Спорт учебе не помеха
Михайлова В. М., учитель математики
ГБОУ Гимназия № 56
Идея для написания статьи возникла несколько лет тому назад. Именно тогда я познакомилась с удивительным коллективом учащихся – классом - хоккейной командой «Серебряные Львы» [1].
Я уже имела за плечами немалый опыт работы учителем математики в авторской школе Гимназии № 56 [2] и знала потребности учителя и ученика изнутри, не понаслышке. Время, проведенное с учениками, внесло свои дополнения и изменения в ставший уже привычным урок. При этом многие моменты организации урока актуальны и поныне.
Надеюсь, что мои наблюдения будут полезными для учителей-предметников, работающих в спортивных классах.
Спорт – это только этап в жизни, хотя и очень важный, но знания очень нужны и для оставшейся жизни. Учеба остается на первом месте.
Что же общего между занятием математикой и игрой в хоккей? Эти две, на первый взгляд совершенно разные сферы человеческой деятельности объединяет следующее обстоятельство: российские хоккеисты, как и российские математики, были и остаются одними из лучших в мире.
Очевидно, что оптимальное сочетание инноваций и традиций при конструировании урока ведет к достижению высокого качества результатов в обучении вообще, и спортсменов в частности. Понятно, что для достижения успешности обучения и воспитания в спортивном классе учителями, школьным психологом, логопедом и тренерами создаются дополнительные комфортные условия:
- расписание уроков спортивного класса тщательно составляется с учетом высоких физических нагрузок учащихся, биоритмологических особенностей, графика их соревнований и сборов;
- содержание учебного материала пересматривается и перераспределяется во времени, в связи с частыми отъездами на соревнования и сборы;
- домашние задания строго дозируются;
- максимально используется дистанционное обучение;
- занятия в группе продленного дня по основным предметам помогают преодолевать возникающие затруднения при усвоении учебного материала в предельно короткие сроки.
Перед учителем стоит непростая задача – преодоление формальности в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям каждого ребенка, что вносит коррективы в работу: не просто изменения, а новые способы, отличные по качеству от способов организации учебного процесса и темпам от традиционных. Применяя традиционную систему обучения, необходимо на уроке использовать и инновационные педагогические технологии. Опыт показывает, что применение всех видов средств обучения (интерактивных, аудиовизуальных, звуковых) ведет к повышению мотивации учащихся при изучении школьных предметов.
При подготовке к уроку в спортивном классе полезно учитывать некоторые особенности детей:
- оптимизм и открытость;
- стремление к успеху, поэтому свои победы и неудачи они объясняют объемом приложенных усилий, силой своего старания, что говорит об объективной самооценке, самостоятельности принимаемых ими решений;
- абстрактное мышление, способность к точным наукам;
- умение находить быстрый выход из сложившейся ситуации, быстро принимать решение, просчитывать ходы, оценивая ситуации, в связи с этим развита поисковая активность, поэтому логические задания вызывают интерес;
- четкое визуальное восприятие обстановки, что требует не только разнообразия нестандартно подаваемой информации, но и постоянного ее обновления;
- Высокая скорость концентрации внимания, поэтому необходим высокий темп подачи материала;
- к изучению учебного материала подходят качественно, поэтому нет необходимости в многократном повторении пройденного материала, на этапе закрепления новых знаний сразу переходят к делу, обобщая полученные знания, активно применяют их на практике;
- предпочтение устанавливать правила, поэтому важно, чтобы учитель четко формулировал цель и проговаривал правила деятельности на каждом этапе уроке, показывал практическую значимость изучаемого материала. Можно предположить, что в связи с этой особенностью учащихся групповые формы работы с обязательной сменой лидера будут влиять на повышение мотивации;
- предпочтение диалогово-дискуссионной форме общения, поэтому необходима дозированная эмоциональность в подаче материала.
За последние десятилетия скорость информационного потока, направленного на отдельного человека, увеличилась в тысячи раз. Благодаря этому возросли и учебные нагрузки: занятия в школе стали более напряженными. Нетрудно заметить, что дети, которые увлекаются спортом, легче преодолевают трудности не только в учебе, но и в жизни. Существующее мнение о том, что занятия спортом и точными науками несовместимы, не подтверждается: успеваемость и качество знаний в спортивном классе в основном выше, чем в классах иного профиля, а высокие спортивные достижения учащихся вызывают чувства гордости у педагогов за своих воспитанников.
Вот и получается, что спорт учебе не помеха.
Подробнее:
[1] Хоккейная команда «Серебряные Львы»
[2] ГБОУ Гимназия №56, Санкт-Петербург
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...