Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Сольфеджио в начальной и средней школе

Ж. А. Журавлева
педагог дополнительного образования
ГБОУ «Академическая гимназия № 56»
 Санкт-Петербурга

Преемственность сольфеджио как элемента уроков хорового пения в начальной и средней школе

 

Важнейшие задачи в курсе сольфеджио - это выработка устойчивой певческой интонации как необходимого условия выразительного художественного исполнения. Чистота певческого строя, четкость и верность интонации зависят, в первую очередь, от уровня развития внутреннего слуха исполнителя, его музыкально-слуховых представлений. Не менее значимой задачей является приобретение навыка пения по нотам, сознательного отношения к нотному тексту.

Безусловно, успешной концертной деятельности и высоких исполнительских возможностей хоровой коллектив не сможет достичь без регулярной работы в области сольфеджио и музыкальной грамотности.

Как же мы, хоровики гимназии решаем эти задачи? У нас нет отдельного курса сольфеджио, все происходит на уроках хора (2 раза в неделю по 40 минут) из которых 5-7 минут после распевания мы уделяем слуховой работе. Поскольку времени очень мало, классические методики, применяемые в муз.школах и студиях, нам не очень подходят, и у педагогов появляются свои экспрессметоды, о некоторых можно будет рассказать отдельно.

Итак, 1 класс, подготовительная группа, у детей хор 1 раз в неделю, и деление на группы весьма условно. И в хоровой группе, и в группе Общего музыкального развития детей развивают в слуховом отношении, развивают чувство ритма, прививают любовь к музыке, и к пению, в частности. Разница только в том, что на отчетном концерте одна из групп представляет хоровой репертуар соответственно возрасту, а вторая выступает как шумовой оркестр. Все обучение происходит в игровой форме, и по окончании 1 класса дети умеют следующее:

  • определять направление движения мелодии, показывать его рукой, могут сравнить 2 звука по высоте
  • Могут прохлопать ритм песни, попевки,
  • Знают длительности не по названиям, а как «столбики и воротца» (та, ти-ти, ту) (работают по карточкам и с записью на доске.

Т.е. они уже могут проявить себя через год на прослушивании в младший хор. Прослушивание проходят все дети, и переход из группы в группу возможен по желанию ребенка или родителя.

На этапе младшего хора (7-10 лет) доминантой сольфеджио является система ручных знаков по Г. Струве, и одной из важнейших задач становится воспитание ладового чувства как надежной основы чистого интонирования. Я применяю свою систему работы над ладом. Это основанные на ручных знаках упражнения ладового сольфеджио «Ладовые песенки» В форме сказки дети знакомятся с азами ладового сольфеджио. И затем все обучение ведется на упражнениях-попевках, озвучивающих те или иные ладовые тяготения. (см. сборник статей «Современный хормейстер» Спб, изд. Композитор, 2013 г. Стр. 44-54.)

Очень популярны у детей театрализованные игры, когда каждый ребенок становится определенной ступенью лада и исполняет роль (интонацию) того или иного жителя Ладового королевства.

Со второго класса дети разбирают нотный материал не со слуха, а только по партитурам. Для быстрого и безболезненного перехода к пению по нотам я использую метод цветных нот. Уже в первом классе дети знакомятся с нотной грамотой с помощью веселых стишков про цветные ноты цветных клавиатур, заданий на раскрашивание нотного текста соответствующими цветами (см. методическую разработку «Цветные ноты на начальном этапе обучения нотной грамоте»). Те из детей, кто еще плохо ориентируется в нотном тексте, получают задания на раскрашивание нот в своих хоровых партитурах соответствующими цветами, что одновременно является возможностью контроля и оценки знаний,

Важной частью подготовительного и начального курса сольфеджио является воспитание метро-ритмического чувства. Изучение длительностей также проходит в игровой форме. Из наглядных пособий я использую карточки с длительностями.

Тема «Интервалы»: Каждый интервал ассоциативно связан с определенным игровым образом. (Птичка, Мышка и крыса, кролик и зайчик, ворона, медуза, Олени, волк, жираф)

К окончанию младшего хора дети ориентируются в понятиях: унисон, мелодия, интонация, ритм, темп, пульс, длительности, динамика, лад, мажор, минор, тон, полутон, тоника, тоническое трезвучие, опевание тоники, доминанта, ступени звукоряда, вводные тоны, тяготения неустойчивых звуков в устойчивые.

В среднем хоре (10-13 лет) происходит закрепление всех изученных ранее разделов сольфеджио и музыкальной грамоты. Основой занятий по сольфеджио является сольфеджирование изучаемого материала, а также развитие гармонического слуха путем пения двух- трехголосных упражнений и канонов. Пение с листа специальных упражнений. Занятие по сольфеджио включает:

  • интонационные упражнения;
  • звуковысотное и интонационное освоение изучаемого материала;
  • теоретические сведения.

Тема «Интервалы»

  • слуховой анализ изучаемого интервала, (закрыть глаза, показать интервал рукой)
  • интонирование его в мелодическом и гармоническом виде.

Тема «Гаммы» включает в себя закрепление знаний о ладе, тональности, изучение ладовых основ и тяготений в конкретной тональности, интонирование гаммы, ступеней, тонического трезвучия, слуховой анализ интервалов и ступеней в заданной тональности. Гамма, изучаемая на уроке, всегда записывается на доске и служит наглядным пособием.

С точки зрения музыкальной грамоты закрепляются понятия: Музыкальная фраза, распев, a.capella, динамические оттенки, интервалы, консонансы и диссонансы, знаки альтерации, длительности, сильная и слабая доля, синкопа и др.

В старшем хоре (8-10 класс) вся эта работа продолжается на усложненном уровне. Более сложные ритмические формулы, интонационные упражнения, много чтения с листа.

В заключение несколько типичных примеров, подтверждающих пользу применения подобной системы обучения в школах:

  • Ребенок профессионально занимается спортом, семья не имеет отношения к музыке. Музыка – закрытая для него область. На прослушивании в младшей школе его распределяют в хор, и начинается методичная работа над его развитием. В старшем возрасте со спортом не срослось – человек реализует себя в музыке.
  • Ребенок приходит из другой школы – система предполагает прослушивание в хор всех новеньких. Никогда не пел – рот не открывается, все поющие для него с другой планеты. В ходе прослушивания выявляются богатые музыкальные данные, нераскрытые. Раскрываем рот, поднимаем небо, опускаем гортань – через год это солист.

Есть и определенный риск – дети из музыкальных школ, не скучно ли им в этой системе. Нет. Во-первых, мы очень стараемся подобрать интересный репертуар. Во-вторых, такие дети – наши помощники. Почти в каждой группе у меня есть концертмейстеры, готовые дать тон на рояле и даже подыграть несложный аккомпанемент. Есть хормейстеры, работающие каждый со своей партией голосов. Дети чувствуют себя нужными и полезными, и сами получают ценный практический опыт.

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес