Татьяна Станиславовна ДМИТРИЕВИЧ , учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга.
-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
-
Тема: Буквы а–о в корне кас- - -кос-
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
М/п: осуществлять поиск информации (по словарям), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, составлять алгоритм и действовать по нему,овладевать различными приемами отбора и систематизации материала, умением извлекать информацию, представленную в разных формах (картина) , преобразовывать информацию ( из репродукции, слов в связное высказывание).
М/к: работать в группах (парах): договариваться о совместных действиях, оказывать взаимопомощь, выступать перед аудиторией, осуществлять взаимный контроль.
ЛР: находить слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне кас- - -кос-, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы, создавать устные и письменные тексты-описания пейзажа с опорой на зрительные образы, подбирать выразительные средства, адекватные представленной ситуации, редактировать собственные тексты, опираясь на правила орфографии и пунктуации.
ЭТАПЫ УРОКА ХОД УРОКА ФОРМИРОВАНИЕ УУД И ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ I. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Тренировочный словарный диктант с элементами проверки домашнего задания.
1. Учитель диктует слова: Жалюзи, композитор, диалог, монолог, жокей, менуэт, перемена, биатлон, кемпинг, фехтование, парикмахер, эпизод. Самопроверка по орфографическому словарю в учебнике.
2. Синтаксический разбор предложения. По России морозы распушили деревья и рисуют на окнах лебединые перья. Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из словаря.
ТОУУ Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. III. Постановка проблемы.
1. На слайде слова: касается прикасается касаться Что их объединяет? (Однокоренные слова.) Назовите корень. (Корни выделяются по клику мыши.) – Что вы заметили? (В корнях разные буквы а–о: буквы мигают, выделяются жирным шрифтом или другим цветом.) 2. Затем по клику мыши появляются слова в другом столбике. Картинка выглядит так: Касаться коснуться Касается коснулись Прикасайся прикоснулись
– Прочитайте слова парами. Как бы вы назвали второе слово в каждой паре? (Проверочным.) Почему? (Гласный звук находится под ударением.) – Что вас удивило? (Подсказка: Сравните две последние пары.) Ученики фиксируют расхождение букв гласных в корне под ударением и в безударном положении. (По клику мыши эти буквы выделяются шрифтом или цветом.) – Работает ли здесь проверочное слово? – Какую проблему будем решать? Ученики формулируют проблему: Почему пишутся разные буквы – а или о в корне кас- - кос- ? Какую букву писать в безударном положении? Есть ли правило для таких случаев? Сравнивают с формулировкой в учебнике .
Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
IV. Поиск решения. Открытие новых знаний.
1. Поиск решения проводится с помощью компьютерной презентации
2. Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника, приведение собственных примеров. 3. Уточнение и углубление понимания правила учащимися с помощью вопросов: – По какому опознавательному признаку в слове можно найти орфограмму «Буквыа–о в корне кас- - -кос-»? (По безударному положению гласного.) – Назовите условия выбора буква–о в корне кос – кас. Обратите внимание, как графически обозначены условия выбора. (Выделен корень, подчёркнута буква, следующая за корнем, двумя чертами, поставлено ударение.) 4. Работа с обобщённой графической моделью
– Можно ли применить правило к словам коса, косить ? Почему, ведь в них тоже есть сочетания кос? (Под ударением, другое значение, не корень.) – Какое общее значение однокоренных слов заключает в себе коренькос (кас)? (Легкое прикосновение к предмету)
Регулятивные УУД 3. Искать пути решения проблемы. 4. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. 5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 2. Преобразовывать информацию из задания, сравнивать, делать выводы, устанавливать одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов. 3. Анализировать закономерности.
V. Развитие правописных умений.
1. Выпишите сначала слова с пропущенной буквойа, затем с пропущенной буквой о. Весло к…снулось воды. Крючок к…сается дна. Наши лодки соприк…снулись. Ветка прик…снулась к лицу. Осторожно прик…нитесь к ране. Причинить боль к…санием.
Задание развивает умение видеть в словах орфограмму – букву а–о в корне кос (кас), отличать слова с этой орфограммой от фонетически сходных написаний, устно и графически объяснять условия выбора орфограмм. Вырабатывается алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора написания): 1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных гласных. 2) Выделить звукосочетание кос (кас) , 3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова. 4) Подчеркнуть орфограмму – букву о или а.
2. Упр. 123 – совершенствуются навыки работы со словарём: поиск, анализ информации о корнях кос (кас) , выводы; на основе заданий и полученной информации формируется навык культуры речи – употреблять слова с корнем кос (кас) , только с приставками. Работа в группах с самостоятельным подбором слов и выводами. От группы готовится выступлениесообщение. 3. Упр. 124 – развивается языковая догадка – подбирать слова с изученной орфограммой в соответствии с указанным значением. Выполняется в парах, с графическим обозначением условий выбора орфограмм. Проверка коллективная. 4. Назовите «лишнее» слово в ряду и объясните, почему оно «лишнее». К…снуться, к...саться, прик…сновение, к…сить. 5.На экран с помощью компьютера проецируется репродукция картины И. И. Левитана « Аленушка «.
-Что вы сейчас увидели? -Как называется изображение природы на картине ? -Вспомните, что такое описание как тип речи. -Как строится описание?
6. Продолжить и записать рассказ по картине В.М. Васнецова «Аленушка». Ложится на землю вечер. Догорает заря. Аленушка сидит на гладком камне. Трава и кусты касаются девочки и ласкают ее… Редактирование, отработка орфографических умений, самопроверка.
Познавательные УУД 4. Составлять алгоритм и действовать по нему. 5. Извлекать информацию из словаря. 6. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
Коммуникативные УУД 2. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 5. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
6. Преобразовывать информацию из задания, сравнивать, делать выводы, устанавливать одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов. 7. Анализировать закономерности
Личностные результаты
1.Осознание роли языка в овладении культурными ценностями. 2.Интерес к созданию собственных текстов. 3.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей.
Познавательные УУД 1. Извлекать информацию, представленную в разных формах ( репродукция картины). 2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую ( на основе репродукции), составлять рассказ. 3. овладение приемами отбора и систематизации материала. VI. Итог урока.
а) – Назовите ключевые слова урока. Сравните со словами в учебнике в конце темы. Что вы бы добавили к приведённым в учебнике словам?
– Что удалось на уроке, было самым интересным? – Какие трудности встретились? – Что помешало при выполнении задания? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Оцените себя, опираясь на алгоритм самооценки. Регулятивные УУД 6. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 7. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
VII. Домашнее задание. 1. Составить опору к тексту правила. 2. Упр. 126
Обозначьте условия выбора данной орфограммы.
Употребить по возможности слова с корнями -гор-, -гар-, -кос-, -кас-, -лож-, -лаг-.
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...