

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес