Ольга Николаевна ПОЛЯКОВА, педагог дополнительного образования
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга
-
РАБОТА ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА НАД МЕТРОРИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В МУЗЫКЕ
(конспект открытого урока)
-
Тема урока: Формы работы над ритмическим и ладовым воспитанием слуха у учащихся.
Форма проведения: коллективная.
Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков работы в хоровом коллективе над ритмом.
Цель урока: повышение уровня хоровой культуры учащихся, продолжение работы над развитием ладового и метроритмического слуха у учащихся в старшем хоре.
Музыкальный материал:
1. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я, да» в обработке для смешанного хора В.Самарина.
2. А.Дворжак, фрагмент из кантаты «StabatMater» - « EjaMater».
Задачи:
Образовательные:
- продолжить формирование навыков пения acappella;
- выработать у учащихся умение держать свой голос (ритмически и мелодически) при одновременном звучании всего хора (2х-3х и 4-хголосие).
Развивающие:
- продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;
- продолжение развития ладового слуха;
- продолжение развития метроритмического слуха;
- развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать и сопоставлять;
- расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар (произведения зарубежных и русских классиков, современных композиторов, народных песен).
Воспитательные:
- воспитывать любовь к музыке;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку и содержание текста;
Методы обучения:
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
- проблемно-поисковый (самостоятельное освоение по заданию преподавателя);
- объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приемы:
- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность;
- применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой и индивидуальный опрос;
- побуждение детей к самоконтролю и самооценке во время пения;
- сопоставление песен, различных по характеру;
- вокализация произведений на слог и сольфеджио;
- задержка звучания хора на отдельных звуках и аккордах по руке дирижера с целью выстраивания унисона или различных интервалов и аккордов;
- образные сравнения как прием связи с жизненным опытом и образным мышлением школьников;
- юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Психологические условия на уроке:
- психологически комфортная атмосфера;
- личностно-ориентированное общение, учет уровня музыкального развития;
- учет индивидуальных особенностей.
Оборудование:
- фортепиано (рояль);
- стулья;
- ноты произведений;
- хоровые партии;
- доска.
Структура урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Краткое пояснение к уроку.
2. Постановка цели и задач урока.
На этом уроке будет производиться работа над совершенствованием ладового и ритмического слуха, а также работа над произведениями «Пойду ль, выйду ль я» и фрагментом из кантаты А.Дворжака « StabatMater».
3. Распевание, дыхательные, ритмические и вокальные упражнения.
Цель: подготовить певческий аппарат к работе, собрать внимание детей.
- Упражнение 1.
Глубокий и спокойный вдох через нос, выдох на счет (до восьми) на согласный «С» с полным выбросом оставшегося воздуха в конце.
- Упражнение 2.
Глубокий и спокойный вдох через нос. Выдох ровными длительностями (четвертями) на согласный «С».
- Упражнение 3.
Глубокий и спокойный вдох через нос. Выдох ровными длительностями (восьмыми) на чередующиеся согласные «С»-«Ш».
- Упражнение 4.
Глубокий и спокойный вдох через нос. Выдох ровными длительностями (триольными восьмыми) на чередующиеся согласные «С»-«Ш»-«Ч».
- Упражнение 5.
Глубокий и спокойный вдох через нос, выдох на счет (до восьми) на согласный «С» с полным выбросом оставшегося воздуха в конце.
-Упражнение 6.
Пение по полутонам на слог «ри-я» в унисон, терцию, трезвучие.
- Упражнение 7.
Пение стаккато по звукам мажорного трезвучия на слог «лё».
- Упражнение 8.
Пение гаммы «До мажор» различными длительностями (половинные, четверти, восьмые), каноном с разным интервалом вступления (секунда, терция), двух-трех и четырехголосно.
4. А.Дворжак «EjaMater» (фрагмент из кантаты «StabatMater»).
Цель: отработать четкие, но при этом мягкие и одновременные окончания фраз в хоровых партиях. Акцентирование внимания учащихся на динамическом и эмоциональном развитии произведения.
5. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я, да» в обработке для смешанного хора В.Самарина.
Цель: исполнение произведения с гуслями, работа по необходимости над переходами между куплетами (акцентировать внимание хористов на точное попадание в свои ноты в начале каждой фразы), динамическим планом и accelerando в последней части произведения.
6. Заключение. Подведение итогов, формирование выводов.
7. Самоанализ. Выводы педагога, что получилось - не получилось, над чем еще нужно поработать.
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...