Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Поболтаем по-английски!

Мария Леонидовна РОМАНЬКОВА,
 учитель английского языка
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга

-

ПОБОЛТАЕМ ПО-АНГЛИЙСКИ

-

Humpty-Dumpty

Мне хотелось бы начать свое выступление с определения тех целей и задач, которые я поставила, прежде чем приступить к проекту «Шалтай-Болтай». Они были определены в программе проекта, написанной для отделения дополнительного образования, и вполне понятно, что были предназначены для официального представления проекта. Поэтому в качестве рабочих я определила задачи таким образом:

  1. воспитательная
  2. образовательная
  3. презентационная (презентация работы МО учителей английского языка и гимназии).

Поясню:

Понятно, что не всякому ребенку дано быть талантливым в области точных или гуманитарных наук, понятно, что дети наши в каких-то областях менее, а в каких-то более одарены. Ребенок должен захотеть учиться – вот главная цель каждого педагога гимназии. Именно на это работает вся наша система дополнительного образования.

Особенностью уроков английского языка является то, что ребенок преодолевает определенный психологический барьер. По-русски он свои мысли умеет выражать, а на иностранном языке это делать трудно. Это требует усилий мысли, памяти, воли. И поэтому, рассказывая о чем-то интересном по-русски, он уже чувствует себя в центре внимания. А на уроках английского языка получает свои тройки. А если предлагаешь ему написать о том, что ему интересно на иностранном языке, то сначала это вызывает испуг, а затем интерес. Так преодолевается психологический барьер, и ребенок незаметно для себя начинает постигать те же самые истины и премудрости предмета, что и на уроке.

Кстати, в связи с этим я хочу обратить внимание на то, что существует 2 точки зрения на содержательную сторону журнала.

Одна точка зрения: журнал должен быть тематическим. Т.е. детям задана определенная тема, и все материалы должны быть на эту тему, но различаются они способом подачи материала и жанрами. Несомненным плюсом такого подхода является тематическая целостность журнала.

Вторая точка зрения: журнал должен дать возможность ребенку, желающему участвовать в проекте, высказаться по той теме, которая ему интересна, и сделать это на иностранном языке. И это повышает самооценку ребенка и стимулирует его интерес к созданию своего собственного текста.

Работая над первыми номерами журнала, мы придерживались второй точки зрения, то есть первые номера журнала были не ограничены определенной темой. Ребятам была дана возможность самим определить тему, на которую они хотят написать статью. Однако никто не мешает нам попробовать работать и над тематическим номером журнала.

Опыт работы с детьми разных возрастов показывает, что ребенок так или иначе стремится к известности, «публичности», стремится быть признанным и отмеченным и в детском коллективе, и во взрослой среде. То есть сильнейшая личностная мотивация заставляет детей искать себя на том или ином поприще. И если отсутствие талантов или робость удерживают их от выступлений на публике, то некая опосредованная (через журнал) публичность, как правило, желанна для ребенка и заставляет его искать возможности творческого воплощения своих стремлений. Особенно ярко это проявляется у детей младшего и среднего школьного возраста.

И понятно, что это стремление завоевать признание можно и нужно использовать в обучении иностранному языку. Образовательная программа «Журналистский клуб» направлена, в первую очередь, на то, чтобы развить в ребенке мотивацию поиска, воспитать инициативного, самостоятельного, творческого человека.

Технологии, используемые в системе занятий по программе «Журналистский клуб» ориентированы на то, чтобы учащиеся получили такую практику, которая поможет им овладеть общими учебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу общеобразовательной школы. Такая интеграция основного и дополнительного образования помогает ребенку повысить языковую компетентность и почувствовать себя создателем оригинального текста на иностранном языке, что, на наш взгляд, значительно важнее.

Конечно, в самом начале работы по программе мечталось о том, что не только дети будут публиковаться на страницах журнала с таким симпатичным названием, но и коллеги-учителя поболтают немножко на его страницах на английском языке. А может быть, и кто-то из родителей присоединится к нашей английской болтовне. Но пока это только в мечтах и планах. Хотя это кажется нам необыкновенно важным, так как жизнь любой школы зависит от того, насколько велико взаимопонимание между тремя участниками увлекательного и сложного процесса становления человеческой личности: детьми, учителями и родителями.

Итак, задачей №1 в самом начале нашего общего пути были люди. А точнее, №2, так как задачей №1 было осознание того, чего мы хотим от журнала, зачем все это затевается. Цели и задачи были определены, нужно было искать людей: детей и взрослых.

Самым легким делом оказалось найти желающих заниматься в «Журналистском клубе» среди детей. Многие с охотой откликнулись на призыв заниматься творчеством на английском языке: несли в редакцию свои рисунки и фотографии, писали статьи и рассказы, придумывали дизайн журнала. Мы наблюдали, как дети, имеющие проблемы с предметами гуманитарного цикла и с английским языком в частности, буквально преображались, когда с ними начинал работать учитель-консультант (тот же учитель английского языка), но только предметом разговора и анализа текста становилось не упражнение из учебника, а собственное творение. И то, что на уроках английского воспринималось с трудом как нечто отвлеченное и малоинтересное, вдруг «всплывало» в детской голове. Ребенок понимал, что у него есть «инструмент», данный ему учителем на уроке, но только теперь им можно пользоваться в своих собственных, только ему интересных и важных целях. А главное – он это может! Каким заинтересованным сразу становился разговор о теме текста, об особенностях лексики и грамматических конструкций, о стилях и типах речи, о порядке слов в предложении, орфографии и знаках препинания.

В процессе такой работы возникает то самое драгоценное и таинственное, что есть в педагогике: личностный интерес ученика и учителя друг к другу, появляется «интимность» во взаимоотношениях, когда два человека разного возраста и жизненного опыта приоткрывают друг другу свой внутренний мир. Право, есть для чего стараться! И после этого на уроке перед тобой сидит уже другой ученик: в глазах – проснувшийся интерес, это твой союзник, который теперь никогда не помешает, а поможет вести урок. Сколько гордости и радости испытывает ребенок, когда он видит плоды своего труда – журнал, опубликованный на сайте Гимназии. И очень жаль, что у нас нет возможности публиковать журнал в бумажном варианте, хотя бы в ограниченном количестве экземпляров для тех, кто работает над каждым номером, ведь подержать в руках еще «тепленький» номер, где опубликована твоя статья/заметка/рассказ, написанные на английском языке, очень важно для ребенка.

Работа над созданием журнала – это неисчерпаемый источник детского и взрослого творчества. Поэтому, уважаемые коллеги, давайте забудем про ложную скромность, ведь столько интересного и необыкновенного мы придумываем для наших детей и вместе с ними на уроках и во внеурочное время. Не стесняйтесь рассказывать детям и взрослым о своем творчестве, о тех интересных делах, находках, достижениях, которые и составляют нашу повседневную педагогическую жизнь. Ждем вас и наших детей в журнале. Давайте поболтаем по-английски!

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56