Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Вариативный подход в логопедии

Вариативные подходы к реализации целей логопедического занятия

Бурина Е.Д., учитель-логопед,
ГБОУ Гимназия № 56
Дорожкина А.Д., Мальцева Г.А., Ямщикова Ю.А,
студенты РГПУ им.А.И.Герцена

Эффективность работы по коррекции нарушений речи во многом зависит от учета индивидуальных особенностей детей. Здесь имеют значение не только собственно речевые нарушения, но и сопутствующие им недостатки в развитии познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, учебной деятельности ребенка. Организуя занятия в группах, логопед учитывает индивидуальные особенности всех учеников и на их основе определяет то, что отличает одну группу от другой. Так, например, одна группа отличается тем, что ее участники активные, «быстрые», с широким кругозором, но поверхностные, невнимательные, не склонные обращать внимание на ошибки. Особенностью детей из другой группы может быть замедленность мыслительных и речевых процессов, ограниченный словарный запас, повышенная истощаемость, но вместе с тем способность к длительной механической работе.

Планируя занятие по какой-то определенной теме, логопед должен выбирать адекватные особенностям каждой группы приемы обучения, находить доступные способы объяснения материала, умело подбирать задания - так, чтобы при минимальных затратах времени (количество логопедических занятий невелико!) не только добиться максимального усвоения материала по теме, но и способствовать повышению уровня речевого и общего развития детей.

Для примера предлагаем рассмотреть планирование занятия с группами пятиклассников (ведущее нарушение речи - аграмматическая дисграфия). Следует заметить, что основным направлением коррекционной работы с учащимися 3-5 классов является морфемный анализ и синтез слов. Понимание состава слова, значений отдельных морфем позволяет учащимся полноценно овладевать морфологическим принципом правописания. Эту работу целесообразно отрабатывать на конкретных примерах приставок и суффиксов, и тогда со временем у детей сформируются морфологические обобщения, необходимые для осознанного применения орфографических правил. Тренируясь в образовании слов с определенными аффиксами, дети легко запоминают их и грамотно пишут; быстро находят их в слове и благодаря этому могут быстрее обнаружить корень; обогащают словарный запас и развивают мышление, обучаясь объяснять значение слова с помощью значений приставок и суффиксов.

Рассмотрим основные моменты занятия по теме «Анализ и синтез прилагательных с суффиксами -лив и -чив». Цели занятия: развитие навыка морфемного анализа и синтеза, закрепление правописания имен прилагательных с указанными суффиксами.

1. Разминка (проводится для активизации умственной деятельности детей и закрепления ранее освоенных умений).

 1) Игра с мячом (для активных, «быстрых» детей, без значительных нарушений лексико-грамматического строя речи)

- Сейчас мы с вами поиграем в мяч. Я буду называть слова и бросать мячик. Тот, кому я брошу мяч, образует от моего слова имяприлагательное с суффиксом -лив или с суффиксом -чив.

Речевой материал:

Обманывать, уступать, привет, счастье, устоять, трус, говорить, ворчать, удача, понять, беречь, кричать, талант, зависть, дождь.

2) Игра с мячом (для детей с выраженными недостатками лексико-грамматического строя речи). На доске написаны суффиксы -лив и -чив.

- Предлагаю вам поиграть в мяч. Тот, кому я брошу мяч, повторит то, что я скажу, и после этого сам закончит предложение, используя подходящее по смыслу прилагательное. Например: Если человек испытывает счастье, то он…(счастливый человек).

- За то, что чайки любят кричать, их называют…

- Тот, кто всем доверяет, является …

- Человек, который заботится о ком-то, это ...

- Того, кто много болтает, называют…

- Человека, который часто улыбается, называют…

- Если днем идет дождь, значит день…

- Белка делает запасы, поэтому ее называют…

3) Упражнение «Четвёртый - лишний» (для учащихся с нарушениями навыка чтения и недостаточностью словесно-логического мышления)

- Прочитайте строчку слов на доске, определите, какое слово лишнее. Объясните, по какому признаку вы посчитали его лишним.

Выносливый, терпеливый, устойчивый, суетливый (суетливый - по смыслу)

Ленивый, приветливый, правдивый, лживый (приветливый - суффикс -лив)

4) Игра «Слушайте внимательно» (для учеников с недостаточностью фонематического восприятия, нетвердо знающих понятия «звук» - «буква»).

- Ребята, сейчас я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, какой звук в слове первый. Если первый звук согласный мягкий, поднимайте зеленый сигнал; если первый звук согласный твердый - синий сигнал. Предупреждаю: в игре будет «ловушка», выделяйте звуки внимательно!

а) Определите, [В] или [В’]? Ворчливый, визгливый, вдумчивый, вспыльчивый, выносливый (вспыльчивый - «ловушка», в этом слове первый звук [Ф])

б) Определите, [С] или [С’]? Совестливый, сварливый, сиротливый, сговорчивый, сонливый (сговорчивый - «ловушка», первый звук [З])

2. Формулирование темы и целей занятия, объяснение нового материала.

Благодаря специально подобранному речевому материалу, использованному в разминке, ученики легко определяют тему занятия («Прилагательные с суффиксами -лив и -чив») и формулируют цели: научиться видеть в словах указанные суффиксы и правильно их писать. Логопед должен показать детям, что гласный звук в этих суффиксах может быть как в ударной позиции, так и в безударной, требующей особенного внимания при написании слова. Кроме того, нужно убедить детей в необходимости осмысленно проводить морфемный анализ, чтобы не путать похожие морфемы.

1) Упражнение на развитие фонематического восприятия (особенно рекомендуется детям, допускающим ошибки в написании безударных гласных)

- Ребята, закройте глаза и внимательно вслушайтесь в слова, которые я произнесу. Одинаково ли слышится гласный звук в суффиксах -лив и -чив?

Боязливый, насмешливый, драчливый, находчивый, запальчивый.

Дети отвечают, что под ударением звук И слышится ясно, а без ударения - неясно.

Далее делают вывод, что писать суффиксы -лив и -чив надо всегда с буквой И.

Это упражнение можно проводить с использованием символов ударных и безударных гласных, показывая, например, красный или розовый сигнал. Можно также выполнять его вместо физминутки, стоя, и тогда ученики то поднимают руки, сцепленные в замок, над головой (ударный гласный звук), то недоуменно пожимают плечами (безударный гласный звук)

2) Упражнение «Слова-шпионы» (подходит для активных учеников, склонных к импульсивным ответам; не подходит для учеников, слабо переключающих внимание, медленно думающих)

- Ребята, прочитайте слова, написанные на доске. Как вы думаете, правильно ли я их написала?

Эмалевый, совестливый, доверчивый, гуттаперчевый.

Импульсивные дети, как правило, не задумываются о смысле и этимологии слов и сразу отвечают, что допущены ошибки в написании суффиксов -лив и -чив.

- Все ли из этих слов вам знакомы? (Обычно ученикам незнакомо слово гуттаперчевый).

Давайте объясним значение каждого слова. Например: эмалевый - такой, который сделан из эмали или покрыт эмалью (на слайде презентации - эмалевый браслет).

- Гуттаперчевый - такой, который сделан из гуттаперчи. Гуттаперча - этоотвердевший сок некоторых растений, смола, похожая на резину. (Детям демонстрируется слайд с иллюстрациями)

- Читали ли вы повесть Дмитрия Григоровича «Гуттаперчевый мальчик»? Как вы думаете, почему героя повести так называли люди? (На слайде - обложка книги)

- Запишем наши объяснения кратко и выделим в словах корни и суффиксы. Эмаль - эмалевый, совесть - совестливый, доверить - доверчивый, гуттаперча - гуттаперчевый.

- Одинаковы ли суффиксы в наших прилагательных? Какие слова оказались «шпионами» и маскировались под прилагательные с суффиксами -лив и -чив? Что помогло им так хорошо замаскироваться?

- Сейчас мы будем записывать в тетрадях только имена прилагательные с суффиксами

-лив и -чив. Не пускайте в нашу запись «шпионов»!

На слайде - слова с пропущенными гласными в суффиксах. Дети читают прилагательное, говорят, от какого слова оно образовано, и, доказав наличие суффикса -лив или -чив, записывают.

Речевой материал: участливый собеседник, рулевое колесо, солевой раствор, обманчивое впечатление, бахчевые растения, щавелевые щи, засушливая местность, усидчивый ученик.

- Сделайте вывод: как отличить слова с суффиксами -лив и -чив от похожих на них слов?

3) Упражнение «Напиши это короче» (для автоматизации написания суффиксов -лив и

-чив у учеников, слабо переключающих внимание и медленно думающих).

- Запишите то, что я скажу, одним словосочетанием, по схеме: прилагательное + существительное.

Речевой материал: малыш, который доверяет всем, с кем общается; объяснение, смысл которого легко доходит до любого слушателя или читателя; рыбаки, которым улыбнулась удача; читатель, старающийся вдуматься в смысл текста; воспитательница, которая очень заботится о детях.

4) Игра «Эстафета» (для учащихся с нарушениями навыка чтения, недостаточностью словесно-логического мышления и переключения внимания). На доске в два столбика написаны слова с пропущенным суффиксом. Дети делятся на две команды, по сигналу участники каждой команды по очереди выходят к доске, вставляют суффикс -лив или -чив.

Молча…ый

Наход…ость

Совест…ый

Болт…ость

Довер…о

Забот…ый

Задум…о

    Шалов…ый

    Урод…ый

    Застен…ость

    Разговор…ость

    Улыб…о

    Запас…ый

    Брезг…о

- К каким частям речи относятся слова, написанные на доске? Почему в наречиях и существительных мы видим суффиксы прилагательных -лив и -чив?

5) Упражнение «Соберите слова» («сильной» группе предлагается выполнить задание в уме, затем организуется коллективная проверка; «слабой» группе требуется организующая и направляющая помощь, комментирование вслух)

На столе в беспорядке лежат карточки с приставками, корнями, суффиксами, окончаниями. Логопед предлагает детям собрать из этих морфем все возможные слова. Ученики вместе собирают подходящие морфемы, а один записывает получившиеся слова на доске.

Речевой материал:

Приставки: из, с, у, за.

Корни: сид, говор, мен, дум, ман, ворот, дожд,

Суффиксы: чив, лив, ость.

Окончания: ый, ая, ое, ые, нулевое окончание.

6) Упражнение «Конструктор» (с «сильной» группой проводится на основе слухового восприятия, со «слабой» - с использованием слайдов с написанными на них словами)

- Выпишите, пожалуйста, из каждого слова ту морфему, которую я укажу. В результате вы сконструируете какое-то новое слово.

а) Несчастный – корень

    Завистливый – суффикс

    Добрый – окончание

б) Забота – корень

    Дождливый – суффикс

    Солнечные – окончание

в) Въезд – приставка

    Любить – корень

    Находчивый – суффикс

    Сонная – окончание

г) Угаснуть – приставка

    Наклон – корень

    Обидчивые – суффикс

    Приветливый – окончание

д) Прибрежный – приставка

    Чудесный – корень

    Болтливый – суффикс

    Красивая – окончание

3. Закрепление. Использование изученного материала в практической деятельности учащихся.

Кроме обычных орфографических упражнений, списывания с образца, письма под диктовку и т.п., для закрепления приобретенных умений полезно использовать игры и задания, вызывающие у детей положительные эмоциональные реакции.

1) Игра-шутка «Вопрос-ответ» (подходит всем, особенно детям с нарушениями навыка чтения).

- Возьмите, пожалуйста, со стола по две карточки: одну желтого цвета, вторую - оранжевого. Мы по очереди будем читать: сначала один человек прочитает вопрос с оранжевой карточки, потом кто-то будет читать ответ с желтой и так далее. Не забывайте употреблять в своих репликах обращение. Давайте посмотрим, какие диалоги у нас получатся.

Посещает ли вас на уроках рассеянность и задумчивость?

Любите ли вы дождливую погоду?

Правда ли, что вы талантливый поэт?

Случается ли вам проявлять нетерпеливость, когда всех угощают конфетами?

Нравится ли вам общаться с обидчивыми людьми?

Свойственно ли вам такое качество, как пугливость?

Часто ли вы бываете наивным и доверчивым?

Вы можете назвать себя счастливым человеком?

Любите ли вы дождливую погоду?

Верно ли, что друзья считают вас уступчивым и терпеливым

человеком?

Вы всегда бережливы, не правда ли?

Вы озорной и смешливый человек, не так ли?

Да, и я горжусь этим!

Всегда по четвергам.

Это бывает, когда за окном лают собаки.

Знаете, я стесняюсь ответить на этот вопрос.

Да, это моё привычное состояние.

Обычно это бывает со мной осенью.

Впервые об этом слышу.

Только когда пью чай.

Я думаю, это нормально.

Это зависит от моего настроения.

Моя жизнь сложна и разнообразна, всякое случается.

Часто получаются довольно забавные диалоги, например:

- Константин, посещает ли Вас на уроках рассеянность и задумчивость?

- Обычно это бывает со мной осенью, Мария.

Можно предложить ученикам записать самые интересные диалоги.

2) Игра «Подбери синоним»

Детям раздают карточки, на каждой из них написано слово с суффиксом -лив или -чив. Один участник игры читает слово, остальные ищут к нему синоним. Тот, кто нашел карточку с синонимом, отдает ее тому, кто читал слово. В конце игры дети читают пары синонимов вслух. Выигравшими считаются игроки, собравшие парные карточки.

Речевой материал: отзывчивый - участливый; гневливость - вспыльчивость; заносчивый - горделивый; неуступчивость - неуживчивость; болтливый - разговорчивый; пугливо - боязливо; прилипчивый - надоедливый; застенчиво - конфузливо; тоскливый - сиротливый, сварливый - ворчливый, уступчивость - сговорчивость.

3) Гадание по ромашке

К игрушечному цветку прикрепляются бумажные лепестки. На верхней стороне лепестков написан суффикс -лив или -чив, на нижней стороне - «предсказание». Участник игры отрывает выбранный им лепесток и читает вслух то, что написано на нижней стороне, потом передает ромашку следующему игроку.

В конце игры можно предложить ученикам разобрать по составу слово с известными им суффиксами.

Речевой материал:

Опасайтесь тех, кто производит обманчивое впечатление.

Настойчивость и целеустремленность - вот что поможет Вам подготовиться к зачету по английскому языку!

Излишняя доверчивость может сегодня лишить Вас карманных денег.

По дороге домой Вам встретится ворчливая старушка. Помогите ей донести сумку до подъезда.

В ближайшее время Вас ждет много счастливых мгновений!

Завтра на первом уроке Вас могут посадить за парту с болтливой соседкой.

Старайтесь не совершать опрометчивых поступков!

Завтра утром с Вами приветливо поздоровается учитель математики.

4) Игра «Угадай по описанию»

Ученики получают по одной предметной картинке в непрозрачном конверте. На конверте написаны прилагательные, характеризующие то, что изображено на картинке. Один участник игры читает свои прилагательные, другие участники отгадывают, какая картинка в конверте. Можно задавать уточняющие вопросы, например: живой или неживой предмет изображен на картинке? Старый или молодой? Живет на суше или в воде? и т.п.

Речевой материал:

Бабушка: заботливая, участливая, приветливая, хлопотливая, бережливая.

Заяц: трусливый, боязливый, пугливый.

Жеребенок: доверчивый, шаловливый, привязчивый, брыкливый.

Попугай: крикливый, болтливый, ворчливый, хвастливый.

Ручей (поток): бурливый, говорливый, шумливый, торопливый.

Верблюд: выносливый, терпеливый, неторопливый, горделивый.

5) Упражнение «Найди ошибки»

- Сейчас я раздам вам копии диктанта, который написал один ученик. Проверьте, пожалуйста, нет ли пунктуационных и орфографических ошибок.

Весной

Приветлевое солнышко согревает землю ласковыми лучами. Снег теряет свою белизну и становится серым. Вот уже побежали по дорогам торопливые ручейки. В роще застенчевые березки готовятся нарядиться в новые зеленые сарафаны. Вы чувствуете друзья как в воздухе пахнет клейкими почками?

Весеннее тепло обманчиво, по ночам бывают и морозы. Но неустойчевая погода не пугает птиц. Дружно щебечут воробьи, галдят крикливые грачи, радостно звенят голоса синиц.

В заключение следует заметить, что каждое логопедическое занятие предусматривает уточнение и обогащение словарного запаса учащихся. Для этого необходимо уточнять значение практически каждого слова, находящегося вне бытовой тематики, создавать в ходе занятия ситуации, побуждающие детей употреблять ранее незнакомые или малознакомые им слова.

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес