Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Учебная экскурсия: теория и практика

Воищева О.М., учитель изобразительного искусства,
Михайлова В.М., учитель математики
ГБОУ «Академическая Гимназия № 56» Санкт-Петербурга

-

УЧЕБНАЯ ЭКСКУРСИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

-

NOVA

"Математика – царица всех наук" — это часть знаменитой фразы, которая принадлежит известному немецкому ученому XVIII—XIX века Карлу Фридриху Гауссу. Она актуальна и в нашем веке. Такая древняя наука, как математика, затрагивает и объединяет все сферы жизни человека.

Без математических знаний невозможно описать даже потраченные карманные деньги.

По суммарным данным за 2000–2018 годы, лучшее среднее образование дают в Восточной Азии: Китае, Корее, Сингапуре, Японии. В Европе же в десятке лидеров Финляндия, Эстония, Швейцария, Польша и Нидерланды. (Источник: https://fioco.ru/pisa - Федеральный институт оценки качества образования).

В целом, по математике Россия уверенно держится на среднем уровне среди других стран-участниц (около 80 стран) и по количеству баллов занимает по результатам PISA-2018 30 место. При этом наблюдается снижение результатов PISA в 2018 году по сравнению с предыдущими годами.

А в 2022 году в России пройдет очередной этап самого масштабного из международных исследований — PISA(ProgrammeforInternationalStudentAssessment). Это исследование «PISA для школ» определяет, насколько эффективно образовательные организации готовят учащихся к использованию математики во всех сферах их личной, социальной и профессиональной жизни в XXI веке.

Школьников проверяют по трем показателям: математическая, читательская и естественнонаучная грамотность. Упор сделан на практику. Это означает, что мало просто уметь «щелкать» формулы. Надо увидеть математическую задачку в жизненной ситуации, показать знание сразу нескольких дисциплин, умение мыслить и применять знания на практике.

Среди рекомендаций по улучшению результатов, по мнению исследователей, необходимо подготовить и распространить в рамках школьных курсов практико-ориентированные задания типа PISA.

Развитие метапредметных умений и межпредметных связей при изучении учебных дисциплин является обязательным условием повышения результатов.

Участники проекта «12 Коллегий» объединений «Альфа» и «Сигма» в течение учебного года разработали конкретные шаги, которые, возможно, позволят повысить результаты PISA. Коллегианты показали пятиклассникам необходимость применения знаний, полученных на уроках истории города, изобразительного искусства и математики, в повседневной жизни в привлекательном для них формате.

Это актуально для современных подростков, живущих в постоянно изменяющемся мире. Обучение перестает быть главным занятием в их жизни, уступая сфере развлечений: общение в социальных сетях, компьютерные игры и т.д.

При этом учителя отмечают снижение интереса к учебе в целом. Очевидно, что мотивированный ученик хорошо учится, а мотивированный учитель качественно работает.

Участники коллегии «Альфа» и «Сигма» разработали учебную обзорную экскурсию, так как необходимо было охватить взаимосвязанные темы нескольких учебных предметов.

Проведение экскурсии запланировано в конце учебного года с целью обобщения и систематизации теоретических знаний, углубления и закрепления навыков и умений учащихся. И, самое важное, в ходе экскурсии учащиеся выявляли связи изученного на уроках материала с реальными процессами и явлениями в жизни.

В юбилейный год, отмечая 350-летие Петра I, свое внимание авторы разработки обратили на старейший парк в Санкт-Петербурге и любимое детище Петра I Великого - Летний сад. Это уникальное место для нашего города. Здесь ощущаешь и историю, и дух времени, и настоящее эстетическое удовольствие.

Этот выбор определил тему проекта - «Экскурсия-квест по Летнему саду».

Участники коллегии провели анкетированиесреди учащихся для сбора и анализа информации об уровне имеющихся знаний по указанным предметам. Например, на вопрос « Почему сад называют «летним»?» только 10 % школьников ответили правильно - в честь высаживаемых в нём растений, которые называли летниками. Отвечая на вопрос о «возрасте» Летнего сада, 75 % учащихся сообщили, что Летний сад — старейший в нашем городе и был заложен в 1704 году. А вот вопрос о количестве памятников вызвал серьезные затруднения. Чтобы найти правильный ответ, что только один памятник баснописцу И. А. Крылову, потребовались знания о том, что памятник-это увековечение славы или заслуг в виде монумента,

а скульптура - художественное произведение. Увидеть разницу помогла фраза «каждый памятник, это скульптура, но не каждая скульптура – памятник».

В процессе работы над проектом авторами была собрана информация об объектах Летнего сада, которые могли бы посетить учащиеся 5-6 классов, и составлены тематическими заданиями, представляющие собой систему вопросов, ответы на которые ученики получают из самостоятельного знакомства с экспонатами и объектами. ( Приложение 1)

Участники разработки показали, как при помощи теоретических знаний, полученных на уроках в школе, можно самостоятельно познакомиться почти со всеми экспонатами и объектами Летнего сада за 1час.

Авторами проекта был составлен экскурсионный маршрут, подготовлены дополнительные наглядные пособия (схемы движения по маршруту) (Приложение 2), памятки - опорные листы (Приложение 3), в которых разъясняется, что и как смотреть, за чем наблюдать. В свой план экскурсии учащиеся включили самые интересные объекты, а также расположили их в последовательности, удобной для посещения.

В конце экскурсии преподаватель и представители родительского комитета класса проверяют опорные листы: все ли выполнено по плану, сделаны ли записи, необходимые измерения.

Учащиеся могут оформить «отчеты» после экскурсии. Это может быть короткое сочинение, презентация, мини-фотовыставка, буклет и т.д. Эти «отчеты» конкретизируют имеющиеся знания и дают новые.

Заинтересованность учащихся самим процессом открытия знакомых объектов с прикладной стороны делает обучение понятным и значимым.

Таким образом, экскурсия помогает развивать интерес к реальным явлениям из жизни людей, способность и навык по видению произведений искусства и связи изученного на уроках материала с реальными процессами и явлениями в жизни.

В планах нашей совместной деятельности коллегий « Альфа» и « Сигма» продолжить проект экскурсий – квестов на других ансамблях Петербурга, поддерживая интерес детей к данному занятию.

-

-

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес