Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Сопоставительный анализ стихотворений (урок)

Татьяна Ивановна МЕЛЬНИК, учитель руcского языка и литературы
ГБОУ «Академическая гимназия № 56 им. М.Б. Пильдес» Санкт-Петербурга

-

«ЛЮБОВЬ – ЭТО СЕРДЦЕ ВСЕГО»: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА ЧЕРЕЗ СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А.С. ПУШКИНА «ПРИЗНАНИЕ» И М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «Я НЕ УНИЖУСЬ ПРЕД ТОБОЮ…»

-

уроки литературы в гимназии 56, сайт nova Цель урока:

  • формировать у учащихся умение проводить комплексный анализ поэтического текста;
  • сопоставлять и анализировать фрагменты произведения, целенаправленно искать необходимую информацию в тексте произведения;
  • развивать умение формулировать собственное мнение и позицию.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • воспитывать любовь и уважение к наследию великих классиков русской литературы,
  • прививать интерес к чтению,
  • активизировать познавательную деятельности в коллективе и сотрудничество в решении поисковых задач.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • совершенствовать навыки и развивать умения анализа художественного произведения,
  • сопоставлять произведения разных авторов одной тематики.
  • совершенствовать навыки декламации,
  • развивать навыки самостоятельно наблюдать, анализировать и обобщать языковой материал.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • углублять представление о творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова;
  • развивать мыслительную деятельности обучающихся через умение анализировать, синтезировать, обобщать.
  • развивать навыки самооценки и самоконтроля работы на уроке.

Оборудование: ксерокопии текстов стихотворений, набор «Приложений», презентация.

Ход урока

I этап. Вступление

Слайд 1.

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт, сын ошибок трудных,
И Гений, парадоксов друг…

Слайд 2.

Сегодня на уроке мы будем говорить о гениальных поэтических произведениях и постараемся научиться новому в умении воспринимать стихотворения и понимать авторский замысел.

Учитель читает стихотворение Анны Андреевны Ахматовой

- Как вы думаете, о каком чувстве идет речь в стихотворении? (о любви)

Верно. Стихотворение так и называется: «Любовь»

Слайд 3.

- Какой видится любовь у Ахматовой?

- Найдите средства выразительности, описывающие это чувство в стихотворении?

«Любовь»

То змейкой, свернувшись клубком,

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком

На белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснет,

Почудится в дреме левкоя

Но верно и тайно ведет

От радости и от покоя.

Умеет так сладко рыдать

В молитве тоскующей скрипки,

И страшно ее угадать

В еще незнакомой улыбке.

Слайд 4.

- Какие эпитеты этому чувству вы можете подобрать, основываясь на стихотворении Ахматовой? (Чистая, светлая, ранящая, опасная, пронзительная и нежная).

Слова бывают холодные, ранящие, даже убийственные, а могут быть чистыми, светлыми, пронзительными и нежными, как сама любовь, поэзия, музыка – как сама жизнь.

II этап. Объявление темы урока.

Слайд 5.

Любовь – это сердце всего.

Оказывается, любовь бывает очень разной и значит по-разному это чувство представлено и в лирике, самом ярком роде литературы.

- Какой жанр лирического произведения тематически связан с разговором о любви? (послание)

- Зачем же люди пишут поэтические послания? (Чтобы раскрыть себя, рассказать о чем-то важном, волнующем).

Наше поэтическое восприятие этого чувства в первую очередь конечно же держится на основных именах: А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Слайд 6.

Сегодня мы поговорим о двух поэтических посланиях, вслушаемся в слова стихотворений, как говорил известный русский поэт 20 века, замечательный литературовед Александр Блок, постараемся найти слова-«звёзды», на «остриях» которых держится поэтический текст и постараемся приподнять покрывало поэтической тайны.

III этап. Восприятие произведений (выразительное чтение наизусть стихотворений подготовленными учащимися)

А. С. Пушкин «Признание», М. Ю. Лермонтов «Я не унижусь пред тобою…»

- Что позволило соединить эти стихотворения?

Тема – о любви

Слайд 7.

IV. Изучение художественного текста (Сопоставительный анализ стихотворений)

Учитель объясняет рабочий материал, который находится на столах, и порядок работы над текстами (по вариантам с параллельным записыванием материала по обоим стихотворениям)

– Каково в связи с этим эмоциональное содержание стихотворений?

Найдите слова, передающие настроение стихотворений

(В пушкинском «Признании» обилие «тёплых» слов: здесь есть и любовь, и умиленье, и отрада, лёгкий шаг, девственный голос…

У Лермонтова тоже есть подобные слова (надежду юных дней, ангел, мгновенья у ног твоих, нежно обещала), но всё, что они символизируют, для героев уже в прошлом; а здесь и сейчас преобладают «холодные» слова: мы чужие, коварную измену, начну обманывать, чтоб не любить, присутствует разлука, бушуют жизненные бури).

(Тему и эмоционально окрашенные слова заносятся в «Банк данных»)

– Уточните, кто переживает эти чувства – Он или Она?

В таблице «Банк данных» находится запись Лирический герой.

Начинается работа с текстами по вариантам.

– Найдите в обоих стихотворениях глаголы-«ключи» (или глагольные формы), которые помогли бы «открыть» сердца героев.

Слайд 8

Возможные находки:

А. С. Пушкин М. Ю. Лермонтов

Люблю (дважды)

Бешусь

Признаюсь

Желаю сказать

Теряю ум

Любуюсь

Не смею требовать

Любви не стою

Обманываться рад

Не унижусь

Не отдам

Пожертвовал

Возненавидел

Отнимал

Прости

Не соделаюсь рабом

Удалюсь

Начну обманывать

Отдавал душу

Не знал

- Каким видится лирический герой? (устно вывод по найденному материалу)

Когда пройдёт запись найденного материала, предлагается составить небольшой текст-вывод о лирических героях, используя выбранные слова.

На данном этапе возможна индивидуальная работа. Если что-то понравится из услышанного, учащиеся могут дополнить свои записи.

У Пушкина герой искренне любит свою избранницу (дважды повторяется глагол «люблю»). Герой Лермонтова ещё помнит о прошлой любви и тем не менее добровольно отказывается от своих чувств (не случайно так часто встречается в тексте частица не: не унижусь, не властны, не соделаюсь, не хочу любить…). Отсюда и особая холодность, внутренняя отстранённость лирического героя. Если у Пушкина Он умоляет, боготворит, восхищается, то у Лермонтова упрекает, считает себя обманутым, говорит о свободе от чувств, разуверился в любви.

Продолжение работы с текстами.

– Проследите, как в душе каждого героя идёт «боренье» между чувством и разумом?

Где побеждает рассудок? Где – голос сердца? К чему это приводит героев?

Слайд 9.

В результате должна появиться примерно такая запись:

А. С. Пушкин М. Ю. Лермонтов

Пора, пора мне быть умней

Но узнаю по всем приметам

Болезнь любви в душе моей.

Когда я слышу из гостиной

Ваш лёгкий шаг и платья шум…

Я вдруг теряю весь свой ум

Я сам обманываться рад!

Здесь герой выбирает «болезнь любви». Несмотря на сомнения, тревоги, душевные муки, он стремится к счастью, ждёт его, дорожит им. Самообман в любви ему дороже холодного рассудка.

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.

…я свободы
Для заблужденья не отдам.

Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.

Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;

Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?

Герой сам отрекается от счастья, предпочитает ему жизнь, защищённую от сердечных бурь и душевных потрясений.

– В каком временном пространстве живут герои? Что для них воспоминания, а что реальность? Как соотносятся в жизни героев прошлое и настоящее? Что каждый ждёт от будущего?

Озвучивают наблюдения, кратко делают запись.

Слайд 10.

Пушкинский герой живёт здесь и сейчас (все глаголы стихотворения в форме настоящего времени). Каждое мгновение рядом с любимой для него целая жизнь, поэтому прошлое и будущее вытеснены настоящим.

У Лермонтова герой даёт оценку прошлому, анализирует настоящее и даже пытается подготовить почву для будущего. Рассудочное, хоть и продиктованное разочарованием, просчитанное до мелочей движение по течению времени – вот внутренняя установка героя: в будущем, как и в настоящем, для него уже всё известно и предопределено.

– Любое художественное произведение диалогично. Диалог может существовать как в самом тексте, так и в подтексте, когда адресат послания явно подразумевается. Попробуйте описать характер диалога в каждом стихотворении. Какова его роль в раскрытии взаимоотношений между его участниками?

Пушкинский герой боготворит возлюбленную, обращается к ней только на «вы», называя её «мой ангел». Так страстно и так трогательно можно говорить лишь с той, чьё внимание и ответные чувства хотят возбудить.

Герой Лермонтова не ищет любви; наоборот, он пытается всеми силами как можно скорее освободиться от всего, что ещё связывает их с героиней. Вступая с ней в диалог, герой спешит подчеркнуть, что между ними давно ничего нет, они чужие друг другу. Отсюда и холодный тон, переданный через повелительную форму глаголов, которые преобладают в обращениях к теперь уже бывшей возлюбленной: знай, прости, мечтай.

Но вместе с тем за этой холодностью скрыта глубокая печаль: герой хотел бы любить, но разочарование сильнее:

Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец?
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец?

– Всё, что происходит с героями и вокруг них – это отражение их душевных переживаний.

– Перед кем раскрывает душу лирический герой каждого стихотворения?

(перед той, которую любит или любил когда-то)

– Создайте словесные портреты героинь обоих стихотворений, выделив в текстах значимые детали.

Продолжение работы, в ходе которой нужно не только увидеть ключевые слова, но и подготовить собственный комментарий к отобранному материалу.

Слайд 11.

А. С. Пушкин М. Ю. Лермонтов

Возлюбленная

мой ангел (дважды) милый образ

лёгкий шаг неверная тень

платья шум

голос девственный,

невинный

бледная рука

прилежно сидите,

склоняясь небрежно,

глаза и кудри опустя

слёзы в одиночку

взгляд, который всё может

выразить так чудно

Ни твой привет, ни твой укор

Твоей улыбке и глазам

надежду юных дней

нежно обещала

ангел

младую руку

коварную измену

– Какие впечатления оставил у вас каждый образ?

– В каком стихотворении присутствие героини более ощутимо? С чем это связано?

Портрет пушкинской героини осязаем; здесь есть и звуки, и движения, и даже цвет… Образ живёт, излучает внутреннюю энергетику. Пушкинские строки рождают ощущение присутствия живого человека со своим характером, настроением, эмоциями, манерами. А всё это возможно потому, что женский образ дан через восприятие безумно влюблённого лирического героя.

У Лермонтова это «ангел», но уже бесконечно чужой образ. Это воспоминание из прошлого, которое нежному обещанию предпочло коварную измену.

– Одну и ту же мысль можно уложить и в короткое простое, и в развёрнутое сложное предложение. Каким синтаксическим конструкциям отдают предпочтение авторы стихотворений?

Каждая группа проводит своё наблюдение; тут же выписываются примеры-иллюстрации в «Банк данных». В ходе коллективного обсуждения группы обмениваются итогами наблюдений.

Пушкин не ограничивает себя в выборе синтаксических конструкций: развернутые сложноподчинённые и безличные предложения чередуются с короткими простыми.

У Лермонтова предпочтение отдаётся предложениям сложным, в том числе вопросительным, бессоюзным, осложненным вводными словами.

Слайд 12.

- Подумайте, какая «музыка» письма создаётся Пушкиным? Лермонтовым?

Какую роль при этом играет грамматический строй стихотворений: синтаксис, морфология, лексика стихотворений?

Какие выразительные средства вы бы выделили как наиболее значимые в раскрытии основной идеи стихотворения?

Продолжение работы над стихотворениями.

Пушкин создаёт очень подвижную комбинацию, сочетающую в себе длинные, средние и короткие предложения. Параллельное синтаксическое построение отрезков речи придаёт поэтическому повествованию динамичность, усиливает энергию и силу утверждения мысли. Ряды однородных членов позволяют усилить ритмичность, подвижность речи. Благодаря этому текст приобретает живые интонации, звучит как взволнованная, горячая исповедь влюблённого, слышна живая музыка письма.

У Лермонтова же всё иначе. Исчезли эмоционально окрашенные предложения (за исключением короткой фразы «Прощай!»), нет эмоциональных междометий, прямых обращений к возлюбленной. Вместо этого объёмные синтаксические конструкции, которые замедляют темп речи, делают повествование ровным и внушительно значимым, но в то же время и безрадостно обречённым. Так произносятся безапелляционные проповеди; между строчек отчётливо звучит поминальная песнь по безвозвратно ушедшей любви, которой герой пожертвовал мгновениями для вдохновленного творчества.

- Что становится основной идеей стихотворений Пушкина и Лермонтова?

Любовь, жертвенная, величественная, бесконечная, ведущая к счастью

Любовь, эгоистичная, конечная, приведшая к несчастью.

Слайд 13.

Vэтап. Творческое задание.

– В качестве итоговой работы предлагается выполнить творческое задание.

Слайд 14.

Прочитав поэтические произведения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, письменно поразмышляйте над вопросом: «Какое признание даётся человеку легко – признание в любви или в её отсутствии?» (При ответе обращайтесь к стихотворениям Пушкина и Лермонтова и материалам «Банка данных»).

Чтение учащимися работ по желанию.

VI этап. Подведение итогов урока.

VII этап. Домашнее задание.

Слайд 15.

Подберите стихотворение любого автора, которое может подтвердить ваше мнение, высказанное в письменном ответе.

СКАЧАТЬ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ

Скачать материал урока в формате PDF
СКАЧАТЬ

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес