Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Принцип вариативности на уроках ритмики

Практическое применение принципа вариативности на уроках ритмики

Савельева Е.Г.,
учитель физической культуры
ГБОУ гимназия № 56 (Санкт-Петербург)

 Вариативность образования является одним из основополагающих принципов и направлений развития современной системы образования в России. Вариативностью называют способность образования соответствовать потребностям и возможностям различных групп учащихся, а также индивидуальным особенностям отдельных учащихся.

 Реализация идей вариативности образования осуществляется различными путями и способами: через создание более широкого многообразия образовательных программ и реализующих их образовательных учреждений: плюрализм и гибкость учебных программ, учебников, вариативность и возможность выбора программно-методического обеспечения, образовательных технологий. Многие из этих способов могут реализоваться и в условиях отдельного образовательного учреждения. Здесь могут применяться формы работы, которые могли бы взять на себя диагностику и выявление потребностей индивидуализации образовательного процесса, выстраивание различных образовательных траекторий.

 Вариативность - один из основных путей гуманизации не только содержания, но и самого процесса обучения, основная тенденция проводимых в современной системе образования инновационных изменений. Основные причины, востребующие вариативность- это многообразие учебно-воспитательных задач, неоднозначность проявления закономерностей усвоения учебного материала в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их стиля познавательной деятельности, обстановки в классе, взаимоотношений учащихся друг с другом и с учителем.

 Ритмика в общеобразовательной школе входит в систему музыкально-эстетического и физического воспитания. На уроках ритмики происходит изучение тех элементов выразительности, которые естественно и логично могут быть отражены в движении. Важными задачами на этих уроках являются: воспитание восприятия характера музыки, воспитание чувства ритма, музыкально-ритмической памяти и сознательное освоение детьми метроритмической структуры музыки. Также необходимо помнить о задачах физического развития и здоровьесбережения школьников, достаточно актуальных в современной школе.

 Сложность освоения программы по ритмике состоит в том, что класс в начальной школе объединяет как здоровых физически детей, многие из которых имеют достаточно развитое чувство ритма и музыкальный слух, так и детей физически ослабленных, с неразвитым чувством ритма, с повышенной утомляемостью. Скорее всего, на первом уроке учитель увидит перед собой детский коллектив, неоднородный по своим физическим и музыкально- ритмическим возможностям, который объединяет только один параметр- возраст.

 При составлении программы обучения ставятся определенные цели и задачи, которые необходимо выполнить, но реально могут возникать ситуации, когда бывает целесообразно подойти к выполнению задачи с несколько иной стороны или вовсе отложить ее выполнение, вернувшись к ней в более удобной обстановке. Иногда бывает лучше даже вовсе заменить задачу на определенном этапе обучения и подойти к достижению цели, с другой стороны.

 Ритмика- сравнительно новый предмет в программе дополнительного образования в средней школе и возможность применения принципа вариативности при формировании как общей программы по предмету, так и непосредственно структуры самого урока или даже какой-то его части может оказать существенную помощь в достижении успешной реализации программы.

 Интересно было бы рассмотреть несколько ситуаций, в которых применение принципа вариативности является целесообразным.

 Ситуация А. На уроке много отсутствующих по какой- либо причине. Целесообразно ли заниматься объяснением нового материала? В таком случае логично было бы заняться детальной отработкой и заучиванием танцевальных движений по уже пройденной теме. Хорошо было бы также подробно разобрать типичные ошибки присутствующих на уроке учащихся, здесь возможно применить метод индивидуального подхода к обучению. Но чтобы такой урок не казался скучным, интересно было бы включить в разминку новые движения, которые впоследствии полностьюили частично будут использованы в новом танце. Например: подскок - использование в танце «полька», поворот на трех шагах - использование в танцах «модный рок», «диско» и некоторых других характерных танцах. Правда, в таком случае время на разминку может увеличиться, а основная часть урока пропорционально сократиться.

 Ситуация Б. Программа по ритмике содержит достаточно большое количество парных танцев, исполнение которых требует определенных правил поведения партнера и партнерши, мальчика и девочки, их взаимного желания танцевать в паре. На первых уроках учитель часто сталкивается с нежеланием детей вставать в пару; это бывает связано с некоторым стеснением, новой непривычной ситуацией и весьма характерным волнением. Все это свойственно детям 8-10 лет. Обычно к третьему-четвертому урокам положение нормализуется, дети, как правило, легко преодолевают этот психологический барьер и в дальнейшем проявляют заинтересованность в качестве исполнения парного танца. Но в одном классе ситуация не меняется, и учитель на каждом уроке сталкивается со стойким нежеланием детей становиться в пары. По- видимому, здесь имеет значение особый психологический климат, сложившийся в коллективе. Качество урока под угрозой. Программа практически не реализуется, и педагог вынужден идти на замену некоторой части танцевальной программы. В этом случае практикуется исполнение парных в принципе танцев индивидуально или вообще возможно введение дополнительного количества современных спортивных танцевальных композиций, а также сокращение программы парного танцевания. В дальнейшем учитель может предпринять еще попытки ввести в программу исполнение парных танцев, усилить мотивацию, побудить учеников преодолеть психологический барьер и вернуться к обычной программе.

 Ситуация В. Представляет определенную сложность урок с классом, ритмика для которых в расписании стоит последним уроком, особенно при наличии в коллективе гипервозбудимых детей. К последнему уроку у них накапливается определенная усталость, утомление и реакция на вход в зал, где нет парт, этих «ограничителей движения», где звучит ритмичная музыка, весьма бурная. В этом случае целесообразно приучать детей к определенному твердому порядку хода урока, строго придерживаться поставленных задач и не прибегать к частой и резкой смене темпа урока. Не имеет смысла также включать в программу обучение таким характерным танцам, где в качестве музыкального сопровождения используются в основном ударные инструменты, например, танец «папуасы». Оценивать работу учеников в таких классах стоит по возможности на каждом уроке, при этом стараться находить и отмечать положительную динамику в поведении и успехи по предмету каждого ученика.

 Ситуация Г. Класс хорошо продвинут, многие ученики дополнительно занимаются в различных танцевальных, музыкальных или спортивных коллективах. Большинство детей хорошо координированы, обладают развитым чувством ритма и музыкальным слухом. Программу по ритмике осваивают быстро. Казалось бы, все отлично, чего еще можно желать? Но в таком классе возникают проблемы несколько другого свойства: детям становится скучно, неинтересно, и учитель должен корректировать программу в сторону усложнения. Базовые танцы можно усложнить, дополнить новыми для детей движениями. В таких коллективах особенно плодотворно проходят уроки «совместного творчества», когда весь класс получает задание дополнить композицию новыми элементами, придуманными или самими учащимися или предложенными учителем. Причем в этом случае надо правильно просчитать ритмический рисунок новой связки, органично ввести ее в танец, что делает задание по-настоящему сложным и интересным; например: развитие композиции танца рок-н-ролл.

 В заключении хотелось бы сказать, что вариативность методов обучения не сразу была признана необходимой в современном образовании. Еще Я.А. Коменский стремился найти единый метод, отвечающий единым законам человеческой природы, чтобы обучение не потребовало бы ничего иного, кроме «искусного распределения времени, предметов и метода». Тогда все пойдет вперед не менее ясно, чем идут часы с правильно уравновешенными тяжестями, так же приятно и радостно, как приятно и радостно смотреть на такого рода автомат. С тех пор попытки найти единый совершенный метод не прекращались. Однако параллельно крепли и позиции приверженцев вариативности. Основные причины, востребующие вариативность, по словам М.В. Кларина,- это многообразие учебных (точнее, учебно-воспитательных) задач, разнообразие элементов содержания образования и видов учебного материала, неоднозначность проявления закономерностей его усвоения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их стиля познавательной деятельности и множества других факторов.

 Развитие технологического подхода в образовании привело к пониманию того, что вариативными должны быть не только методы и приемы как компоненты технологии обучения, но и сами технологии, которые должны зависеть от дидактических целей, особенностей учебного материала, учащихся, учителей и условий обучения. Безусловно, идея многовариантности моделей развития школы, ее учебного процесса получает все большее признание во всем мире.

Литература

  1. Г.С. Франио. Ритмика в детской музыкальной школе. Москва, «Пресс-соло»,1997
  2. Кабардино-Балкарский Государственный Университет им. Х.М.Бехтерева. Электронный учебник по педагогике. Общая педагогика. Лекция 8. Вариативность и инновации в образовании.
  3. Андрианов В.Г. Требования к современному уроку физической культуры. Материалы Третьей Всероссийской конференции «Наша будущая школа. Модернизация образования и личность современного учителя». Санкт-Петербург, 12-13 февраля 2013.
Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56