М.В. Лазаренко, педагог дополнительного образования
Я.Ю. Смирнов, концертмейстер.
ГБОУ "Академическая гимназия № 56 им. М.Б. Пильдес" Санкт-Петербурга
-
МАТАНЯ – ТРАДИЦИЯ, СОЕДИНЯЮЩАЯ ПОКОЛЕНИЯ
-
В статье рассматривается народный танец "Матаня", как часть культурного наследия России, описываются его исторические корни, вариативность трактовки названия, затрагиваются вопросы музыкального сопровождения. Авторы подчеркивают значимость народного танца, как средства объединения людей, формирования культурной идентичности и сохранения исторической памяти, а также его влияние на развитие и сохранение народного творчества и фольклорного искусства в целом.
В приложении представлен нотный материал по самостоятельному ознакомлению с наиболее распространенными мелодиями аккомпанемента. Это дополнение способствует лучшему пониманию музыкальной составляющей танца и делает статью ценным материалом для любителей народного искусства и преподавателей народно-художественной направленности.
-
Русская народная пляска — это традиционный танец, который является неотъемлемой частью русской культуры и фольклора. Характеризуется яркими ритмами, разнообразными движениями и бурной эмоциональной составляющей. В основе танца всегда заложена сюжетная линия, пересказ событий из жизни или понятная и реалистичная картина окружающего мира. Русская пляска — это отражение многогранного духовного наследия русского народа, где каждое движение и жест передают глубокие чувства и яркие эмоции. Она вобрала в себя элементы народной жизни, обычаев и обрядов, которые исполнялись на праздниках и торжествах, а также в моменты скорби и воспоминаний, сохраняя память о предках, их радостях, горестях и надеждах.
Танец несёт не только развлекательную функцию, но и служит средством общения, объединяя людей в едином ритме и подчиняя одной цели, тем самым стимулируя коммуникацию. Каждая пляска — это история, рассказанная без слов, где музыка, танцевальная лексика и костюмы погружают зрителей в неповторимую атмосферу. Это не просто набор движений, это часть культурного наследия, который продолжает жить и развиваться, оставаясь значимым и востребованным в современном обществе.
Музыка, сопровождающая танцы, часто имеет глубокие корни, соединяющие людей с природой и историей. Звуки народных инструментов, таких как балалайка, домра, гусли, баян, аккордеон или гармошка, наполняют пространство энергией, вызывая желание двигаться в ритме музыки. Яркие народные наряды, украшенные вышивкой и орнаментами, подчеркивают самобытность культуры и добавляют визуальную привлекательность к танцевальному действию не только подчеркивая индивидуальность каждого танца, но и рассказывая о местности, откуда он родом.
Ярким примером русской народной пляски, в которой отражены все вышеперечисленные характеристики, является танец «Матаня». «Матаня» — это одна из традиционных русских народных плясок, которая имеет богатую историю и большое культурное значение. Пляска была популярна на обширной территории России, включая центральные, северные и южные регионы. «Матаня» часто исполнялась на свадьбах, праздниках и других общественных событиях, символизируя общность и радость. Она служила способом сближения и объединения людей, создания праздничной атмосферы и передачи культурных традиций из поколения в поколение.
Музыкальное сопровождение играет ключевую роль в создании праздничной атмосферы и передаче эмоционального содержания танца. Изменяясь от региона к региону, оно всегда основывается на традиционных мелодиях, наигрышах и частушках, характерных для конкретной местности. Музыкальные элементы, применяемые в аккомпанементе, как правило, обладают четкой квадратной и ритмической структурой, что делает их легкими для восприятия и запоминания. Весёлый и зажигательный характер музыкального сопровождения способствует созданию праздничного настроения и вовлечению зрителей в танцевальный процесс.
В танце «Матаня» музыкальное сопровождение помимо виртуозного исполнения, часто включает в себя песни или частушки, которые могут исполняться самими танцорами или музыкантами, играющими на традиционных русских народных инструментах. Специфика звукоизвлечения, звуковысотный баланс, тональный план, чёткое и ритмичное исполнение, добавляют особую колоритность и аутентичность аккомпанементу, погружая зрителей в атмосферу народной культуры.
Песни и частушки, исполняющиеся в «Матане», раскрывают многогранные аспекты повседневной жизни. Они повествуют о разнообразных чувствах (как позитивных, так и негативных), возникающих в жизни между людьми, природных явлениях и праздниках, отражая богатство и разнообразие народных традиций. Такие тексты не только развлекают, но и создают глубокую эмоциональную связь между исполнителями и зрителями, позволяя последним ощутить дух времени и культуры. Таким образом, музыкальное сопровождение с элементами песен и частушек, становится неотъемлемой частью танца, усиливая его выразительность и помогая передать всю палитру чувств и эмоций, заложенных в народном искусстве.
Слово «матаня» происходит от древнерусского слова «матать», что может означать «крутить» или «вертеть». Слово полностью отражает характер основных движений, которые включают в себя вращения и круговые построения, указывая на веселый и шутливый характер пляски. Этимологически оно близко к слову «матас», которое в толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля означает «шут, фигляр, скоморох»
В разных регионах России, происхождение самого слова «матаня» имеет различные лексические значения. Во многих регионах — это слово употребляется с разным смысловым подтекстом в зависимости от диалектов местности и особенностей традиций.
Одна из версий гласит, что слово «матаня» возникла в Поволжье и оттуда распространилось по всей России. Исследователи выяснили, что местные жители использовали это слово для обозначения вечерних гуляний и молодежных вечеринок в сельской местности. Однако значение слова не ограничивается только Поволжьем. Например, в Орловской области оно также может означать песню, частушку, наигрыш на народном инструменте или круговую пляску, а также относиться к упоминанию о любимом человеке. Кроме того, этим словом можно указать на место для танцев, известное как «пятачок», или на участников гуляний или праздника.
По другим данным, слово происходит от мордовского языка и означает «милый», «ухажёр»— старое местное название частушки или её внутрижанровой разновидности.
В Воронежской и Нижегородской областях встречаются две формы — «матаня» и «мотаня». Первая более распространена в разговорной речи. Если рассматривать происхождение слова «матаня», как название места для танцев, то обе формы близки к словам «матачка» и «мотачка», которые обозначают округленный и затертый частым использованием предмет. В переносном смысле — это также может обозначать очищенное от посторонних предметов пространство для плясок.
С течением времени слово «матаня» распространилось повсеместно и стало обозначать не только место для танцев, но и указывать на самих участников гуляний. Так, всех задействованных в пляске на «пятачке» начали называть «матанями», а при указании на одного человека — «матаня» или «матанья». Например, поздно вернувшуюся с гуляний молодёжь родители могли встретить словами: «Вернулся или вернулась матаня!» или отчитать: «Хватит матаниться», имея в виду проводить время за танцами (в Муромской и Владимирской областях) или ухаживать за девушками (принимать ухаживания от юношей) в Шадринском уезде, Пермской губернии и Ульяновской области.
Конкретной даты появления термина «матаня» установить невозможно, однако в научный оборот он вошел в конце XIX века благодаря исследованиям этнографов и фольклористов. В начале 90-х годов XIX века В. С. Арефьев в своей статье «Новые народные песни. Деревенские думы и дела» впервые упоминает о пляске «матаня», что стало важным шагом в ее изучении.
Самобытность региональной танцевальной культуры России находит свое яркое выражение в уникальных особенностях традиционной пляски «Матаня». Танец, ставший традиционным в определенных исторических и культурных контекстах, демонстрирует элементы, которые не всегда совпадают с современными административными границами того или иного района или области. Поэтому при исследовании танцевальной культуры конкретного региона необходимо учитывать не только географические, но и исторические факторы, которые определяют активную зону бытования этого танца.
Каждый регион вносит в «Матаню» свои уникальные черты, проявляющиеся в специфической танцевальной лексике, приемах, манере исполнения и стилистике танца. Яркие и сложные движения, выразительные позы и переплетения рук, гармонично соединяющиеся с четким ритмом и уникальной композиционной структурой, формируют неповторимый характер и атмосферу танца. Кроме того, «Матаня» знаменита своим идеальным сочетанием народной традиции и импровизации. Это открывает широкие возможности для создания всевозможных вариаций в области сценического танца, позволяя исполнителям адаптировать и интерпретировать традиционные движения в соответствии с современными требованиями к танцевальной лексике и тематической концепции.
Особое внимание в танце уделяется рукам. Их основное положение, форма и манера движений, ярко отражают заложенный в танце смысл, а неповторимые сочетания движений корпуса, головы и рук придают танцу уникальность и только ему присущую манеру исполнения. По характерным движениям рук и жестам, можно легко определить региональную принадлежность танца, что подчеркивает богатство и разнообразие культурного наследия России.
Народная пляска «Матаня» является не только развлечением и увеселительным времяпрепровождением, но и важным элементом культурного наследия, который способствует сохранению традиций и укреплению социальных связей в обществе. Она собирает людей вместе, дарит радость и способствует обмену положительными эмоциями, делая каждый праздник незабываемым. Сегодня «матаня» продолжает исполняться на народных гуляниях, праздниках, фестивалях и в концертных программах. Является частью культурного наследия России, активно используется в репертуаре фольклорных ансамблей и театров, танцевальных коллективах и всевозможных творческих объединениях системы дополнительного образования.
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...