Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Школьный литературный клуб в Гимназии № 56


Использование социокультурной среды Санкт-Петербурга 
в работе школьного литературного клуба [1]

С 2009 года учащиеся 5-7 классов нашей школы имеют возможность получать дополнительное образование в рамках проекта «Двенадцать коллегий». Одна из них, «Эпсилон», является коллегией изящной словесности. В состав коллегии входит и существующий в школе уже три года литературный клуб «Вдохновение», объединяющий одаренных и интересующихся литературным творчеством учеников. Психологи отмечают, что интеллектуальное развитие детей более эффективно проходит в малых группах, чем в больших. Если работа коллегии как одного из направлений дополнительного образования ведется по расписанию и состав ее постоянен, то работа клуба предполагает свободное объединение детей по интересам, нечастые, но яркие и необычные мероприятия. Таким образом, участники литературного клуба не обязательно являются участниками коллегии, но с помощью своих кураторов они всегда в курсе дела и могут выбрать те коллективные дела, которые им интересны. Как показал опрос учеников, свобода творчества, свобода выбора, свобода общения является для подростков определяющим фактором при выборе направления дополнительного образования.

«Мне нравится обстановка, в которой проходят наши встречи: пространство, свобода - все не так, как на уроке. Мне интересны задания, игры и разные мероприятия, которые проводятся у нас в Коллегии и в Клубе», - написал ученик 7 класса Даниил Березовский.

А вот какие строки принес на заседание Клуба «Вдохновение» семиклассник Костя Ильин:

Какой ужасный день!

И в школу топать лень.

Плетусь я, как олень,

Угрюмый, как пельмень.

Но вдруг очнулся я:

Сегодня же коллегия!

- Привет! - кричу коллегам я.

И счастлив я, и в неге я!

Работая с детьми, интересующимися литературным творчеством, мы понимаем, что нельзя ограничиваться только стенами школы. Петербург с его богатейшей историей, множеством музеев, театров, библиотек, научных центров предоставляет безграничные возможности для расширения кругозора детей, воспитания и удовлетворения их познавательных интересов. Не использовать социокультурную среду города в работе школьного литературного клуба - значит, по нашему мнению, лишить себя и учеников той свободы выбора и творчества, которую мы так ценим. При этом руководителям Клуба нужно владеть информацией о том, что из происходящих в городе событий отвечает запросам учащихся, выбирать соответствующие запланированным темам разнообразные мероприятия, в привлекательной форме информировать об этом детей, знать меру при организации мероприятий (эмоциональное пресыщение способно погасить интерес). Все это, безусловно, требует сил и времени, но окупается сторицей.

В год юбилея Н.В.Гоголя члены Клуба активно знакомились с творчеством писателя и сняли видеофильм «Прогулки с Гоголем по Петербургу». Узнав, что музей А.Ахматовой и Дворец творчества юных проводят литературно-краеведческую конференцию «Петербург Гоголя», представители нашего Клуба приняли в ней участие и выступили с презентацией своего видеофильма. В декабре 2009 года коллегия «Эпсилон» и клуб «Вдохновение» провели свое заседание в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Ребята погрузились в сказочную атмосферу Рождества, созданную художниками и сотрудниками музея. Пространство музея превратилось в фантастический Гоголь-город, в котором все меняется на глазах, все декорации работают. На игровой выставке «О, не верьте этому Невскому проспекту» наши гимназисты отправлялись в путешествие вместе с Носом, играли в футбол за команду чиновников или казаков, узнали, почему «никакая птица не долетит» и «колесо не доедет», при этом ребята, к радости сотрудников музея, показали знание многих произведений Н.В.Гоголя. Завершился праздник динамичным, веселым, озорным спектаклем «Про то, как Черт украл месяц», в котором участвовали артисты и куклы. Постижение Гоголя продолжилось и в театрах города. Члены Клуба вместе с учителями посмотрели спектакль «Вий» в Большом театре кукол и «Ревизор» в театре им. Ленсовета. Это не были «культпоходы» в традиционном понимании этого слова, а просто совместные посещения театров в небольшой компании знакомых-единомышленников. Думается, нашим ученикам было полезно узнать, что их педагоги с удовольствием общаются между собой и во внеурочное время, ходят в театры, интересуются мнением коллег и учеников об увиденном на сцене.

В марте 2010 года мы узнали о том, что Образовательный центр «Участие» организует в Доме отдыха и творчества в Комарово программу «Учимся играя» по пьесе Гоголя «Ревизор». В поездку собралось 48 учеников 7-8 классов, ядром этой группы были члены литературного клуба. Были в группе и такие ученики, которые поехали в Комарово только ради загородного отдыха: Гоголь, сцена и литература их никак не интересовали. Но атмосфера творчества, созданная организаторами выезда, интерес и азарт, которыми «горели» ребята из клуба «Вдохновение», сотворили чудо даже с равнодушными: они не только включились в постановку спектакля, но и по приезде в Петербург стали проявлять небывалое рвение в изучении литературы. Приводим один из отзывов о нашей поездке: «Раньше мне казалось, что ставить все эти театральные постановки скучно. Но то, что в Комарово произошло за три дня, для меня пролетело, как один час, не больше, - настолько захватывающим оказалось это яркое и бурное событие в моей жизни. Мы увидели театр изнутри. Мы почувствовали команду, ответственность. А для меня самым главным стало то, что мне помогли преодолеть страх перед залом. И еще я поняла, что в театре нет второстепенных ролей. А тот, кто считает себя второстепенным, тот не создан для театра. Мы все попробовали быть актерами и режиссерами, и у всех это великолепно получилось. Мы очень хотим обратно! Может, поедем, а?» (Катя Васильева, 7 класс).

Множество разнообразных возможностей предоставляет нам Музей Анны Ахматовой, в методическом отделе которого работают творческие, инициативные, высокообразованные педагоги. Мы заметили, что современные дети чаще хотят быть услышанными, но не очень любят слушать других. Преодолеть это противоречие нам помогает музейное пространство, где сотрудники Фонтанного Дома умеют создать такую атмосферу, которая побуждает учащихся вслушиваться в слова, участвовать в свободном обсуждении. По приглашению музея члены Клуба участвовали в городском конкурсе юных поэтов. Стихотворение семиклассника А.Телегина вызвало особый интерес и было отмечено дипломом:

Навеяно днем 10 февраля

и квартирой на Мойке, 12 

Дуэль и смерть

              в рассвете лет,

Загадочные обстоятельства.

А он был просто человек,

И все, что в жизни обязательно, -

Друзья, и деньги, и враги,

Любовь, заботы каждодневные –

Все было, как и у других,

Простых людей,

               не только гениев.

И он в расцвете

                   лет и сил,

Таланта, знаний

                        и умения,

Он только цену заплатил

За счастье быть

                 таким вот гением.

 

К 65-летию Победы в музее прошла выставка «Рисуют дети блокадного Ленинграда», где мы встретились с создателем музея знаменитой гимназии Карла Мая, узнали о том, как эта школа работала в дни блокады.

Благодаря посещениям музея А.Ахматовой, члены Клуба хорошо знакомы с историей Фонтанного дома, знают о жизни и творчестве А.А.Ахматовой и И.Бродского.

«Сундук с Шереметевского чердака» - занятие, которое сотрудники музея проводят внутри основной экспозиции, в столовой семьи Пуниных. Мы искренне радовались тому, что нашим ученикам представилась возможность не только рассматривать и брать в руки старинные вещи, но и сочинять о них истории и соотносить эти истории с тем, что писала в своих стихах Анна Ахматова. Так члены литературного клуба смогли в прямом смысле слова прикоснуться к истории 19-20 веков, к событиям жизни А.Ахматовой, ее поэтическому миру.

Благодаря сотрудничеству с музеем, мы смогли познакомить наших учеников и с творчеством Иосифа Бродского, поэта, бесспорно, сложного, многозначного. Ребята сначала побывали в его Американском кабинете, увидели подлинные вещи поэта, узнали о его жизни в России и в Америке. После этого на заседании Клуба мы посмотрели фильмы «Полторы комнаты» и «Полтора кота». Все это сделало образ поэта близким и понятным, побудило учеников к чтению произведений И.Бродского. Те, кто проявил особенный интерес, побывали на конференции, посвященной 70-летию автора, стали участниками мастер-класса, проведенного литературоведом А.Г.Нелькиным. Один из учеников признался потом, что, впервые прочитав стихи Бродского, не понял, чем все так восторгаются, но после мастер-класса начал открывать для себя эту безмерную поэзию, потому что увидел, как можно читать стихи, чтобы чувствовать настроение, замечать детали, устанавливать ассоциации. Такие встречи позволяют нашим учащимся выявить множественность смысловых пластов текста, понять, что поэт – сотворитель слов, сотворитель значений.

Фонтанный дом – это место, где соединяются век XIX и XX. Пушкин – Ахматова – Бродский – это не отдельно взятые миры, они постоянно пересекаются, соприкасаются, ведут диалог, а вместе с ними взрослеют, становятся мудрее наши ученики. В музее ребята участвуют в литературных встречах вместе с взрослыми: со студентами, учеными, преподавателями, писателями и просто любителями литературы. Такое общение, безусловно, привлекает детей к чтению литературных произведений «для души» и побуждает к самостоятельному литературному творчеству. Программы, предлагаемые школьникам музеями и другими культурными учреждениями Санкт-Петербурга, неисчерпаемы. В начале учебного года педагоги нашей Гимназии имеют возможность выбрать новые интересные проекты, чтобы включить их в свой план работы.

Для становления личности ребенка важно, чтобы его интересы и результаты деятельности получали поддержку взрослых. Отрадно, что в школе знают о работе клуба «Вдохновение». Информация о наших делах регулярно появляется на школьном сайте, в конце учебного года вышло печатное издание коллегии «Эпсилон», в которое включены стихи и рассказы членов Клуба. Деятельность клуба отмечена дипломом «Достояние года». Не менее важна и поддержка родителей наших учеников. Некоторые из них лично участвуют в наших делах, другие знают о них по рассказам детей. А мама Маши и Никиты обратилась к членам Клуба с письмом, выдержки из которого приведем здесь:

«Мои юные коллеги!

Я очень рада, что имею возможность обратиться к научной коллегии "Эпсилон", занимающейся изучением литературы. Несомненно, литература - это удовольствие. Чтение книг не только доставляет радость и отвлекает от забот, но и учит понимать мир и людей, дарит мудрость. Авторский вымысел является основой не только для книг. Театр и кино, живопись и музыка часто рождаются из литературного источника. Но литература - это не абстрактное явление. Она живет вместе с нами. И ее можно не только "любить", ее можно и "делать".

Мне чрезвычайно приятно, что благодаря вашему научному сообществу, увеличится не только количество любителей литературы. Современное общество остро нуждается в молодых специалистах в области литературного труда - образованных, эрудированных, свободных.

Удачи вам, дорогие друзья!

Сценарист и драматург Наталья Портнова»

Наш опыт убеждает, что внеурочная деятельность, включающая разнообразные формы работы с привлечением социокультурной среды нашего города является мощным стимулом для развития познавательных способностей и личности подростков, способствует реализации их творческого потенциала. Семиклассники, три года занимавшиеся в литературном клубе, уходя учиться в старшую школу, оставили нам на память такие синквейны:

Вдохновение

Мимолетное, незабываемое;

Приходит, проходит, пролетает.

Успей поймать этот волшебный момент!

Творчество.

(Костя Ильин)

Вдохновение

Мимолетное, внезапное;

Завлекает, помогает, но уходит.

Оно чудесно, но не долго.

Прекрасно.

(Никита Забалуев)

Надеемся, что участие в работе школьного литературного клуба оставит след в жизни каждого из наших учеников и сделает их ценителями литературы и искусства, настоящими петербуржцами, творцами.


[1] О работе литературного клуба ГОУ Гимназия №56 читайте также: Брегер Л.М., Бурина Е.Д. Развитие творческих способностей учеников 5-7 классов в рамках работы литературного клуба. // Вестник всероссийской олимпиады школьников.- №4. – 2009. – С.28-31

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56