Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Дискуссионный клуб по литературе в старших классах

Ольга Геннадиевна КЛИШОВА, учитель русского языка и литературы, методист
ГБОУ "Академическая гимназия №56 им. М.Б. Пильдес" Санкт-Петербурга
-

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ» ПО ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ

(В РАМКАХ ПРОЕКТА «ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»)

-

23452165Во многих образовательных учреждениях уже традиционным стало проведение предметных недель. На протяжении учебного года любители и ценители истории и информатики, математики и литературы, иностранных языков и естественных наук принимают участие в различных мероприятиях, проводимых в рамках той или иной недели. «Дискуссионный клуб» по литературе в старших классах тоже появился в нашей Гимназии именно благодаря неделе словесности. Но как-то так получилось, что желание подростков и учителей подискутировать, поделиться своим мнением о прочитанных книжных новинках, критически оценить некоторые тенденции классической и современной литературы, задать интересующие вопросы, возможно, получить на них ответы вышло далеко за рамки одной недели. «Дискуссионный клуб» превратился в самостоятельное мероприятие, реализуемое в Гимназии №56 в рамках проекта «Чтение с увлечением».

Каждое заседание «Дискуссионного клуба» посвящено определенной теме, актуальной для современного старшеклассника, интересной ему. Перед заседанием участникам клуба предлагается круг вопросов, ответы на которые они должны обдумать заранее, самостоятельно составив таким образом небольшое сообщение, и выступить с ним непосредственно на заседании клуба. Выбор автора, произведения для анализа ученик также делает самостоятельно, имея в виду эпоху или временной промежуток, заявленные в теме заседания. Остальные вопросы возникают по ходу выступления, по ходу дискуссии.

Некоторые тематические заседания «Дискуссионного клуба» уже состоялись, другие еще ждут своей реализации. Ясно одно: заседания клуба будут продолжаться, потому что интерес к литературе, к ее судьбе не пропадает у современного подростка, как бы ни упрекали его сегодня в нежелании читать, в телевизионных и компьютерных предпочтениях. «Высокая словесность» - по-прежнему основная составляющая культурной жизни молодого человека.

ПРОГРАММА «ДИСКУССИОННОГО КЛУБА»

 

ТЕМЫ ДЛЯ «ДИСКУССИОННОГО КЛУБА» ПО ЛИТЕРАТУРЕ:

  1. Книга и ее лучшая кинематографическая интерпретация.
  2. Книга и ее лучшая театральная интерпретация.
  3. Шелест страниц или электронная книга?
  4. Какой быть школьной программе по литературе в старших классах?
  5. Современная литература о Великой Отечественной войне.
  6. Русская литература XXI века: станет ли она классикой?
  7. «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности?..»
  8. Сказки для «детей изрядного возраста»?
  9. «Чужое слово» в русской литературе.
  10. Образ подростка в современной литературе.
  11. Литературные кафе: нужны ли они современному человеку?
  12. Онлайн библиотеки как новый интернет ресурс.
  13. У литературы «не женское лицо»?
  14. Забытые поэты Серебряного века.
  15. Литературные герои – жители Петербурга: адреса, судьбы, характеры.
  16. Образец для подражания.

 

КРУГ ВОПРОСОВ ПО ТЕМАМ:

1. Книга и ее лучшая кинематографическая интерпретация

  1. Можно ли оправдать факты искажения сюжета литературного произведения в кинематографе? Чем это объясняется?
  2. Восприятие пространства и времени писателями и режиссерами: сходства и различия.
  3. Сопоставление различных кинематографических интерпретаций одного литературного произведения.
  4. Фильм по книге – художественная интерпретация или самостоятельное произведение?

 2. Книга и ее лучшая театральная интерпретация

  1. Современный театр – какой он?
  2. Театральные постановки классических произведений: режиссерская интерпретация классики.
  3. Театральные постановки современных произведений: специфика постмодернизма.
  4. Сопоставление различных режиссерских трактовок одного произведения.
  5. Спектакль по книге – художественная интерпретация или самостоятельное произведение?

3. Шелест страниц или электронная почта?

  1. Достоинства и недостатки, плюсы и минусы «бумажной» книги.
  2. Достоинства и недостатки, плюсы и минусы электронной книги.
  3. Допустима ли полная замена печатных изданий их электронными версиями? Насколько это необходимо?

4. Какой быть программе по литературе в старших классах?

  1. Какой принцип, с вашей точки зрения, лежит в основе подбора произведений для школьной программы? Оправдан ли он?
  2. Допустимы ли изменения в школьной программе по литературе? Нужны ли они?
  3. Чем, по-вашему, объясняется нежелание школьников читать произведения из школьной программы?
  4. Литературные произведения, которые бы я хотел вычеркнуть из школьной программы.
  5. Литературные произведения, которые бы я хотел добавить в школьную программу.

5. Современная литература о Великой Отечественной Войне

  1. Книги современных автором о Великой Отечественной войне, которые вам известны.
  2. Имеют ли право о войне писать те, кто сам не принимал в ней участие?
  3. Война в современной литературе: историческая правда или художественный вымысел?

6. Русская литература XXI века: станет ли она классикой?

  1. Что такое «классическая литература»?
  2. Почему литература XIX - XX веков стала классикой?
  3. Какие произведения литературы века XXI можно назвать классическими? Почему?
  4. Какая литература выдерживает проверку временем?

7. «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. И проч. С парохода современности?..»

  1. Что такое «классическая литература»?
  2. «… вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить. Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить.» (И.С. Тургенев «Отцы и дети») Как вы понимаете смысл этих слов?
  3. Скандалы, эпатаж, нонконформизм – необходимы ли они в литературе?
  4. Уничтожая классику, что предложим взамен?

8. Сказки для «детей изрядного возраста»?

  1. Что такое сказка? Какова история ее бытования?
  2. Почему взрослые читают сказки?
  3. Есть ли сказки для всех возрастов? Актуальны ли они сегодня?

9. «Чужое слово» в русской литературе.

  1. Какое слово в литературе можно назвать «чужим»?
  2. Какова роль «чужого слова» в русской литературе? Примеры его использования.
  3. Должна ли русская литература быть исключительно русской: история и современность?
  4. Каков он – современный подросток?

10. Образ подростка в современной литературе.

  1. В каких произведениях русской и зарубежной литературы мы встречаемся с образами подростков? Реальны ли они? Можно ли героев этих произведений назвать «живыми»?
  2. Насколько актуальны сегодня проблемы, с которыми сталкиваются подростки – герои произведений? Видят ли авторы решения этих проблем? А вы?
  3. Можно ли судить об эволюции образа подростка в литературе?

11. Литературные кафе: нужны ли они современному человеку?

  1. Как связаны кофе и книги?
  2. Какие литературные кафе Петербурга вам известны? Какова их роль в культурной жизни города?
  3. Какие книги можно почитать в литературном кафе?
  4. Куда бы вы хотели позвать друзей «на чашечку кофе»? Почему?

12. Онлайн библиотеки как новый интернет ресурс.

  1. Какие онлайн библиотеки вам известны? Каковы их ресурсы? Их достоинства и недостатки.
  2. Что роднит и что различает современные онлайн библиотеки?
  3. Библиотека Максима Мошкова, «Журнальный зал», «Либрусек», «Альдебаран» и «Русская виртуальная библиотека» как основной современный интернет ресурс.

13. У литературы «не женское лицо»?

  1. «Женская» литература эпохи Серебряного века.
  2. «Женская» литература рубежа XX - XXI веков.
  3. «Женская» литература XIX и XX веков: существует ли она?
  4. Почему у литературы «не женское лицо»?

14. Забытые поэты Серебряного века.

  1. Серебряный век как эпоха в русской истории и культуре.
  2. Малоизвестные имена Серебряного века: судьбы, творчество.
  3. Подбор стихотворений, аргументация выбора.

15. Литературные герои – жители Петербурга: адреса, судьбы, характеры.

  1. Имена любимых героев, судьбы которых связаны с Петербургом.
  2. Литературные маршруты Петербурга.
  3. Как город способен влиять на своих жителей?
  4. Как жители создают образ города?

16. Образец для подражания.

  1. Каков идеал человека в современном мире?
  2. Можно ли обрести свой идеал на страницах литературных произведений?
  3. Литературные герои – образцы для подражания прежних времен.
  4. Можно ли найти образец для подражания в современной литературе? Каков он?

 

РАБОТА «ДИСКУССИОННОГО КЛУБА»: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

1. Книга и ее лучшая кинематографическая интерпретация.

Данная тема предполагает не просто выбор художественного произведения, «переведенного» на язык кино, но и умение анализировать режиссерскую интерпретацию текста, умение оценивать самостоятельность режиссерского видения и в то же время понимать главную идею произведения, авторский замысел. Мысль поговорить на подобную тему родилась уже несколько лет назад, когда на экраны вышел фильм В.В. Бортко «Мастер и Маргарита» и у одиннадцатиклассников возникло желание обсудить его плюсы и минусы, оценить режиссерские находки и неудачи, тем более что сам роман М.А. Булгакова всегда вызывает у подростков живой интерес и рождает много споров. Разговор оказался весьма продуктивным, в связи с чем было принято решение обратиться к другим произведениям русской или зарубежной классики и их кинематографическим интерпретациям. В списках, предложенных учениками значились роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир», повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце», роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека», роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», роман М. Митчелл «Унесенные ветром» и другие.

 

2. Книга и ее лучшая театральная интерпретация.

Данная тема выросла из предыдущей заявленной темы «Книга и ее лучшая кинематографическая интерпретация». Дискутируя по поводу режиссерских интерпретаций, мы выяснили, что не менее интересны для подростков и театральные постановки. И, естественно, не только классические, но и современные, оригинальные, скандальные. Желание смотреть классику «другими глазами», чтобы потом спорить, критиковать, объясняется, наверное, не только возрастом, но и современной действительностью XXI века, многое перевернувшей с ног на голову. Замечательным (не будем говорить неожиданным) открытием заседания по данной теме стал факт посещения нашими старшеклассниками многочисленных театральных площадок города, интерес подростков к театральному искусству как таковому.

 

3. Шелест страниц или электронная книга?

Желание подискутировать об этом также возникло достаточно давно, когда на партах учеников вместо привычных увесистых томов Толстого и Достоевского все чаще начали появляться компактные электронные книги и планшеты. Первое время многие учителя пытались вести неравные бои с технологичным «завтра», отстаивая свою привычку к бумажному «вчера». Но здравый смысл подсказывал, что эксплуатация «гаджетов» удобнее, да и привычнее для современного ученика. Но не повредит ли это «высокой словесности», единственным орудием которой много веков были перо и бумага? Заседание «дискуссионного клуба» по данной теме вышло далеко за рамки нашей Гимназии и было проведено в форме «телемоста» с учениками одной из школ Москвы. Благодаря возможностям цифрового видеоконтента дискуссия развернулась между двумя городами, между двумя «столицами». Столкнулись прошлое и будущее, традиции и современность, классическая школа и школа XXI века, печатное слово и информационные технологии. Победила любовь к литературе на любом носителе информации.

 

4. Какой быть школьной программе по литературе в старших классах?

5. «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности?..»

Две темы заседаний, близкие по своей смысловой направленности, были предложены ученикам после многочисленных попыток школьников объяснить свое нежелание читать и анализировать классику ее неактуальностью сегодня, ее удаленностью (и временной, и идейной) от современного человека, его желаний, интересов, помыслов, ее «консерватизмом» и назидательностью, даже недостаточным вниманием к произведениям зарубежных авторов. В ходе дискуссии были сделаны выводы, что учить молодого человека, формировать его личность можно только на классических образцах высокопробной литературы, которая получила название «классической».

 

6. Современная литература о Великой Отечественной войне.

Интерес к данной теме подогревается сегодня выходом на экраны телевизоров многочисленных современных фильмов о событиях Великой Отечественной войны, часто по-своему интерпретирующих известные нам с детских лет истины, открывающих «правду» о войне, о судьбе человека, демонстрирующих весь спектр возможностей современного телевидения. Возникло желание обратиться к первоисточникам, к литературе, и поразмышлять о тех, кто возвращается в своих творческих исканиях к теме войны. Могут ли они писать об этом? Имеют ли на это право? Эти вопросы предлагались для размышления ребятам. Тема заседания оказалась очень интересной, хотя бы потому что на полках книжных магазинов появляется все больше новых книг о войне, авторов которых мало кто знает. Стоит ли читать эти книги? Несут ли они правду о войне? – вот главные вопросы, на которые старались ответить участники дискуссии. Настоящим открытием дискуссии стало знакомство учеников с романом Даниила Гранина «Мой лейтенант».

 

7. Русская литература XXI века: станет ли она классикой?

Книжные новинки привлекают яркими обложками, качественно сделанными рецензиями, аннотациями – но неужели все это действительно «новое слово» в литературе? Не канут ли в Лету молодые, мало кому известные имена, после того как тираж их книг будет раскуплен или снят с продажи? Прочтут ли произведения начала XXI века будущие дети наших нынешних детей? Тема данного заседания оказалась очень актуальной с той точки зрения, что в силу определенных причин современный подросток с большим удовольствием читает пусть и низкопробную, но современную, а значит, как ему кажется, актуальную литературу, чем классику из школьной программы. Дискуссия на эту тему оказала существенную помощь в ориентации на просторах современного книжного рынка не только школьникам, но и учителям. Так, например, были названы и рекомендованы к чтению такие произведения, как «Даниэль Штайн, переводчик» Л. Улицкой, «Когда я был настоящим» Том Маккарти, «Дорога» Кормак Маккарти, «Библиотекарь» М. Елизарова, «Кысь» и «Не кысь» Т. Толстой и многие другие.

 

8. Онлайн библиотеки как новый интернет ресурс.

Данная тема напрямую оказалась связана с темой предыдущего заседания «Шелест страниц или электронная книга?» Резюмировав необходимость чтения с любого носителя, старшеклассники сами предложили обсудить интернет ресурсы для поиска художественных произведений. Многие современные библиотеки, плохо оборудованные технологичными устройствами, не вполне удобны для сегодняшнего школьника. А поиск необходимой информации на просторах интернета – естественное явление для подростка. Очень важно было понять, что всемирная паутина открывает ученику возможность чтения огромного количества книг, в числе которых есть редкие, раритетные, практически недоступные в бумажном варианте. Умение пользоваться интернет библиотекой – один из способов привлечения внимания школьников к литературе, чтению.

 

9. Образец для подражания.

Данная тема показалась интересной прежде всего учителям: к сожалению или к счастью, воспитанные по большей части идеологической пропагандой, они со школьной скамьи привыкли искать себе образец для подражания прежде всего в произведениях художественной литературы. А насколько актуально это для современного подростка? Есть ил герои, личностям, характерам, поступкам которых хочет подражать современный школьник, избалованный доступностью любой информации, зрелищностью, яркостью любого продукта? Оказалось, что желание идентифицировать себя с любимым книжным героем присуще любому человеку, независимо от возраста и эпохи, и ребята по-прежнему ищут свой идеал на страницах книг, не только современных, но и классических, а новые возможности, открывающиеся перед современным подростком, только помогают ему этот идеал воплотить в жизнь. Из предложенных ребятами героев – образцов для подражания можно отметить Андрея Штольца и Ольгу Ильинскую (И. Гончаров «Обломов»), Левинсона (А. Фадеев «Разгром»), Сотникова (В. Быков «Сотников»), как это ни печально, Сашу Бло (В. Пелевин «Generation „П“») и Макса Андреева (С. Минаев «Духless. Повесть о ненастоящем человеке») и других.

БУКЛЕТ ДИСКУССИОННОГО КЛУБА
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес