Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Взаимодействие психолога и классного руководителя

Взаимодействие психолога и классного руководителя

в профориентационной работе со старшеклассниками.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения требует от школы формирования у учащегося активной жизненной позиции, готовности к осознанному выбору, социальной активности, способности к сотрудничеству, понимания значения профессиональной деятельности для человека и общества, мотивации на образование и самообразование в течение всей своей жизни. И здесь исключительно важную роль играют личность учителя, его умение установить контакт с учащимися, наладить доверительные отношения с классным коллективом, умение создать условия для развития и самореализации ребенка.

В старших классах велика значимость вопроса профессионального самоопределения. В связи с этим, профориентационная работа в ГБОУ Гимназии № 56 начинается в 7 классе по программе «Я учусь выбирать – 7», ориентированной  не только на то, чтобы подросток выбрал профессию, но и научился делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации. Важный этап профориентационной работы – 9-й класс, когда проводится фронтальная диагностика профессиональных предпочтений и личностных особенностей. Продолжением профориентационной работы в 11х классах является проект «Абитур-класс», целью которого является принятие осознанного решения, «где и как я хочу учиться дальше». Максимально полное решение задачи выбора образовательного и профессионального маршрута невозможно без активного взаимодействия всех участников образовательного процесса: учеников, учителей, классного руководителя, администрации, родителей. Взаимодействие специалистов ППМС-центра, классных руководителей, родителей и администрации является необходимым условием, обеспечивающим эффективность реализации программ. Очень важна активная позиция педагога, его внимание к интересам каждого ребенка, принятие взглядов школьника.

В процессе реализации программы «Я учусь выбирать»,  и в работе по проекту «Абитур-класс», реализующихся в старших классах ГБОУ Гимназии № 56, классный руководитель выступает связующим звеном между всеми участниками. На подготовительном этапе психологом обязательно проводится собеседование с классными руководителями для информирования их о предстоящей работе, ее целях и задачах. После собеседования классный руководитель становится координатором профориентационной программы. Психолог, опираясь на помощь классного руководителя, информирует учеников 9х классов и их родителей о предстоящем выполнении программы, фронтальной диагностике и работе с «Дневником». Несмотря на то, что работа с учащимися 11х классов строится через индивидуальное консультирование,  она проходит в тесном сотрудничестве профконсультанта и классного руководителя, сообщающего ученику о возможности, а иногда и необходимости получения консультации специалиста в области профориентации, и здесь особенно важна личная заинтересованность педагога и осознание им важности проводимой работы.

На следующем, информационно-диагностическом этапе, классный руководитель выполняет не только организационную (распространение информационных буклетов, создание условий для проведения профориентационных занятий), но и диагностическую роль. Опираясь на данные наблюдения за классом и обобщенные результаты диагностики, представленные психологом, педагог может помочь сформировать «группу риска» учащихся, не определившихся с профилем класса, находящимся в профильном классе не потому, что им интересны изучаемые предметы, а из-за того, что им нравятся конкретные учителя или туда пошли друзья. Здесь от классного руководителя требуется наблюдательность, объективность и непредвзятость, готовность отпустить хорошего, старательного ученика в другой, более подходящий для него класс. В то же время необходима деликатность, чтобы у школьника и его родителей не сложилось ощущение, будто от ребенка хотят избавиться. Решающим качеством будет искренняя заинтересованность в судьбе ученика и откровенность, так как без этих составляющих не смогут сложиться доверительные отношения между участниками образовательного процесса, без которых взаимодействие ученика и классного руководителя не будет максимально продуктивным. Безусловно, педагог может призвать на помощь психолога-профконсультанта, но его знание ребенка и понимание учебной ситуации является существенным фактором.

Инициативный, готовый к принятию нестандартных решений и выбору необычных путей и форм работы педагог, в тесном сотрудничестве с психологом может провести классные часы, посвященные профориентационным играм, чтобы позволить ребенку опробовать на себе ту или иную профессию, сформировать общее представление о профильных классах, мире профессий и путях их получения.

Классный руководитель, выступая активным участником процесса профессионального самоопределения старшеклассников, может заполнить с учащимися основные разделы «Портфолио выпускника», не затрагивающие психологической диагностики.

Прекрасным началом для заполнения раздела портфолио «Мой портрет» может стать классный час, посвященный обсуждению жизненных и профессиональных ценностей. Однако, ни для кого не секрет, что только знающий и любящий свою работу, учитель, осознающий цели обучения, понимающий и принимающий значение образовательного процесса, опираясь на свой жизненный опыт, может помочь сформировать у учащихся умение анализировать свои цели, расставлять приоритеты, опираться на собственные интересы, а значит, принимать осознанные решения.

Учитель, мотивированный на самообразование, постоянное обучение, расширение границ знания, способный выйти за пределы школьной программы и освоить вместе со своими учениками новые, нестандартные подходы к решению задач, сможет заинтересовать школьников участием в предметных олимпиадах и фестивалях, проводимых высшими учебными заведениями. А успехи, достигнутые на этих конкурсах, лягут в основу раздела портфолио «Копилка достижений».

Готовность заинтересованного учителя, опирающегося на потребности своего воспитательского класса к максимальному расширению представлений учащихся о возможных вариантах выбора образовательного маршрута, помогает ученику в накоплении знаний об учебных заведения и становится основой раздела  «Информационно-ресурсный коллектор».

Только чуткий, отзывчивый, любящий детей учитель, способный найти индивидуальный подход к каждому ученику поможет сделать свой осознанный выбор, позволяющий максимально реализовать свои возможности.

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56