Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Методика консультативного сопровождения учащихся

Данная программа является результатом изучения опыта деятельности  специалистов PMS-центров Бельгии в рамках русско-бельгийского проекта и используется специалистами ППМС – центра гимназии №56.

Существующие подходы в работе школьных психологов не всегда соответствуют требованиям педагогической практики. Зачастую специалисты ориентируются на  постановку диагноза,  описание, определение того, что происходит с ребенком в школьной жизни. Учитель не всегда считает полезным, то, что предлагает психолог в качестве решения проблем обучения достижимым в практике. Учителя не следуют советам, если они не соответствуют их ожиданиям. Иногда учителя видят и переживают проблему совсем по-другому,  чем представляет психолог. Таким образом, такая разница часто приводит к непониманию, низкой эффективности сотрудничества учителя и психолога. Определяющим  звеном  в сотрудничестве учителя и психолога является убежденность в правильности совета, плана действий в решении проблем обучения учащихся.

Методика консультативного сопровождения учащихся - это диалог между учителем и специалистами ППМС - центра. В ходе такого диалога определяются проблемы ребенка, и ведется совместный поиск возможных решений.

Учитель и сотрудник службы сопровождения являются партнерами и находятся в ситуации непрерывного сотрудничества. При консультативном сопровождении учащихся акцент делается, в первую очередь, на мотивацию учителя и сотрудника ППМС - центра к достижению цели совместной помощи учащемуся. «Вместе искать пути решения проблем ребенка», - вот главный принцип методики консультативного сопровождения.

Решение, выработанное путем совместного поиска, представляется учителю приемлемым и достигаемым, поэтому исполнение является вероятным

В ходе консультативного сопровождения решаются следующие вопросы:

  • в чем заключается проблема ученика?
  • какими возможностями располагает ученик для того, чтобы справиться с проблемой?
  • чем может помочь ученику учитель в конкретной ситуации?
  • что могут сделать для ученика его родители?
  • что могут сделать специалисты ППМС - центра?

Схема консультативного сопровождения:

Шаг 1. Установление контакта с педагогом.

Определяем, в чем учитель видит проблему, просим ее описать. Важно понять весь круг вопросов, которые волнуют учителя.  Разговор должен быть как можно более конкретным. Важно получить описание всей ситуации. Если у учителя не хватает информации, то нужно обсудить, где можно получить эту информацию. На этой стадии гипотез не строим.

Шаг 2. Анализ запроса о помощи, описание, анализ конкретной ситуации.

Необходимо выяснить что так, что не так. Строим гипотезы. Очередные гипотезы консультанта и являются очередными вопросами к учителю. Привлечь учителя к анализу всех взаимосвязей, всех параметров, которые вы выявили. Если учитель не согласен проводить какие-то дополнительные исследования, то вы должны сделать это сами. Если это нужно, необходимо встретиться с ребенком. Косвенные факторы, то, что касается познавательных процессов, интеллекта и т. д.- работа психолога.

Шаг 3. Формулировка проблемы (четкое описание).

Шаг 4. Анализ проблемы - проверка  выдвинутых гипотез.

Шаг 5. Формулирование предложений о помощи.

Шаг 6. Прогнозирование эффективности мер.

Шаг 7. Планирование педагогом способов помощи ребенку при консультативной поддержке специалистов ППМС - центра.

Шаг 8. Дальнейшее взаимодействие специалистов ППМС - центра с педагогом в период реализации плана по решению проблемы.

Шаг 9. Анализ результатов эффективности взаимодействия специалистов ППМС - центра с педагогом в решении проблемы.

Данную методику можно употреблять для решения самых разных проблем: младших школьников, подростков; для детей с социально-эмоциональными проблемами, или проблемами освоения учебного материала. 

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56