Татьяна Ивановна МЕЛЬНИК, учитель руcского языка и литературы
ГБОУ «Академическая гимназия № 56 им. М.Б. Пильдес» Санкт-Петербурга
-
И. С. ТУРГЕНЕВ. «СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ»: «ДВА БОГАЧА», «НИЩИЙ», «БЛИЗНЕЦЫ», «ДОВОЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК». ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
-
Цели урока:
- организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному усвоению знаний о жанровых особенностях стихотворений в прозе; деятельности учащихся по самостоятельному применению полученных знаний в ходе выполнения предложенного задания
Задачи:
- обеспечить развитие у учащихся умения самостоятельно ставить цель и планировать свою деятельность;
- содействовать развитию умения общаться; выделять узловые моменты своей деятельности;
- содействовать воспитанию у учащихся чувства сострадания, любви к людям;
прививать любовь и внимание к слову через анализ стихотворений в прозе И.С. Тургенева;
- содействовать развитию рефлексивной культуры.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Оборудование: презентация «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева, сборник стихотворений в прозе И. С. Тургенева (любое издание).
Теория литературы: стихотворения в прозе.
Ход урока:
I этап. Вступление.
Учитель: Здравствуйте, дорогие дети! Садитесь!
Слайд 1.
Скажите, вы любите стихи? А вы можете прочитать любимые строки?
(дети читают примеры из любимых стихотворений)
Учитель: Почему они запомнились? (красота передачи чувств, красивая природа, берет за душу). Я тоже хочу вам прочитать одно из моих любимых стихотворений.
Слайд 2.
Учитель читает «Два богача» И. С. Тургенева.
Учащиеся могут задать вопрос, а стихи ли это. Или учитель спрашивает, заметили ли дети что-необычное в произведении, которое он назвала стихотворением?
Ответы: оно похоже на прозу, в нем нет рифмы, не похоже на стихи.
Учитель: Тем не менее это стихотворение. Стихотворение Ивана Сергеевича Тургенева, с рассказами из цикла «Бежин луг» которого вы уже знакомы. Стихотворение в прозе, ведь поэзия – это не только ритмическая речь, но главное – лирическое начало, ярко выраженные чувства автора.
Давайте попробуем разобраться, что сближает это произведение со стихами?
II этап. Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Работа с раздаточным материалом: переворачивают цветной листок, на нем таблица сравнения стихов и прозы.
Слайд 3.
Учитель: Основываясь на услышанных\прочитанных вами строках, назовите отличительные черты поэтического произведения. Сначала заполняется левая колонка.
Затем правая.
поэзия | черты | проза |
+ | Ритм | - |
+ | Рифма | - |
Строфы (все строки красные) |
Способ размещения на листе |
Сплошной текст (абзацы) |
краткость | Объём (выражение мысли) | развернутость |
многозначность | Значение слов | Чаще сужение до одного значения |
Передать чувства, нет фабулы( невозможно пересказать) | Сюжетность (задача слов) | Передать сюжет (возможен пересказ) |
Слово автора тождественно речи персонажей, монологичность | Слова автора (специфика повествования) | Изображение речи персонажей, диалогичность) |
Ставим плюсики в чертах, которые присущи «Двум богачам».
Учитель: Можно ли это произведение назвать стихотворением? (да, поскольку главное в стихотворении лирическое начало, то есть мысли и переживания лирического героя).
Учитель: А чем отличается? (нет привычных нам рифм, но ритмичность, музыкальность есть). Перед нами стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме.
Учитель: Для стихотворения в прозе характерны такие признаки лирического стихотворения, как членение на мелкие абзацы, которые подобны строфам, повышенная эмоциональность стиля, обычно бессюжетная композиция, выражение переживания или впечатления.
III этап. История создания.
Слайд 4.
И. С. Тургенев всегда хотел в прозе приблизиться к поэзии, создать особый жанр, в котором соединятся радостные и грустные воспоминания о прошлом, размышления о жизни и смерти, о любви, чести, совести, вере…
И с 1877 года начинает создавать этот трудный своеобразный жанр. (годы написания 1877 – 1882?8?). Цикл «Стихотворений в прозе» писался в последние годы жизни в тоске по Родине, в тяжелой болезни.
Писался не для публикации, боялся, что они не будут расслышаны, а потому был предельно искренен, даже интимен в передаче чувств и переживаний. Черновые записи имели название «Posthuma» (лат.) – «посмертное». Называл писатель их и «зигзагами молний» и «набросками», «этюдами». И все же по настоятельной просьбе писатель все же решился их опубликовать. Первые 40 из 82х написанных.
Сборнику было дано название «Senilia. Стихотворения в прозе»
Senilia - лат. Старческое, песня старости.
Учитель: Как вы думаете, почему Тургенев в названии первым поставил слово «старческое», и именно на латыни? (латинское звучание – возвышенное, таинственное, а не «старческое» - явный прозаизм; писатель стремится дать не только смысловое определение, но и указать на поэтическую форму. К тому же это древний язык – мысли вне времени.).
Первые 50 из 82-х, последние 30 будут опубликованы во Франции в 1930х годах иностранцем. Удивительно, видимо, вне времени и национальности мысли и чувства, переданные в них.
Учитель: Будут ли эти стихотворения понятны и актуальны в наше время, можно ли сказать, что вы станете таким собеседником, который сможет не на бегу, а в тишине понять их?
С этой просьбой обращался Тургенев к читателю. Чтение обращения.
Слайд 5.
Материал «Стихотворений в прозе» в тематическом отношении очень разнообразен. Многие лирические миниатюры посвящены теме одиночества, старости, самой смерти. Но не эти скорбно-элегические очерки составляют основу «этюдов с натуры». Наиболее яркие и чудесные, жизнеутверждающие, бодрые, полные веры в Человека, его высокое призвание и лучшее будущее, воспевают любовь, духовное величие и красоту, помогают заглянуть в себя.
Учитель: Давайте ещё раз обратимся к тексту стихотворения «Два богача». Переверните цветные листочки (называет цвет).
Слайд 6, 7.
IV этап. Беседа по вопросам.
Лексическая работа:
Призреть – устар. Приютить, дать пропитание.
Умилиться – испытать нежное, трогательное чувство.
Убогий – крайне бедный, нищенский.
Похлёбка – жидкий суп, обычная еда бедных крестьянских семей в России.
Слайд 8.
Учитель: Какими словами вы определили настроение этого стихотворения? Каким переживанием вызвано это настроение этого стихотворения?
Теперь давайте подумаем, что из того, что есть в стихотворении, дало нам почувствовать его настроение, уловить переживание лирического героя. У вас есть читательский опыт и вы понимаете, что художественное произведение – единое целое, в котором замыслом автора пронизан каждый элемент.
О чем говорится в стихотворении? (восхваляется богач Ротшильд, который из громадных доходов выделяет целые тысячи на милосердные дела. Но богатому далеко до бедного мужика, который отдает последнее).
Можно ли сказать, что в стихотворении показаны два богача? (да. Один имеет деньги, другой – душу, доброту и бескорыстие).
В чём богатство Ротшильда?
Была ли действительно богата семья, приютившая сироту-племянницу?
По каким деталям можно заключить, что семья мужика была очень бедной? (домишко – маленький, бедный, нищенский).
В каком смысле можно назвать «богатой» семью нищего крестьянина? О каком богатстве идет речь? (о красоте, которая внутри, в сердце, в душе. Тургенев говорит о душевной красоте простых людей – доброте, бескорыстии, человечности).
Соответствует ли название произведения его теме? (да) Почему?
Скажите, а кто важнее? Кто больше принесёт пользы для людей? (и одни, и другие, потому что нужны деньги для домов престарелых, для детских домов, но не меньше нужны люди, которые помогут обездоленным детям обрести свой дом).
Какой прием использует автор, рассказывая о двух богачах? (Приём противопоставления.)
Какие глаголы использует автор в стихотворении, давая оценку богачу?
(Хвалю и умиляюсь)
С каким чувством читает эти слова актёр? Есть ли здесь ирония? Есть ли у актёра основание читать с иронией?
Как вы охарактеризуете чтение актёром диалога крестьянина и его жены? Сумел ли он передать характеры этих людей?
Почему, на ваш взгляд, автор не использует глаголов, обозначающих оценку поступка мужика?
Какой фразой отражено наибольшее превосходство простого мужика перед Ротшильдом? (Далеко Ротшильду до этого мужика). А отчего мужик не имеет имени и фамилии? (обобщение и простота.)
А кто больше по душе автору? (бедняк) Почему? (В обездоленном нищем мужике автор показывает благородство и красоту души, которую не приобрести за деньги, которая от материальных благ не зависит).
Богач, по словам Тургенева, - это тот, кто отдает последнее, чтобы спасти кому-то жизнь. Ротшильд тоже выделяет тысячи, но не отдает последнее, не становится нищим, он по-прежнему купается в роскоши.
Так о чем же это стихотворение? (о милосердии, о любви к ближнему, о помощи).
Слайды 8,9.
Мир человеческих отношений сложен и многообразен. Положительное и отрицательное, добро и зло рядом. Такова жизнь. По большому счёту Тургенев говорит о любви к ближнему, любви к человеку. Подчас нелегко человеку сделать верный выбор в пользу этой любви, тем и ценнее этот выбор.
V этап. Работа над анализом стихотворений по вариантам (листочки с текстами и вопросами для анализа)
Тексты для анализа «Близнецы», «Нищий», «Довольный человек».
Слайд 10.
План анализа стихотворения:
1. Подготовьте чтение стихотворения.
2. Название. Ассоциации по названию.
3. Тема. Основная мысль.
4. Отношение лирического героя к ситуации?
5. Найдите важные детали в тексте.
Отдельные пары получают задания по анализу художественных средств (с уже написанными темой и основной мыслью).
Слайды 12,13,14.
«Близнецы»
Я видел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела — и ненавидели друг друга непримиримо.
Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые, до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ.
Я не выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему:
— Бранись уж лучше тут, перед этим зеркалом… Для тебя не будет никакой разницы… но мне-то не так будет жутко.
Учитель: Каких близнецов автор имел в виду? (не только по родству, но и похожих по поведению, поступкам, желаниям, запросам). И если они начнут выяснять, кто лучше, а кто хуже, то лучше вспомнить слова басни И. А. Крылова: «не лучше ль на себя, кума, оборотиться!»
Близнецы забыли главную заповедь: «возлюби ближнего своего..» и впали в грех – гнев, который разрушает всё вокруг.
К работавшим над средствами выразительности: какие части речи помогли автору раскрыть эту тему?
Глаголы и причастия (смотри текст). Действия – здесь разрушающие действия.
Зеркало как источник правды и молчания («Сказка о мертвой царевне..»)
Брань возникает, когда человеку отвечают. Какой вывод делаем?
Умей сдерживать эмоции. Как автор их сдерживает? (многоточия).
Слайды 15,16,17.
«Нищий»
Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.
Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!
Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку. Он стонал, он мычал о помощи.
Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька,ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.
А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.
Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку...
— Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.
Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.
— Что же, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.
Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.
Материалы к беседе: Почему нищий сказал спасибо?
Почему повторяется слово брат?
Что получил лирический герой?
Какую проблему ставит автор? (сострадания, милосердия)
К группе, работавшей над лексикой и синтаксисом – какие средства выразительности вы можете найти и прокомментировать?
Эпитеты, развернутая метафора, обращения, лексические повторы.
Слайды 18,19,20.
«Довольный человек»
По улице столицы мчится вприпрыжку молодой еще человек. Его движенья веселы, бойки; глаза сияют, ухмыляются губы, приятно алеет умиленное лицо… Он весь — довольство и радость.
Что с ним случилось? Досталось ли ему наследство? Повысили ли его чином? Спешит ли он на любовное свиданье? Или просто он хорошо позавтракал — и чувство здоровья, чувство сытой силы взыграло во всех его членах? Уж не возложили ли на его шею твой красивый осьмиугольный крест, о польский король Станислав!
Нет. Он сочинил клевету на знакомого, распространил ее тщательно, услышал ее, эту самую клевету, из уст другого знакомого — и сам ей поверил.
О, как доволен, как даже добр в эту минуту этот милый, многообещающий молодой человек!
Материалы к беседе: если разделить стихотворение на части, то две трети занимает подробное описание довольного молодого человека, к которому начинаешь проникаться симпатией. (средства выразительности – эпитеты, метафоры, риторические вопросы)
Еще до третьей части звучит в ряде слов одно выбивающееся по окраске – ухмыляется.
По риторическим вопросам как характеризует молодого человека причины радости (меркантильные стороны, даже свидание становится таким).
Третья часть начинается с резкой антитезы: нет. И еще одного предложения, где раскрывается причина радости.
Последнее предложение – саркастическое восхищение человеком, о котором читатель только что узнал правду.
Всё стихотворение строится на иронии или даже сарказме.
Эпитеты воспринимаются в прямом значении? Нет, в противоположном.
Оклеветал и сам в клевету поверил. Как характеризует это молодого человека: недалёкий, способен ради выгоды плести интриги.
Тема: клевета как радость. Падение нравственности.
Основная мысль: ничто так не радует человека мелочного и подлого, как неприятности, случившиеся с ближним, особенно если сам желал ему зла.
VI этап. Творческая работа.
Последнее стихотворение дополняет жанровое своеобразие обращением к сатире. Есть в «Стихотворениях в прозе» сказки («Старуха»), диалог («Рабочий и белоручка», рассказ, анекдот, гимн, легенда, некролог... Но даже эти различия не мешают возникновению общего чувства целостности цикла Тургенева. Цикла, о котором так отзывались писатели
В. Г. Короленко: «Каждое стихотворение в прозе, как камешек определенной расцветки, кладется художником на определенное место и если отойти на расстояние и издали взглянуть на целое, то собранные вместе камешки кажутся мозаикой, создающей целую картину».
Порой эти «Камешки» по объему совсем небольшие.
Как «Житейское правило», например
Слайд 21.
Хочешь быть спокойным? Знайся с людьми, но живи один, не предпринимай ничего и не жалей ни о чем.
Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать.
Учитель: Как вы поняли это стихотворение? Я предлагаю вам попробовать написать своё житейское правило. О том, что вам важно, о чем хотели предостеречь, на что обратить внимание.
План:
тезис (это основная мысль, изложенная в одном четком утверждении)
и ответ на него.
Может быть, вам помогут иллюстрации.
Слайды 22,23.
Зачитывают и комментируют свои работы.
VIIэтап. Подведение итогов.
«Хочу Вас поблагодарить за эту ткань из солнца, радуги, алмазов, женских слёз и благодарной мужской мысли, которая называется «Стихотворение в прозе».
Так написал Павел Анненков М. Стасюлевичу, редактору журнала «Вестник Европы», где было напечатано произведение.
Слайд 24.
Хочется верить, что разные краски «Стихотворений в прозе» не раз заиграют перед вами и вы прислушаетесь к словам автора:
«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет — и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, — и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».
VIII этап. Домашнее задание.
Слайд 25.
Сочинить своё стихотворение в прозе о том, что вас волнует.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...