Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Логопедическое занятие в 3 классе (конспект)

Т. В. НАЗАРОВА, учитель-логопед
ГБОУ «Академическя Гимназия № 56» Санкт-Петербурга

 

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ

С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

 

Тема: Корень слова, однокоренные слова.

Цель: Закрепить умение выделять корень слова, подбирать родственные слова.

Задачи:

  1. Совершенствовать умение выделять корень в слове;
  2. формировать навык подбора родственных слов;
  3. расширять словарный запас за счёт уточнения значения слов;
  4. развивать навыки словообразования;
  5. развивать звукобуквенный анализ;
  6. развивать слуховое, зрительное внимание, мыслительные процессы;
  7. формировать личностные УУД: желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся;
  8. формировать регулятивные УУД: контроль и самостоятельная коррекция, способность помнить правило и действовать в соответствии с ним;
  9. формировать познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;
  10. формировать коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, индивидуальные доски с маркерами, интерактивная доска, 2 игры с магнитными удочками «рыбалка», цветные объемные буквы, жетоны.

Ход занятия:

1. Организация детей к началу занятия:

У каждого учащегося на парте лежит цветная буква.

- Сядет тот, кто правильно назовет свою букву и соответствующий ей звук, который она обозначает (Дети называют букву и звук и садятся за парты).

2. Введение в тему:

- Давайте вместе составим слово из ваших букв, расположив их в порядке следования цветов радуги.

(Учащиеся составляют слово «корень»).

-Что такое корень? (Учащиеся предлагают ответы: часть растения, часть слова).

-Как вы думаете, о каком корне мы будем говорить сегодня? (О корне слова).

Учащиеся формулируют тему занятия.

- Правильно, тема нашего занятия: «Корень слова и однокоренные слова».

Логопед предлагает ученикам повторить материал предыдущих занятий, ответив на вопросы: Что такое корень слова? Почему он самая главная морфема в слове? Какие слова являются однокоренными? Учащимся предлагается назвать синоним к слову «однокоренные» слова (родственные).

У учащихся на партах карточка с наложенными изображениями. На доске слайд:

 

pic01sm                    pic02sm

- Назовите, какие картинки наслоились друг на друга. (Дети называют картинки: рак, краб, лягушка, черепаха, рыба).

- Подберите названия картинок к данным схемам, учитывая состав слов. (Подбирают к схемам названия картинок, называют корни слов).

- А теперь отгадайте загадку и узнаете, кого мы будем сегодня ловить.

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (Рыба)

- Обведите изображение рыбы на вашей карточке. (Учащиеся обводят рыбу цветным карандашом).

3. Подбор родственных слов к слову «рыба»:

Учащиеся получают карточку, на которой будут писать однокоренные слова.

- Закончите стихотворную строчку словом с корнем «рыб» и впишите его в одну из рыб на вашей карточке:

 

pic03sm

Логопед читает стихотворение, учащиеся договаривают последнее слово и вписывают его в свою карточку.

Плавники у нас росли бы, мы бы плавали как _______(рыбы).

Я б хвостом махала гибким и резвилась словно ________(рыбка).

Вот с крючка срывает крошки очень мелкая ________(рыбешка).

Выплывает, корм ища, пребольшая _______(рыбища).

Рыба не клюет никак, видно я плохой _______(рыбак).

Если наживки вам не жалко, будет отличная _________(рыбалка).

Ловить рыбу – не судачить, очень я люблю _______(рыбачить).

Вот такой у нас улов, мама славный ______(рыболов).

Про рыб все знает рыбовод, только зайди на _______ (рыбозавод).

4. Выделение корня в словах, работа на индивидуальных досках:

- Нам нужно собраться на рыбалку и взять с собой необходимые вещи. Я назову предмет, который нам пригодится на рыбалке, а вы запишите на своей доске только корень из этого слова.

Логопед называет слова: удочка, ведро, лодка, весла, приманка, поплавок. Дети записывают только корень слова и показывают запись логопеду, поднимая доску вверх. (Осуществляется проверка записанных корней: уд, ведр, лодк, весл, ман, плав).

За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон в виде рыбки.

- Молодцы, теперь мы готовы отправиться на рыбалку.

5. Классификация родственных слов, работа по командам:

Учащиеся делятся на 2 команды, у каждой команды есть удочки с магнитами и игра «Рыбалка». На рыбках написаны слова.

На доске слайды:

 

pic04sm            pic05sm

- Первая команда будет ловить рыбу в реке. Она должна вытянуть все родственные слова к слову «река». Помогайте друг другу, ловите только однокоренные слова!

(На рыбках слова: речка, речь, реченька, речной, заречный, речевой, поречье, изрекать).

 - Вторая команда будет ловить рыбу в море. Она должна найти все родственные слова к слову «море». (На рыбках слова: морской, заморский, морщинка, приморский, взморье, заморить, моряк, уморительный).

Дети вытягивают удочками рыбок с родственными словами. Выигрывает та команда, которая правильно подобрала родственные слова (она получает жетоны). Группу подобранных родственных слов учащиеся записывают в тетради. Уточняются значения слов: изрекать, речевой, поречье, заморить, взморье, уморительный.

По ходу проверки выполненного задания представители команд передвигают на доске выбранные ими родственные слова.

6. Работа со стихотворением, правописание безударных гласных в корне слова:

На доске слайд с зашифрованным четверостишием:

 

pic06sm

- Расшифруйте слова, вписывая корень слова, вставьте пропущенную безударную гласную.

Дети по очереди выходят к доске и вписывают корни; вставляют безударные гласные, подбирая проверочное слово.

- Спишите стихотворение в тетрадь, выделите корни слов.

7. Подведение итогов занятия:

- Ребята, наша рыбалка окончена! Давайте подсчитаем наш улов. (Дети складывают заработанные жетоны в ведерко и считают). Вот сколько интересных и точных ответов прозвучало у нас на занятии!

Ученики отвечают на вопросы: Что они делали на занятии? Где каждый из них может применить приобретенные сегодня знания? Какие новые слова они узнали на занятии?

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес