Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

ППС учащихся "группы риска"

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска» в условиях введения ФГОС второго поколения

В процессе обучения и воспитания ребенка, в ежедневной практике, педагоги оказывают помощь ученику в преодолении различного рода трудностей. О «группе риска» или группе «проблемных» учащихся по поведению, успеваемости и т.д. говорят тогда, когда проблемы носят стойкий характер и требуют комплексного системного подхода к их преодолению. 

Изменения, которые в течение последних лет происходят в системе образования и в обществе в целом, требуют от современной школы новых подходов к организации психолого-педагогических условий внутри образовательного учреждения для обеспечения поддержки, помощи и сопровождения всех учащихся, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных детей, учащихся с проблемами в эмоциональной, мотивационно-волевой, учебной и поведенческой сферах. 

Образовательные стандарты ставят перед педагогами ряд задач, связанных с необходимостью формирования у учащихся определенных личностных качеств и универсальных навыков учебной деятельности. В работе с учащимися «группы риска» педагоги могут столкнуться с определенными трудностями, которые обусловлены особенностями социальной ситуации, в которой развивается ребенок, их индивидуальными и поведенческими особенностями, а именно:

  • Трудности в формировании универсальных навыков учебной деятельности (таких как планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации и поиском средств ее осуществления; контроль и оценка своих действий, внесение корректировки в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий).
  • Трудности в формировании социально-коммуникативных навыков (слушание, представление себя, преодоление группового давления и т.д.)
  • Проблемы, связанные с опозданиями, пропусками уроков и учебных дней.
  • Проблемы во взаимоотношениях с родителями.

Возможности психолого-педагогического сопровождения в работе по  профилактике  вышеперечисленных проблем:

1. Использование ресурсов дополнительного образования.

 - Включение ребенка «группы риска» в работу кружка или секции для расширения круга общения, формирования социально-коммуникативных навыков.

 - Организация образовательного туризма с целью расширения кругозора и обучения различным способам получения и переработки информации.

2. Индивидуальное сопровождение учащегося, которое осуществляется по следующей схеме:

1). Сбор информации: изучение карты индивидуального сопровождения и карты сопровождения класса,  беседа с классным руководителем,  беседа с родителями, сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником медицинской службы,   работа с личными делами учащихся,  составление и анализ социального портрета класса,  заполнение анкеты «Особенности семейного воспитания».

2). Анализ проблем учащихся,  формулировка гипотез: социальные проблемы, проблемы в эмоционально-волевой сфере,   личностные проблемы, проблемы здоровья и др.

3). Разработка плана (программы) индивидуального сопровождения:    

- социальная помощь: предоставление бесплатного питания, обращение в районные  и городские социальные службы,  другие виды социальной помощи;

- непосредственное сопровождение (педагог-психолог-социальный педагог-родители);

- опосредованное сопровождение (консультативное), через классного руководителя, учителя-предметника.

4). Реализация плана индивидуального сопровождения.

5). Мониторинг эффективности сопровождения:коррекция плана сопровождения (при необходимости), оценка результативности действий.

3. Организация и проведение психолого-педагогического консилиума, в котором участвуют:

- администрация ;

- специалисты психолого-медико-педагогического сопровождения;

- родители или законные представители ученика;

- классный руководитель;

- ученик, приглашенный на консилиум.

- в отдельных случаях, приглашаются  специалисты районных и городских организаций,  таких как КДН, ОДН, кризисного центра и т.д.

В результате работы консилиума разрабатывается план оказания помощи ребенку в решении проблемной (в том числе учебной) ситуации.

4.Реализация системно-ориентированных программ сопровождения таких как «Развитие социальных навыков», «Дружный класс. Без агрессии», «Остров дружбы» и др.

Содержание данных программ включает в себя обучение подростка самостоятельному осознанному выбору адекватных стратегий поведения в различных социальных ситуациях. Основной метод, используемый в работе по данным программам, - сопровождение, которое  предполагает взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на обучение решению проблем.

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56