Данная программа является результатом изучения опыта деятельности специалистов PMS-центров Бельгии в рамках русско-бельгийского проекта и используется специалистами ППМС – центра гимназии №56.
Существующие подходы в работе школьных психологов не всегда соответствуют требованиям педагогической практики. Зачастую специалисты ориентируются на постановку диагноза, описание, определение того, что происходит с ребенком в школьной жизни. Учитель не всегда считает полезным, то, что предлагает психолог в качестве решения проблем обучения достижимым в практике. Учителя не следуют советам, если они не соответствуют их ожиданиям. Иногда учителя видят и переживают проблему совсем по-другому, чем представляет психолог. Таким образом, такая разница часто приводит к непониманию, низкой эффективности сотрудничества учителя и психолога. Определяющим звеном в сотрудничестве учителя и психолога является убежденность в правильности совета, плана действий в решении проблем обучения учащихся.
Методика консультативного сопровождения учащихся - это диалог между учителем и специалистами ППМС - центра. В ходе такого диалога определяются проблемы ребенка, и ведется совместный поиск возможных решений.
Учитель и сотрудник службы сопровождения являются партнерами и находятся в ситуации непрерывного сотрудничества. При консультативном сопровождении учащихся акцент делается, в первую очередь, на мотивацию учителя и сотрудника ППМС - центра к достижению цели совместной помощи учащемуся. «Вместе искать пути решения проблем ребенка», - вот главный принцип методики консультативного сопровождения.
Решение, выработанное путем совместного поиска, представляется учителю приемлемым и достигаемым, поэтому исполнение является вероятным
В ходе консультативного сопровождения решаются следующие вопросы:
- в чем заключается проблема ученика?
- какими возможностями располагает ученик для того, чтобы справиться с проблемой?
- чем может помочь ученику учитель в конкретной ситуации?
- что могут сделать для ученика его родители?
- что могут сделать специалисты ППМС - центра?
Схема консультативного сопровождения:
Шаг 1. Установление контакта с педагогом.
Определяем, в чем учитель видит проблему, просим ее описать. Важно понять весь круг вопросов, которые волнуют учителя. Разговор должен быть как можно более конкретным. Важно получить описание всей ситуации. Если у учителя не хватает информации, то нужно обсудить, где можно получить эту информацию. На этой стадии гипотез не строим.
Шаг 2. Анализ запроса о помощи, описание, анализ конкретной ситуации.
Необходимо выяснить что так, что не так. Строим гипотезы. Очередные гипотезы консультанта и являются очередными вопросами к учителю. Привлечь учителя к анализу всех взаимосвязей, всех параметров, которые вы выявили. Если учитель не согласен проводить какие-то дополнительные исследования, то вы должны сделать это сами. Если это нужно, необходимо встретиться с ребенком. Косвенные факторы, то, что касается познавательных процессов, интеллекта и т. д.- работа психолога.
Шаг 3. Формулировка проблемы (четкое описание).
Шаг 4. Анализ проблемы - проверка выдвинутых гипотез.
Шаг 5. Формулирование предложений о помощи.
Шаг 6. Прогнозирование эффективности мер.
Шаг 7. Планирование педагогом способов помощи ребенку при консультативной поддержке специалистов ППМС - центра.
Шаг 8. Дальнейшее взаимодействие специалистов ППМС - центра с педагогом в период реализации плана по решению проблемы.
Шаг 9. Анализ результатов эффективности взаимодействия специалистов ППМС - центра с педагогом в решении проблемы.
Данную методику можно употреблять для решения самых разных проблем: младших школьников, подростков; для детей с социально-эмоциональными проблемами, или проблемами освоения учебного материала.
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...