Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Профориентационная работа среди учащихся

Профориентационная работа как составляющая индивидуального сопровождения учащихся

Современное общество - это динамичная, ориентированная на результат, компьютеризированная структура, поэтому успешная интеграция в нее требует от человека активной жизненной позиции, мотивации на образование, социальной активности, умения приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям, способности к сотрудничеству. Очень важным аспектом успешной социализации является умение делать самостоятельный осознанный выбор в любой жизненной ситуации.

В старшей школе остро встает вопрос профессионального самоопределения и выбора дальнейшего образовательного маршрута, в связи с этим важнейшей задачей психолога-профконсультанта является помощь каждому ребенку в решении этой  проблемы.

Профориентационная работа в Гимназии № 56 начинается уже в средней школе (с 7-го класса). При реализации программы «Я учусь выбирать – 7» учащиеся знакомятся с алгоритмом выбора предпрофильного класса, учатся анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями. На основе полученной информации, рассмотрев все возможные варианты, ребята учатся принимать правильное самостоятельное решение. В старшей школе профориентационная работа продолжается по программе «Я учусь выбирать  - 9». Данная программа ориентирована на актуализацию уже имеющихся знаний, непосредственный выбор профиль обучения и дальнейшего профессионального самоопределения.

Специалистами ППМС-центра Гимназии № 56 разработан «Дневник «Я учусь выбирать» - инструмент, помогающий проводить информационно-диагностические занятия при фронтальной работе с учащимися 9-х классов.

  

 

Структура «Дневника «Я учусь выбирать».

  • Анкета «Знакомство», в которой ребята рассказывают о своих увлечениях, наиболее интересных литературных жанрах, любимых и нелюбимых школьных предметах, обосновывая этот выбор.
  • Формула правильного выбора. Проводя занятия в классах, психолог-профконсультант обсуждает с учащимися основы правильного выбора.
  • Варианты образовательного маршрута. Информационный раздел «Дневника», рассказывающий о возможных вариантах продолжения обучения по окончании 9-го класса: смена профиля, поиск образовательного учреждения с наиболее подходящим профилем, поступление в ССУЗ  (рассмотрение особенностей каждого из вариантов).
  • Иерархия ценностей. Так как любой выбор человека связан с его жизненными ценностями, учащемуся предлагается список ценностей для того, чтобы он проранжировал их.
  • Раздел информация о профилях освещает имеющие профильные классы в Гимназии № 56.
  • Диагностический раздел  включает в себя профориентационные методики: карта интересов (модифицированный вариант), анкета «Типы интеллекта».
  • Страничка «Результаты диагностики» содержит таблицы для занесения полученных результатов диагностики. Учащиеся самостоятельно их заполняют и анализируют.
  • Страничка классного руководителя. В данном разделе педагог высказывает свое мнение относительно дальнейшего образовательного маршрута для учащегося.
  • Страничка учащегося. По результатам работы с «Дневником» учащиеся записываются к психологу-профконсультанту для анализа полученных диагностических данных и проработки основного и запасного варианта образовательного маршрута.
  • Страничка для родителей. Родители указывают, какой вариант образовательного маршрута для своего ребенка видят они и обосновывают этот выбор.

Профориентационная работа с учащимися 10-х и 11-х классов по программе «Я учусь выбирать – 10,11» и проекту «Абитур-класс» состоит из нескольких компонентов: участие в предметных вузовских олимпиадах, определение набора выпускных экзаменов, подготовка к ЕГЭ работу по профильным предметам, тренинги «ЕГЭ без стресса», помогающие учащимся обрести уверенность на экзамене, справится с волнением и настроится на работу.

      Информационная поддержка старшеклассников осуществляется на школьном сайте в разделе «Информбюро», где учащиеся могут найти информацию о днях открытых дверей ВУЗов, предметных олимпиадах в высших учебных заведениях, также в разделе информбюро содержаться ссылки на сайты крупнейших ВУЗов СПб и порталы для абитуриентов.

 Вспомогательным инструментом в работе психолога-профконсультанта и учащегося является специально разработанный «Абитур-лист», помогающий старшекласснику в планировании своей деятельности. Эта методика находится в разделе школьного сайта «Информбюро» и может использоваться как подготовительный этап индивидуального консультирования.

Основные разделы методики «Абитур-лист»

  • Постановка целей. Выбор способа самоопределения. С помощью этого раздела учащийся может определить, на каком этапе профессионального самоопределения он находится и найти информацию о специалистах, к которым он может обратиться за помощью.
  • Могу. Хочу. Надо. Этап соотнесения целей и возможностей.
  • Портфолио выпускника. Раздел, содержащий информацию о «Портфолио выпускника».
  • Подготовка к ЕГЭ. помогает спланировать работу по подготовке к единому государственному экзамену. Рассказывает о формах и способах подготовки, содержит таблицу для анализа учебных результатов.

Заполнив разделы «Абитур-листа», определившись, на каком этапе выбора учащийся находится и какая помощь специалистов ППМС-центра ему требуется, старшеклассник может записаться на индивидуальную консультацию.

В рамках проекта «Абитур-класс» ППМС-центр проводит специальную программу «Консультационный центр», направленную на формирование у одиннадцатиклассников мотивированного понимания «куда и зачем пойти учиться?». 

  

Этапы профориентационного консультирования

  1. Планирование индивидуальной работы, определение ее целей и задач, прогнозирование результатов.
  2. Профориентационная диагностика («Карта интересов» (А.Е.Голомшток), ДДО (Е.А.Климов), тест Дж.Голанда на определение профессионального типа личности, анкету «Ориентация» (И.Л.Соломин), «Опросник профессиональной готовности» (Л.Н.Кабардова), тест «Определение способности к общению и саморегуляции»).
  3. Анализ результатов диагностики.  Оформление их в разделе портфолио «Я познаю себя».
  4. Анализ профессиограмм предпочитаемых профессий, соотнесение их с результатами профориентационной.
  5. Разработка плана подготовки к ЕГЭ.
  6. Сбор информации о ВУЗах, в которых можно получить избранную  специальность. Определение основного и запасного варианта выбора образовательного маршрута. Принятие решения. Уточнение плана подготовки к ЕГЭ.

Тренинг разделяется на два этапа:

  1. Фронтальная работа в классах. Основная задача – выработать навык оформления бланков. Занятие начинается с воссоздания атмосферы экзамена: участники проходят в класс и рассаживаются по одному за парту, получают бланки ЕГЭ. Оформление бланков традиционно представляет трудность для учащихся. В распоряжении участников тренинга инструкция по заполнению бланков, образцы печатных букв.  Инструкция, предлагаемая перед работой, поможет оптимизировать процесс выполнения заданий, вооружит учащихся приёмами работы с тестами ЕГЭ. Психологический тренинг, конечно же, не предусматривает содержательного анализа заданий (этим занимаются учителя-предметники), но вырабатывает умение правильно оформлять бланк,  обнаружить «ловушки» и особенности, которые могут оказаться решающими при компьютерной проверке. На этом занятии психолог-профконсультант информирует учащихся о проведении тренингов в малых группах, анонсирует содержание тренинга и приглашает ребят поучаствовать в них.
  2. Вторая часть тренинга – работа в группах.  На этом же этапе происходит знакомство участников с буклетом «Подготовка к экзамену». Тренинг вооружит участников навыкам снижения стресса, неизбежно возникающего в ситуации экзамена. Психофизические упражнения, регулирующие эмоциональное состояние учащихся, рекомендации по сохранению здоровья во время экзаменов составляют основное содержание. Здесь же подводятся итоги всей работы, происходит осмысление результатов, определяются пути преодоления неразрешённых проблем. Ниже мы приводим перечень двигательный упражнений, способствующих снятию стресса:

Результатом профориентационной работы должен стать не только осознанный самостоятельный выбор учащимся дальнейшего образовательного маршрута и профессиональное самоопределение по окончании школы, но и умение делать выбор в любой жизненной ситуации.

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56