Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Дети с ОВЗ в образовательном процессе

Татьяна Васильевна КОНЮХОВА, Наталия Ивановна СУХОНИНА,
учителя-логопеды ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга

 

ВКЛЮЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ № 56:
КОМПЛЕКСНОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
В ДОШКОЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Человек должен быть счастлив тем, что у него есть
и не быть несчастным от того, чего у него нет
 А. Моруа

 

 

pic1smСопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей гимназии осуществляется в рамках проекта «Инклюзивное образование». Этот проект позволяет предоставить детям cОВЗ равные и разнообразные возможности для получения образования.

Специальные занятия с логопедом, психологом, тьюторская поддержка со стороны воспитателей и учителей помогают:

  • обеспечить оптимальные условия для развития ребёнка с ОВЗ;
  • максимально вовлечь его в общественную жизнь гимназии;
  • воспитывать толерантное отношение к этим детям у педагогов, учащихся и их родителей.

Обучение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе – достаточно серьёзное жизненное испытание. В процессе обучения таким детям требуется помощь и поддержка в преодолении социально-эмоциональных проблем, в формировании и развитии социальных и коммуникативных навыков, в организации и осуществлении коррекционной и развивающей работы.

Наличие внутришкольного ППМС-центра - команды специалистов: психологов, логопедов, социального педагога, работающих в тесном взаимодействии с педагогами и сотрудниками других служб школы, позволило создать достаточно эффективную модель комплексного сопровождения детей с ОВЗ.

В работе с детьми специалисты ППМС-центра учитывают основные принципы инклюзии:

  • принцип индивидуального подхода, который предполагает выбор методов и средств сопровождения с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребёнка;
  • принцип междисциплинарного подхода –с ребёнком работают специалисты (логопед, психолог), которые разрабатывают и реализуют программы развития с учётом индивидуальных особенностей ребёнка;
  • принцип самостоятельной активности ребенка – важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение самостоятельной познавательной активности ребенка;
  • принцип семейно-ориентированного сопровождения, который позволяет включать родителей в качестве активных участников в каждый этап педагогического процесса.

Подчеркнём, что залог успеха в нашей работе по сопровождению детей с ОВЗ заключается именно в тесном взаимодействии специалистов ППМС-центра с ребёнком, его семьёй, воспитателями, педагогами, представителями общественных организаций («АРДИС», родительским объединением «Я слышу мир»). Это взаимодействие позволяет совместно разработать эффективные программы индивидуального сопровождения, организовать поддержку воспитателей и педагогов, работающих с такими детьми, и родителей.

Сопровождение детей с ОВЗ предусматривает несколько этапов: подготовительный, информационно-диагностический, практический и аналитический.

На подготовительном этапе специалисты знакомятся с ребёнком и родителями, проводят анкетирование и анализ данных медицинской карты ребёнка, карты индивидуального сопровождения (данные анамнеза) и результатов психолого-логопедической диагностики.

Во время информационно-диагностического этапа специалисты службы сопровождения проводят диагностику развития познавательных процессов, социальной сферы, состояния устной речи (звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматический строй речи) с использованием новых информационных технологий. Они информируют воспитателей, учителей, родителей о структуре дефекта, о состоянии устной и письменной речи ребёнка, об его компенсаторных возможностях. После адаптационного периода психолог и учитель-логопед проводят индивидуальные собеседования с классным руководителем, учителями, воспитателями по анализу индивидуальных особенностей ребёнка, адаптации, развития познавательной сферы и сформированности общеучебных навыков.

Практический этап включает в себя индивидуальное психолого-логопедическое сопровождение ребёнка. Для воспитателей, педагогов, родителей разрабатываются рекомендации по оптимизации процесса воспитания и обучения ребёнка.

В процессе сопровождения реализуется комплекс системно-ориентированных программ, разработанных специалистами ППМС-центра нашей гимназии. Данный комплекс позволяет осуществлять непрерывное сопровождение инклюзивного образования. В дошкольном отделении реализуются программы, направленные на развитие эмоциональной сферы и навыков общения, подготовке к обучению в школе: «Островок Дружбы», «Познаю себя», «Готовность к школе». В начальной школе реализуются программы, направленные на профилактику и коррекцию учебных затруднений, преодоление социально-эмоциональных проблем, формирование детского коллектива: «Мои первые шаги в школе», «Учись учиться», «Секреты успешной учёбы», «Остров Дружбы», «Дружный класс».

Адаптироваться «особому» ребёнку к новым для него условиям, сформировать дружный детский коллектив, способствовать развитию у детей толерантности и коммуникативных навыков в Дошкольном отделении и начальной школе помогает программа «Успех. Образование. Здоровье. Развитие» (УЗОР).

Основным инструментом программ сопровождения являются портфолио дошкольника и ученика начальной школы, разработанные специалистами ППМС-центра:

«Я расту», «Я учусь общаться», «Я готовлюсь к школе», «Я учусь произносить звуки», «Я учусь быть грамотным», «Мои секреты успешной учёбы».

pic2sm

На аналитическом этапе подводятся итоги работы по программе. Проводятся мониторинги эффективности программы психолого-логопедического сопровождения и комфортности образовательной среды; психолого-педагогический консилиум «Итоги и перспективы» (анализ результатов успеваемости, успешности усвоения программного материала; анализ интеграции в группе воспитанников детского сада и в школьном коллективе; анализ сформированности социально-коммуникативных навыков).

На каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели мы фиксируем успех ребёнка, так как именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.

Сопровождая ребёнка с ОВЗ, специалисты ППМС-центра осуществляют информационную поддержку всех участников образовательного процесса (буклеты, психолого-логопедические консилиумы, круглые столы), регулярно проводят консультирование, семинары и тренинги «Мы и наши дети», заседания клуба «Поддержка» для родителей и педагогов.

Успешной адаптации детей с ОВЗ в дошкольном отделении и школьной среде способствуют благоприятные условия инклюзии: сохранный интеллект ребенка; его личностные качества (работоспособность, целеустремлённость); ранняя инклюзия (на этапе дошкольного обучения или в начальной школе); комплексное сопровождение (взаимодействие специалистов ППМС-центра с учителями, родителями, администрацией Гимназии); помощь и поддержка со стороны родителей.

Инклюзия детей с ОВЗ в общеобразовательную школу в настоящее время не является массовым явлением. Это, как правило, работа с конкретным ребёнком и его родителями. Важно, чтобы семья, в которой растёт такой ребёнок, сам ребёнок имели возможность реализовать своё право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую специализированную помощь.

На наш взгляд, инклюзивное образование важно и необходимо не только для ребенка с ОВЗ, но и для родителей, педагогов, воспитанников и учеников Гимназии. Даже небольшой успех такого ребёнка – это большая победа всех, кто рядом с ним: поддерживает, сопровождает и помогает.

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56