Татьяна Ивановна МЕЛЬНИК, учитель руcского языка и литературы
ГБОУ «Академическая гимназия № 56 им. М.Б. Пильдес» Санкт-Петербурга
-
«ЛЮБОВЬ – ЭТО СЕРДЦЕ ВСЕГО»: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА ЧЕРЕЗ СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А.С. ПУШКИНА «ПРИЗНАНИЕ» И М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «Я НЕ УНИЖУСЬ ПРЕД ТОБОЮ…»
-
Цель урока:
- формировать у учащихся умение проводить комплексный анализ поэтического текста;
- сопоставлять и анализировать фрагменты произведения, целенаправленно искать необходимую информацию в тексте произведения;
- развивать умение формулировать собственное мнение и позицию.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитывать любовь и уважение к наследию великих классиков русской литературы,
- прививать интерес к чтению,
- активизировать познавательную деятельности в коллективе и сотрудничество в решении поисковых задач.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- совершенствовать навыки и развивать умения анализа художественного произведения,
- сопоставлять произведения разных авторов одной тематики.
- совершенствовать навыки декламации,
- развивать навыки самостоятельно наблюдать, анализировать и обобщать языковой материал.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- углублять представление о творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова;
- развивать мыслительную деятельности обучающихся через умение анализировать, синтезировать, обобщать.
- развивать навыки самооценки и самоконтроля работы на уроке.
Оборудование: ксерокопии текстов стихотворений, набор «Приложений», презентация.
Ход урока
I этап. Вступление
Слайд 1.
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт, сын ошибок трудных,
И Гений, парадоксов друг…
Слайд 2.
Сегодня на уроке мы будем говорить о гениальных поэтических произведениях и постараемся научиться новому в умении воспринимать стихотворения и понимать авторский замысел.
Учитель читает стихотворение Анны Андреевны Ахматовой
- Как вы думаете, о каком чувстве идет речь в стихотворении? (о любви)
Верно. Стихотворение так и называется: «Любовь»
Слайд 3.
- Какой видится любовь у Ахматовой?
- Найдите средства выразительности, описывающие это чувство в стихотворении?
«Любовь»
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя…
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.
Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.
Слайд 4.
- Какие эпитеты этому чувству вы можете подобрать, основываясь на стихотворении Ахматовой? (Чистая, светлая, ранящая, опасная, пронзительная и нежная).
Слова бывают холодные, ранящие, даже убийственные, а могут быть чистыми, светлыми, пронзительными и нежными, как сама любовь, поэзия, музыка – как сама жизнь.
II этап. Объявление темы урока.
Слайд 5.
Любовь – это сердце всего.
Оказывается, любовь бывает очень разной и значит по-разному это чувство представлено и в лирике, самом ярком роде литературы.
- Какой жанр лирического произведения тематически связан с разговором о любви? (послание)
- Зачем же люди пишут поэтические послания? (Чтобы раскрыть себя, рассказать о чем-то важном, волнующем).
Наше поэтическое восприятие этого чувства в первую очередь конечно же держится на основных именах: А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
Слайд 6.
Сегодня мы поговорим о двух поэтических посланиях, вслушаемся в слова стихотворений, как говорил известный русский поэт 20 века, замечательный литературовед Александр Блок, постараемся найти слова-«звёзды», на «остриях» которых держится поэтический текст и постараемся приподнять покрывало поэтической тайны.
III этап. Восприятие произведений (выразительное чтение наизусть стихотворений подготовленными учащимися)
А. С. Пушкин «Признание», М. Ю. Лермонтов «Я не унижусь пред тобою…»
- Что позволило соединить эти стихотворения?
Тема – о любви
Слайд 7.
IV. Изучение художественного текста (Сопоставительный анализ стихотворений)
Учитель объясняет рабочий материал, который находится на столах, и порядок работы над текстами (по вариантам с параллельным записыванием материала по обоим стихотворениям)
– Каково в связи с этим эмоциональное содержание стихотворений?
Найдите слова, передающие настроение стихотворений
(В пушкинском «Признании» обилие «тёплых» слов: здесь есть и любовь, и умиленье, и отрада, лёгкий шаг, девственный голос…
У Лермонтова тоже есть подобные слова (надежду юных дней, ангел, мгновенья у ног твоих, нежно обещала), но всё, что они символизируют, для героев уже в прошлом; а здесь и сейчас преобладают «холодные» слова: мы чужие, коварную измену, начну обманывать, чтоб не любить, присутствует разлука, бушуют жизненные бури).
(Тему и эмоционально окрашенные слова заносятся в «Банк данных»)
– Уточните, кто переживает эти чувства – Он или Она?
В таблице «Банк данных» находится запись Лирический герой.
Начинается работа с текстами по вариантам.
– Найдите в обоих стихотворениях глаголы-«ключи» (или глагольные формы), которые помогли бы «открыть» сердца героев.
Слайд 8
Возможные находки:
А. С. Пушкин | М. Ю. Лермонтов |
Люблю (дважды) Бешусь Признаюсь Желаю сказать Теряю ум Любуюсь Не смею требовать Любви не стою Обманываться рад |
Не унижусь Не отдам Пожертвовал Возненавидел Отнимал Прости Не соделаюсь рабом Удалюсь Начну обманывать Отдавал душу Не знал |
- Каким видится лирический герой? (устно вывод по найденному материалу)
Когда пройдёт запись найденного материала, предлагается составить небольшой текст-вывод о лирических героях, используя выбранные слова.
На данном этапе возможна индивидуальная работа. Если что-то понравится из услышанного, учащиеся могут дополнить свои записи.
У Пушкина герой искренне любит свою избранницу (дважды повторяется глагол «люблю»). Герой Лермонтова ещё помнит о прошлой любви и тем не менее добровольно отказывается от своих чувств (не случайно так часто встречается в тексте частица не: не унижусь, не властны, не соделаюсь, не хочу любить…). Отсюда и особая холодность, внутренняя отстранённость лирического героя. Если у Пушкина Он умоляет, боготворит, восхищается, то у Лермонтова упрекает, считает себя обманутым, говорит о свободе от чувств, разуверился в любви.
Продолжение работы с текстами.
– Проследите, как в душе каждого героя идёт «боренье» между чувством и разумом?
Где побеждает рассудок? Где – голос сердца? К чему это приводит героев?
Слайд 9.
В результате должна появиться примерно такая запись:
А. С. Пушкин | М. Ю. Лермонтов |
Пора, пора мне быть умней Но узнаю по всем приметам Болезнь любви в душе моей. Когда я слышу из гостиной Ваш лёгкий шаг и платья шум… Я вдруг теряю весь свой ум Я сам обманываться рад! Здесь герой выбирает «болезнь любви». Несмотря на сомнения, тревоги, душевные муки, он стремится к счастью, ждёт его, дорожит им. Самообман в любви ему дороже холодного рассудка. |
Я не унижусь пред тобою; …я свободы Чего б то ни было земного Отныне стану наслаждаться Иль женщин уважать возможно, Герой сам отрекается от счастья, предпочитает ему жизнь, защищённую от сердечных бурь и душевных потрясений. |
– В каком временном пространстве живут герои? Что для них воспоминания, а что реальность? Как соотносятся в жизни героев прошлое и настоящее? Что каждый ждёт от будущего?
Озвучивают наблюдения, кратко делают запись.
Слайд 10.
Пушкинский герой живёт здесь и сейчас (все глаголы стихотворения в форме настоящего времени). Каждое мгновение рядом с любимой для него целая жизнь, поэтому прошлое и будущее вытеснены настоящим.
У Лермонтова герой даёт оценку прошлому, анализирует настоящее и даже пытается подготовить почву для будущего. Рассудочное, хоть и продиктованное разочарованием, просчитанное до мелочей движение по течению времени – вот внутренняя установка героя: в будущем, как и в настоящем, для него уже всё известно и предопределено.
– Любое художественное произведение диалогично. Диалог может существовать как в самом тексте, так и в подтексте, когда адресат послания явно подразумевается. Попробуйте описать характер диалога в каждом стихотворении. Какова его роль в раскрытии взаимоотношений между его участниками?
Пушкинский герой боготворит возлюбленную, обращается к ней только на «вы», называя её «мой ангел». Так страстно и так трогательно можно говорить лишь с той, чьё внимание и ответные чувства хотят возбудить.
Герой Лермонтова не ищет любви; наоборот, он пытается всеми силами как можно скорее освободиться от всего, что ещё связывает их с героиней. Вступая с ней в диалог, герой спешит подчеркнуть, что между ними давно ничего нет, они чужие друг другу. Отсюда и холодный тон, переданный через повелительную форму глаголов, которые преобладают в обращениях к теперь уже бывшей возлюбленной: знай, прости, мечтай.
Но вместе с тем за этой холодностью скрыта глубокая печаль: герой хотел бы любить, но разочарование сильнее:
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец?
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец?
– Всё, что происходит с героями и вокруг них – это отражение их душевных переживаний.
– Перед кем раскрывает душу лирический герой каждого стихотворения?
(перед той, которую любит или любил когда-то)
– Создайте словесные портреты героинь обоих стихотворений, выделив в текстах значимые детали.
Продолжение работы, в ходе которой нужно не только увидеть ключевые слова, но и подготовить собственный комментарий к отобранному материалу.
Слайд 11.
А. С. Пушкин | М. Ю. Лермонтов |
Возлюбленная мой ангел (дважды) милый образ лёгкий шаг неверная тень платья шум голос девственный, невинный бледная рука прилежно сидите, склоняясь небрежно, глаза и кудри опустя слёзы в одиночку взгляд, который всё может выразить так чудно |
Ни твой привет, ни твой укор Твоей улыбке и глазам надежду юных дней нежно обещала ангел младую руку коварную измену |
– Какие впечатления оставил у вас каждый образ?
– В каком стихотворении присутствие героини более ощутимо? С чем это связано?
Портрет пушкинской героини осязаем; здесь есть и звуки, и движения, и даже цвет… Образ живёт, излучает внутреннюю энергетику. Пушкинские строки рождают ощущение присутствия живого человека со своим характером, настроением, эмоциями, манерами. А всё это возможно потому, что женский образ дан через восприятие безумно влюблённого лирического героя.
У Лермонтова это «ангел», но уже бесконечно чужой образ. Это воспоминание из прошлого, которое нежному обещанию предпочло коварную измену.
– Одну и ту же мысль можно уложить и в короткое простое, и в развёрнутое сложное предложение. Каким синтаксическим конструкциям отдают предпочтение авторы стихотворений?
Каждая группа проводит своё наблюдение; тут же выписываются примеры-иллюстрации в «Банк данных». В ходе коллективного обсуждения группы обмениваются итогами наблюдений.
Пушкин не ограничивает себя в выборе синтаксических конструкций: развернутые сложноподчинённые и безличные предложения чередуются с короткими простыми.
У Лермонтова предпочтение отдаётся предложениям сложным, в том числе вопросительным, бессоюзным, осложненным вводными словами.
Слайд 12.
- Подумайте, какая «музыка» письма создаётся Пушкиным? Лермонтовым?
Какую роль при этом играет грамматический строй стихотворений: синтаксис, морфология, лексика стихотворений?
Какие выразительные средства вы бы выделили как наиболее значимые в раскрытии основной идеи стихотворения?
Продолжение работы над стихотворениями.
Пушкин создаёт очень подвижную комбинацию, сочетающую в себе длинные, средние и короткие предложения. Параллельное синтаксическое построение отрезков речи придаёт поэтическому повествованию динамичность, усиливает энергию и силу утверждения мысли. Ряды однородных членов позволяют усилить ритмичность, подвижность речи. Благодаря этому текст приобретает живые интонации, звучит как взволнованная, горячая исповедь влюблённого, слышна живая музыка письма.
У Лермонтова же всё иначе. Исчезли эмоционально окрашенные предложения (за исключением короткой фразы «Прощай!»), нет эмоциональных междометий, прямых обращений к возлюбленной. Вместо этого объёмные синтаксические конструкции, которые замедляют темп речи, делают повествование ровным и внушительно значимым, но в то же время и безрадостно обречённым. Так произносятся безапелляционные проповеди; между строчек отчётливо звучит поминальная песнь по безвозвратно ушедшей любви, которой герой пожертвовал мгновениями для вдохновленного творчества.
- Что становится основной идеей стихотворений Пушкина и Лермонтова?
Любовь, жертвенная, величественная, бесконечная, ведущая к счастью
Любовь, эгоистичная, конечная, приведшая к несчастью.
Слайд 13.
Vэтап. Творческое задание.
– В качестве итоговой работы предлагается выполнить творческое задание.
Слайд 14.
Прочитав поэтические произведения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, письменно поразмышляйте над вопросом: «Какое признание даётся человеку легко – признание в любви или в её отсутствии?» (При ответе обращайтесь к стихотворениям Пушкина и Лермонтова и материалам «Банка данных»).
Чтение учащимися работ по желанию.
VI этап. Подведение итогов урока.
VII этап. Домашнее задание.
Слайд 15.
Подберите стихотворение любого автора, которое может подтвердить ваше мнение, высказанное в письменном ответе.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...