Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска» в условиях введения ФГОС второго поколения
В процессе обучения и воспитания ребенка, в ежедневной практике, педагоги оказывают помощь ученику в преодолении различного рода трудностей. О «группе риска» или группе «проблемных» учащихся по поведению, успеваемости и т.д. говорят тогда, когда проблемы носят стойкий характер и требуют комплексного системного подхода к их преодолению.
Изменения, которые в течение последних лет происходят в системе образования и в обществе в целом, требуют от современной школы новых подходов к организации психолого-педагогических условий внутри образовательного учреждения для обеспечения поддержки, помощи и сопровождения всех учащихся, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных детей, учащихся с проблемами в эмоциональной, мотивационно-волевой, учебной и поведенческой сферах.
Образовательные стандарты ставят перед педагогами ряд задач, связанных с необходимостью формирования у учащихся определенных личностных качеств и универсальных навыков учебной деятельности. В работе с учащимися «группы риска» педагоги могут столкнуться с определенными трудностями, которые обусловлены особенностями социальной ситуации, в которой развивается ребенок, их индивидуальными и поведенческими особенностями, а именно:
- Трудности в формировании универсальных навыков учебной деятельности (таких как планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации и поиском средств ее осуществления; контроль и оценка своих действий, внесение корректировки в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий).
- Трудности в формировании социально-коммуникативных навыков (слушание, представление себя, преодоление группового давления и т.д.)
- Проблемы, связанные с опозданиями, пропусками уроков и учебных дней.
- Проблемы во взаимоотношениях с родителями.
Возможности психолого-педагогического сопровождения в работе по профилактике вышеперечисленных проблем:
1. Использование ресурсов дополнительного образования.
- Включение ребенка «группы риска» в работу кружка или секции для расширения круга общения, формирования социально-коммуникативных навыков.
- Организация образовательного туризма с целью расширения кругозора и обучения различным способам получения и переработки информации.
2. Индивидуальное сопровождение учащегося, которое осуществляется по следующей схеме:
1). Сбор информации: изучение карты индивидуального сопровождения и карты сопровождения класса, беседа с классным руководителем, беседа с родителями, сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником медицинской службы, работа с личными делами учащихся, составление и анализ социального портрета класса, заполнение анкеты «Особенности семейного воспитания».
2). Анализ проблем учащихся, формулировка гипотез: социальные проблемы, проблемы в эмоционально-волевой сфере, личностные проблемы, проблемы здоровья и др.
3). Разработка плана (программы) индивидуального сопровождения:
- социальная помощь: предоставление бесплатного питания, обращение в районные и городские социальные службы, другие виды социальной помощи;
- непосредственное сопровождение (педагог-психолог-социальный педагог-родители);
- опосредованное сопровождение (консультативное), через классного руководителя, учителя-предметника.
4). Реализация плана индивидуального сопровождения.
5). Мониторинг эффективности сопровождения:коррекция плана сопровождения (при необходимости), оценка результативности действий.
3. Организация и проведение психолого-педагогического консилиума, в котором участвуют:
- администрация ;
- специалисты психолого-медико-педагогического сопровождения;
- родители или законные представители ученика;
- классный руководитель;
- ученик, приглашенный на консилиум.
- в отдельных случаях, приглашаются специалисты районных и городских организаций, таких как КДН, ОДН, кризисного центра и т.д.
В результате работы консилиума разрабатывается план оказания помощи ребенку в решении проблемной (в том числе учебной) ситуации.
4.Реализация системно-ориентированных программ сопровождения таких как «Развитие социальных навыков», «Дружный класс. Без агрессии», «Остров дружбы» и др.
Содержание данных программ включает в себя обучение подростка самостоятельному осознанному выбору адекватных стратегий поведения в различных социальных ситуациях. Основной метод, используемый в работе по данным программам, - сопровождение, которое предполагает взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на обучение решению проблем.
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...