Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Буквы а-о в корне кас/кос (урок в 5 классе)

Татьяна Станиславовна ДМИТРИЕВИЧ , учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга.

-

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

-

уроки русского - 5 класс гимназии 56

Тема: Буквы а–о в корне ­кас- - -кос-

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: осуществлять поиск информации (по словарям), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, составлять алгоритм и действовать по нему,овладевать различными приемами отбора и систематизации материала, умением извлекать информацию, представленную в разных формах (картина) , преобразовывать информацию ( из репродукции, слов в связное высказывание).

М/к: работать в группах (парах): договариваться о совместных действиях, оказывать взаимопомощь, выступать перед аудиторией, осуществлять взаимный контроль.

ЛР: находить слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне ­кас- - -кос-, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы, создавать устные и письменные тексты-описания пейзажа с опорой на зрительные образы, подбирать выразительные средства, адекватные представленной ситуации, редактировать собственные тексты, опираясь на правила орфографии и пунктуации.

ЭТАПЫ УРОКА

ХОД УРОКА

ФОРМИРОВАНИЕ УУД И ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Тренировочный словарный диктант с элементами проверки домашнего задания.

1. Учитель диктует слова:

Жалюзи, композитор, диалог, монолог, жокей, менуэт, перемена, биатлон, кемпинг, фехтование, парикмахер, эпизод.

Самопроверка по орфографическому словарю в учебнике.

2. Синтаксический разбор предложения. По России морозы распушили деревья и рисуют на окнах лебединые перья.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из словаря.

ТОУУ

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

III. Постановка проблемы.

1. На слайде слова:

            касается

           прикасается

касаться

Что их объединяет? (Однокоренные слова.) Назовите корень. (Корни выделяются по клику мыши.)

– Что вы заметили? (В корнях разные буквы а–о: буквы мигают, выделяются жирным шрифтом или другим цветом.)

2. Затем по клику мыши появляются слова в другом столбике.

Картинка выглядит так:

Касаться      коснуться

Касается      коснулись

Прикасайся   прикоснулись

Прочитайте слова парами. Как бы вы назвали второе слово в каждой паре? (Проверочным.) Почему? (Гласный звук находится под ударением.)

– Что вас удивило? (Подсказка: Сравните две последние пары.)

Ученики фиксируют расхождение букв гласных в корне под ударением и в безударном положении. (По клику мыши эти буквы выделяются шрифтом или цветом.)

– Работает ли здесь проверочное слово?

– Какую проблему будем решать?

Ученики формулируют проблему:

Почему пишутся разные буквы – а или о в корне ­кас- - кос- ?

Какую букву писать в безударном положении?

Есть ли правило для таких случаев?

Сравнивают с формулировкой в учебнике .

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

IV. Поиск решения. Открытие новых знаний.

1. Поиск решения проводится с помощью компьютерной презентации

2. Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника, приведение собственных примеров.

3. Уточнение и углубление понимания правила учащимися с помощью вопросов:

– По какому опознавательному признаку в слове можно найти орфограмму «Буквыа–о в корне ­кас- - -кос-»? (По безударному положению гласного.)

– Назовите условия выбора буква–о в корне ­кос­ – ­кас­. Обратите внимание, как графически обозначены условия выбора. (Выделен корень, подчёркнута буква, следующая за корнем, двумя чертами, поставлено ударение.)

4. Работа с обобщённой графической моделью

– Можно ли применить правило к словам коса, косить ?

Почему, ведь в них тоже есть сочетания кос? (Под ударением, другое значение, не корень.)

– Какое общее значение однокоренных слов заключает в себе  корень­кос­ (­кас­)? (Легкое прикосновение к предмету)

Регулятивные УУД

3. Искать пути решения проблемы.

4. Работать  по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

2. Преобразовывать информацию из задания, сравнивать, делать выводы, устанавливать одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов.

3. Анализировать закономерности.

V. Развитие правописных умений.

1.  Выпишите сначала слова с пропущенной буквойа, затем с пропущенной буквой о.
     Обозначьте условия выбора данной орфограммы.

          Весло к…снулось воды.

          Крючок к…сается дна.

          Наши лодки соприкснулись.

          Ветка прикснулась к лицу. 

          Осторожно прикнитесь к ране.

          Причинить боль к…санием.                  

Задание развивает умение видеть в словах орфограмму – букву а–о в корне ­кос­ (­кас­), отличать слова с этой орфограммой от фонетически сходных написаний, устно и графически объяснять условия выбора орфограмм.

Вырабатывается алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора написания):

1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных гласных.

2) Выделить звукосочетание ­кос­ (­кас­) ,

3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова.

4) Подчеркнуть орфограмму – букву о или а.

2. Упр. 123 – совершенствуются навыки работы со словарём: поиск, анализ информации о корнях ­кос­ (­кас­) , выводы; на основе заданий и полученной информации формируется навык культуры речи   употреблять слова с корнем ­кос­ (­кас­) , только с приставками.

Работа в группах с самостоятельным подбором слов и выводами. От группы готовится выступление­сообщение.

3. Упр. 124 – развивается языковая догадка – подбирать слова с изученной орфограммой в соответствии с указанным значением.

Выполняется в парах, с графическим обозначением условий выбора орфограмм. Проверка коллективная.

4. Назовите «лишнее» слово в ряду и объясните, почему оно «лишнее».

К…снуться, к...саться, приксновение, к…сить.

5.На экран с помощью компьютера проецируется репродукция картины И. И. Левитана « Аленушка «.

-Что вы сейчас увидели?

-Как называется  изображение природы на картине ?

-Вспомните, что такое описание как тип речи.

-Как строится описание?

6. Продолжить и записать рассказ  по картине В.М. Васнецова «Аленушка».
Употребить по возможности слова с корнями -гор-, -гар-, -кос-, -кас-, -лож-, -лаг-.

Ложится на землю вечер. Догорает заря. Аленушка сидит на гладком камне. Трава и кусты касаются девочки и ласкают ее…

Редактирование, отработка орфографических умений, самопроверка.

Познавательные УУД

4. Составлять алгоритм и действовать по нему.

5. Извлекать информацию из словаря.

6. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

2. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

5. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

6. Преобразовывать информацию из задания, сравнивать, делать выводы, устанавливать одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов.

7. Анализировать закономерности

Личностные результаты

1.Осознание роли языка в овладении культурными ценностями.

2.Интерес к созданию собственных текстов.

3.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей.

Познавательные УУД

1.    Извлекать информацию, представленную в разных формах ( репродукция картины).

2.  Преобразовывать информацию из одной формы в другую ( на основе репродукции), составлять рассказ.

3. овладение приемами отбора и систематизации материала.

VI. Итог урока.

а) – Назовите ключевые слова урока. Сравните со словами в учебнике в конце темы. Что вы бы добавили к приведённым в учебнике словам?

– Что удалось на уроке, было самым интересным?

– Какие трудности встретились?

– Что помешало при выполнении задания?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените себя, опираясь на алгоритм самооценки.

Регулятивные УУД

6. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

7. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.

1. Составить опору к тексту правила.

2. Упр. 126

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56