Использование электронных образовательных ресурсов
в профориентационной работе со старшеклассниками
Профориентационная работа в старших классах Гимназии № 56 реализуется по программе «Я учусь выбирать» в рамках проекта «Абитур-класс». Программа включает в себя информационную поддержку учащихся и их родителей, фронтальную работу с классами, комплексную диагностику профессиональной направленности личности и индивидуальное консультирование.
Внедрение информационно-компьютерных технологий в деятельность психолога-профконсультанта позволило оптимизировать рабочий процесс, свести к минимуму временные затраты по сбору необходимой информации, постоянно иметь доступ к ее изменению, наладить новые способы коммуникации с участниками образовательного процесса.
Информационная поддержка учащихся.
Для осуществления информационной поддержки учащихся используется школьный сайт, ресурсы инфотеки ППМС-центра (информационные буклеты, литературу и др.). Размещенная на сайте Гимназии №56 информация постоянно обновляется и всегда является актуальной. В разделе «Информбюро» учащиеся старших классов могут получить информацию о днях открытых дверей и предметных олимпиадах, проводимых высшими учебными заведениями, найти электронные адреса крупнейших информационных порталов для абитуриентов. Учащиеся Гимназии, работая с разделами сайта «Поступающим в ВУЗы» и «ППМС-центр. Проект «Абитур-класс», могут найти ссылки не только на страницы высших учебных заведений Санкт-Петербурга и России, но и на электронные каталоги зарубежных ВУЗов (Европы, Америки, Австралии, Японии). Кроме этого, использование Интернет-ресурсов в значительной мере помогает в работе психолога-профконсультанта, как во время подготовительной работы, так и в процессе консультирования.
При помощи программы Microsoft Office Publisher специалисты ППМС-центра ежегодно составляют и дополняют информационные буклеты, в которых содержатся данные о высших и средних профессиональных учебных заведениях по направлениям, с указанием предлагаемых специальностей и контактной информации. Необходимые данные для их составления психолог-профконсультант получает при помощи Интернет-ресурсов.
Возможности сети Интернет также активно используются на консультациях для подбора дальнейшего образовательного маршрута, уточнения условий поступления, детального анализа профессиограмм, получения информации о датах дней открытых дверей.
Фронтальная работа
Психологами Гимназии № 56 активно используется компьютерная поддержка при фронтальной работе с классами. Благодаря применению мультимедийного оборудования: проекторов, интерактивных досок SMART-board, профконсультант имеет возможность не только использовать презентации на занятиях со старшеклассниками, но и организовывать профориетационные компьютерные игры («Кадровый вопрос», «Перспектива», «Энциклопедия профориентации»). Конечно, такая форма работы более интересна для учащихся. Использование мультимедийного оборудования позволяет делать работу более наглядной.
Старшеклассники Гимназии №56 принимают активное участие в фестивалях и олимпиадах. Некоторые из конкурсов проходят дистанционно. Ребята имеют возможность организованно пройти испытания и получить результаты, находясь дома или в Гимназии.
Консультационная и диагностическая работа с учащимися.
Начиная индивидуальную профориентационную работу с учащимися, обратившимися за помощью, профконсультант предлагает заполнить «Абитур-лист», разработанный специалистами ППМС-центра для помощи старшекласснику в планировании своей деятельности на учебный год. Данная работа необходима для понимания учеником, на каком этапе профессионального самоопределения он находится, что он может сделать самостоятельно, а в чем ему нужна помощь.
Первый раздел «Постановка целей. Выбор способа самоопределения» подсказывает учащемуся, к кому за помощью он может обратиться при выборе дальнейшего образовательного маршрута.
Следующий раздел «Могу. Хочу. Надо. – Этап соотнесения целей и возможностей», посвящен индивидуальному маршруту профессионального самоопределения. Он включает основные этапы выбора и содержит алгоритм профориентационной работы в зависимости от того, на какой ступени выбора образовательного маршрута в данный момент находится учащийся. Кроме того, в «Абитур-листе» отведено место для консультаций со специалистами ППМС-центра. Обратившийся за помощью ребенок при необходимости может записать информацию, полученную на консультации, составить план будущей работы с профконсультантом или специалистом довузовской подготовки, записать вопросы, возникающие в процессе самоопределения, чтобы задать их при встрече. Отдельно оставлено место для записи и анализа информации об условиях приема в высшие учебные заведения. Несомненное преимущество работы с этой методикой в том, что она находится на сайте в электронном виде, соответственно, учащийся может расширять поле для консультаций со специалистами, внося туда информацию, свои вопросы и пр.
«Абитур-лист» содержит информацию о «Портфолио выпускника», таблицу для анализа учебных результатов (таблица имеет несколько граф, позволяющих выпускнику записать не только оценки по предметам, выставленные в журнале за полугодие, но и самооценку своих знаний и экспертную оценку. Экспертом может выступать как учитель-предметник или преподаватель школы тестовой культуры, так и классный руководитель). Таким образом учащийся может получить всестороннюю оценку своих знаний по тому или иному предмету.
Очень важным разделом методики «Абитур-лист», позволяющим спланировать работу выпускника в течение учебного года, является раздел, посвященный формам подготовки к единому государственному экзамену. В таблицах, представленных в этом разделе, учащийся имеет возможность отметить, какие предметы он будет сдавать в формате ЕГЭ, проанализировать успеваемость по ним, записать расписание занятий в школе тестовой культуры и проработать подробный план подготовки к каждому предмету и даже по отдельным темам (очень важно, что в данном разделе перечисляются возможные формы подготовки к ЕГЭ, что, конечно, оказывает ученику помощь).
Как правило, профконсультант комментирует ребенку, обратившемуся за помощью, все разделы «Абитур-листа», а затем отправляет его на электронную почту учащегося. Вместе с «Абитур-листом», после подробного комментария, психолог может отправить ребенку на E-mail дополнительные материалы для самостоятельного анализа.
Диагностическая работа с учащимися также осуществляется с использованием информационно-компьютерных технологий. Так, в кабинете психолога старшеклассник отвечает на вопросы профориентационных методик, занесенных в специальную компьютерную программу «Профи-II», содержащую такие методики как: «Карта интересов» (А.Е.Голомшток), ДДО (Е.А.Климов), «Изучение мотивов профессиональной деятельности» (Л.А.Головей), «Диагностика работоспособности» (теппинг-тест Е.П.Ильина). Использование этой программы позволяет не только провести профориентационное тестирование и обработать результаты, но и соотнести данные нескольких методик и получить интерпретацию диагностического блока.
При необходимости проведения углубленной диагностики учащемуся предлагается заполнить тест Дж.Голанда на определение профессионального типа личности, анкету «Ориентация» (И.Л.Соломин), «Опросник профессиональной готовности» (Л.Н.Кабардова), тест «Определение способности к общению и саморегуляции». Для удобства обработки результатов методики занесены в программу MicrosoftOfficeExcel. Эта программа позволяет разместить каждую методику на отдельном листе и при заполнении бланка суммирует результаты по заданной формуле в созданную для этого электронную таблицу. Обычно эти методики отправляются учащимся по электронной почте (после подробного объяснения, как правильно вносить данные в таблицу) и заполняются ребенком дома. Далее учащийся может скопировать полученную таблицу результатов в текстовый документ и отправить по электронной почте психологу-профконсультанту или принести на usb-носителе.
Общение по электронной почте, равно как и в социальных сетях – еще одно преимущество использования информационно-компьютерных технологий, так как позволяет дистанционно решить некоторые вопросы, уточнить неясности. Особенно это важно когда учащийся решает заполнить электронные методики во время каникул, болезни или в любом другом случае, когда возникает вопрос, а обратиться к профконсультанту непосредственно возможности нет.
Методика биологической обратной связи
Возможность использования информационных технологий в образовательных учреждениях позволила внедрить в работу школьного психолога методику биологической обратной связи. Биологическая обратная связь демонстрирует физиологическое состояние и его изменения при возникновении различных ситуаций, с помощью тренировок человек развивает навыки саморегуляции, учится справляться с этими изменениями. Методика БОС зарекомендовала себя как эффективный инструмент для сохранения психического и физического здоровья человека. Она применяется как для лечения широкого диапазона психосоматических заболеваний, таких как головные боли, заболевания дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта и т.д., так и в профилактических целях, помогая снизить у учащихся напряжение, тревогу, беспокойство и переутомление. В старшей школе наиболее часто БОС используется в период подготовки учащихся 9 и 11 классов к ГИА и ЕГЭ. В процессе работы с тренажером, формируя диафрагмальное дыхание, ребята учатся самостоятельно преодолевать и подавлять стрессовые ситуации, поддерживать спокойное состояние.
Таким образом, внедрение информационно-компьютерных технологий в работу психолога-профконсультанта позволяет добиваться наиболее эффективных результатов, существенно сокращая временные и организационные затраты.
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...