Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Решение задач на части (УМК "Сферы")

Ольга Алексеевна МЕНГ, учитель математики
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга

-

МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ К УРОКУ МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ЧАСТИ» ПО УМК «СФЕРЫ»

-

Электронное приложение к учебнику УМК «Сферы» 5 класс занимает в информационно-образовательной среде особое место. Именно оно значительно расширяет информационное поле путем вовлечения в учебный процесс широкого набора медиаресурсов.

Электронное приложение является совокупностью медиаобъектов, а именно

- мультимедийных демонстраций

- виртуальных лабораторий

- интерактивных моделей и заданий

- тренажеров

- тестов

- игр и головоломок

- материалов для математического кружка и организации внеклассной работы

- нужных интернет-ссылок и др.

Наличие электронного приложения позволяет оптимизировать учебный процесс, сконцентрировать прикладную информацию и в большей степени заинтересовать аудиторию за счет использования всего спектра подачи материала. При таком подходе обучение становится более индивидуализированным и эффективным. При применении учеником электронных приложений в дополнение к академическому учебному материалу у него появляется возможность углубиться в заинтересовавшие именно его области знаний, закрепить полученный материал, проверить полноту усвоенных знаний, повторить пройденный материал в случае возникновения такой потребности.

Для творческих задач предназначены специальные интерактивные модули – виртуальные лаборатории. В подобных лабораториях ученик может построить и исследовать самые разнообразные математические объекты и модели.

Среди преимуществ применения электронных приложений для учителя можно отметить возможность управления и организации процесса обучения: например, выбор траектории обучения строго по академическому материалу учебника с применением интерактивного тестирования и тренажеров, а также комбинации академического материала с комплексными средами виртуального моделирования и творческих математических игр.

Благодаря электронным приложениям учитель получает возможность оптимизации учебного процесса «на ходу» в зависимости от степени отклика аудитории на те или иные методы восприятия информации.

В виртуальных лабораториях электронной составляющей учебника выстроена система интерактивных заданий, которые естественным образом дополняют систему упражнений печатной версии учебника. Для выполнения подобных заданий ученику потребуется комплексный набор инструментария, что несомненно развивает творческий, новый подход к решению задач. Подобный совокупный подход развивает навыки и умения школьников, что позволяет им быть уверенными в своей компетентности.

Я хотела бы уделить особое внимание решению текстовых задач, которые изучаются в каждом классе школьной программы и несомненно являются для учащихся трудным материалом.

УМК «Сферы» 5-6 класса предлагает решение текстовых задач арифметическим способом. Это важный вид учебной деятельности, нацеленный на развитие мышления и речи школьников, на формирование приемов рассуждений. Здесь важен не только результат, но и сам процесс решения, процесс рассуждения.

В электронном приложении УМК в разделе «Журнал» к главе 4 предложены тесты № 9-11, которые позволяют значительно увеличить объем материала для повторения и закрепления темы «Использование свойств действий при вычислениях» при устной разминке, а также дают возможность очень тщательно проработать методику решения задач на части и уравнивания.

Разработанные тесты позволяют ученику научиться ставить вопросы к выполненным действиям по задаче и отвечать на поставленные вопросы в виде математических действий, что является «мостиком» к решению задач самостоятельно.

Тесты предложены в нескольких вариантах, что позволяет увеличить объем решаемых задач и оставить материал для домашней самостоятельной отработки, поскольку каждый ребенок имеет электронное приложение в комплекте к учебнику. Текст теста может быть выведен на доску с возможностью его заполнения, а может быть распечатан для раздаточного материала.

В качестве примера хочу предложить урок в 5 классе по решению задач на части.

План-конспект урока

Дата:17 ноября 2014г.

1) ФИО: Менг Ольга Алексеевна

2) Место работы: ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга

3) Должность: учитель математики

4) Предмет: математика

5) Класс: 5

6) Тема урока: «Лаборатория задач – задачи на части» (40 минут)

7) Базовый учебник:УМК «Сферы. Математика 5 класс» М: Просвещение, 2011

Цель урока:      повторить приемы работы с задачей, закрепить приемы работы и знания, полученные при решении задач на части.

Задачи

– обучающие:

  • отработать приемы работы с задачей,
  • показать практический способ использования задач на части в жизни,
  • сформировать умение использовать полученные знания для решения задач.

– развивающие:

  • развитие познавательных интересов,
  • умение получения новой информации, используя репродуктивную технологию учения;
  • развитие у учащихся аналитических умений средствами информационных технологий
  • умение работать в парах.

– воспитательные

  • формировать умение сравнивать, выбирать, обосновывать
  • показать взаимосвязь математики с повседневной жизнью,
  • развитие коммуникативных навыков при работе в парах
  • воспитывать уважение к предмету.

Тип урока закрепление нового материала с использованием ЭОР.

Технологии

  • технология использования в обучении игровых методов: ролевых.
  • технология обучения в сотрудничестве
  • технологии интерактивного обучения
  • информационные и коммуникативные технологии

Формы работы учащихся:

  • фронтальная;
  • групповая: по 2 человека для обсуждения и решения заданий.

Необходимое техническое оборудование

  • Интерактивная доска,
  • компьютер,
  • презентация в редакторе Notebook 10,
  • раздаточный материал для каждого из учащихся: опорный конспект урока с пробелами для заполнения (ЭОР «Электронное приложение к учебнику» Е. А. Бунимович 5 класс.)

Ход урока

  1. Организационный момент ( приветствие, разбиение класса на группы – пары для дальнейшей работы)
  2. Устная разминка

pic01        pic02        pic03        pic04

  1. Объявление темы урока
  2. Сообщение новых знаний

Знакомство с «Лабораторией задач» - возможности конструирования.

  1. Повторение и закрепление знаний, полученных при решении задач на части.

Задача № 1 и №2 обсуждение и решение фронтально с записью в тетрадь и проверкой у доски. ( задачи №1,2 выведены на доску )

 Какие данные в задаче можно изменить, как при этом изменится результат, изменится ли ход решения задачи?

Придумать свою задачу и с помощью «Лаборатории задач» смоделировать ее на тренажере и решить.

pic05               pic06

  1. Повторение и закрепление знаний, полученных при работе с текстом задач на части.

Задание № 1 - № 3 обсуждение и решение в парах с записью в раздаточном материале и проверкой у доски. ( задачи №1-3 выведены на доску )

Ученики, сидящие на 1 варианте выполняют роль проверяющего, а 2 вариант решает задачу. Обмениваются мнением, задают друг другу вопросы. Затем меняются ролями для выполнения следующего задания.

pic07          pic08          pic09

  1. Закрепление полученных знаний, получение новых знаний

(Практическая работа в раздаточном материале Задание № 4-5)

pic10               pic11

  1. Итог урока
  2. Домашнее задание Электронное приложение к учебнику , журнал, тест 9 вариант 1, тест 10 вариант 1.
Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56