Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Реализация программ ППС

Реализация программ психолого-педагогического сопровождения в условиях ФГОС второго поколения

Государственные стандарты нового поколения задают ориентиры развития всей системы образования. ФГОС второго поколения отличает ряд особенностей:

  • Стандарт ориентирован на новые результаты образования.
  • Стандарт обозначает ценность системно-деятельностного подхода к обучению.
  • Стандарт предлагает рассматривать требования к образованию как совокупность трех систем требований: требований к структуре основных образовательных программ общего образования; требований к результатам освоения основных образовательных программ; требований к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ общего образования.
  • Стандарт реально обеспечивает условия для воспитания учащихся.

Среди требований новых стандартов начального образования, выделяется ориентация на достижение метапредметных результатов. Что такое метапредметные результаты? Метапредметные результаты представляют собой универсальные учебные действия, которые могут быть применены на любом материале, в том числе в новых ситуациях, в которых может оказаться ребенок. Важнейшей характеристикой стандарта является системный подход к результатам образования: личностные, метапредметные и предметные результаты не противопоставляются друг другу, а становятся взаимодополняющими.

Основная задача педагогов и психологов, которые будут сопровождать ребенка в процессе формирования метапредметных результатов, состоит в том, чтобы научить его учиться, а не просто помогать ему в накоплении знаний по отдельным предметам.

Перечислим универсальные учебные действия, которые лежат в основе метапредметных результатов начального образования:

УУД 1: Ребенок умеет планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления.

УУД 2: Ребенок умеет контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок.

УУД 3: Ребенок умеет использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых             объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

УУД 4: Ребенок умеет ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

УУД 5: Ребенок может осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

УУД 6: Ребенок умеет работать в малой группе: может учитывать позиции партнеров, обосновывать собственную позицию и координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения.

УУД 7: Ребенок умеет работать в малой группе: задавать партнерам по деятельности вопросы, необходимые для совместного решения задачи.

УУД 8: Ребенок может работать в малой группе: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь партнеру.

УУД 9: Ребенок может записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ и обмениваться ею в образовательном процессе.

УУД 10: Ребенок умеет осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

 УУД 11: Ребенок может представлять информацию средствами ИКТ в графическом виде: таблицы, графики и прочее.

Очевидно, что в условиях введения ФГОС второго поколения программы психолого-педагогического сопровождения должны обеспечивать поддержку ребенка в процессе освоения им навыков учебной деятельности в соответствии с новыми требованиями к будущему выпускнику школы и абитуриенту, который должен обладать навыками самопрезентации, самоорганизации; должен уметь самостоятельно добывать и перерабатывать информацию, а также должен обладать способностью к самостоятельному поиску способов решения проблемной ситуации, готовностью к осознанному и самостоятельному выбору.

Примерами программ психолого-педагогического сопровождения, решающих поставленные новыми стандартами задачи, могут служить программа «Учись учиться» и «Секреты успешной учебы», которые разработаны на основе анализа типичных учебных затруднений учащихся и направлены на формирование общеучебных навык.

Структура программы «Учись учиться»

Модуль А: Умение правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию

Модуль В: Умение планировать действия по выполнению задания

Модуль С: Умение осуществлять итоговый самоконтроль

Модуль D: Умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности

Модуль E: Умение произвольно управлять своим вниманием и темпом деятельности

Модуль F: Умение общаться в учебной ситуации

Структура программы «Секреты успешной учебы»

Тема 1. Умею ли я учиться? - самоанализ сформированности общеучебных навыков. Постановка целей обучения. Технология ведения портфолио.

Тема 2. Секреты планирования. Выделение главного. План действий. Лестница успеха. Линейки достижений. Распорядок дня. Правила составления распорядка дня.

Тема 3. Распределение времени и самоконтроль. Волевые усилия. Полезные привычки. Организация рабочего места.. Подготовка к новому учебному дню.

Тема 4. Секреты хорошего отдыха. Как организовать свой досуг. Учимся делать осознанный выбор вида деятельности (первый опыт самоопределения).

Тема 5. Секреты эффективной работы с тетрадью и другими источниками информации. Работа с книгой. Составление опорного конспекта. Карта памяти. Как учить стихотворения. Как написать доклад, реферат. Правила эффективной работы в библиотеке, медиатеке. Работа с тетрадью. Подготовка к сочинению. Подготовка к контрольной работе.

Тема 6. Секреты успеха на уроке. Правила эффективной работы на уроке. Карта самонаблюдения.

Тема 7. Секреты эффективного решения проблем. Алгоритм анализа и преодоления проблемной ситуации.

Портфолио используется и как «портфель достижений» для самооценивания и учета ребенком собственных результатов и фиксации успехов, что способствует формированию положительной Я-концепции, укрепляет веру в свои возможности, мотивирует на освоение все новых вершин. Портфолио – это возможность взглянуть со стороны на свои проблемы и найти правильный путь к их решению.

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес