Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Исследования учащихся: интернет-проект

А.И. ДАНИЛОВА,
учитель истории и обществознания

ГБОУ «Академическая гимназия №56»
Санкт-Петербурга

-

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТА

-

сайт новаВ данной статье рассматриваются отдельные вопросы профильного обучения, усиление его адресности, дифференциации и индивидуализации через приобщение учащихся к исследовательской работе. Анализируются возможности внеклассной деятельности учащихся в рамках проекта «Век Авроры», основной составляющей которого является интернет-сайт, который можно рассматривать как платформу для реализации широкого спектра творческих активностей учащихся.

Ключевые слова: профильное образование, исследовательская деятельность, проектная работа учащихся, интернет-проект для школьников.

RESEARCH AND CREATIVE ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN BASED ON THE INTERNET PROJECT

This article discusses certain issues of profile education, strengthening its targeting, differentiation and individualization through the involvement of schoolchildren in research work. The author also analyzes possibilities of schoolchildren extra activities based on the project "The Age of Aurora", the main component of which is an Internet site, which can be considered as a platform for the implementation of a wide range of creative activities for schoolchildren.

Key words: profile education, research activity, project work of schoolchildren, Internet project for schoolchildren.

В новых реалиях развития образования принципиально важно применять нестандартные и современные подходы к обучению школьников. При этом, необходимо обеспечить индивидуализацию школьника, ориентацию его на практические навыки и фундаментальные умения, за счет более активного использования возможностей сферы дополнительного образования.

Для решения поставленных задач при поддержке Академической гимназии № 56 в 2021 году был создан некоммерческий образовательно-просветительский проект «Век Авроры», информационной платформой которого стал сайт – https://vekavrory.ru/. Проект оказался необыкновенно созвучен новым стандартам обучения, так как большое внимание уделяет личностным и метапредметным результатам, акцентирует внимание на интеграции основного и дополнительного образования школьников, значительную роль отводит внеурочной деятельности, как инструменту для расширения круга образовательных возможностей, предоставляемых школой ребенку. Проект «Век Авроры» призван стать площадкой для проявления активности детей как на уроках, так и вне их, направленной на познание и развитие личности ребенка.

Идея проекта родилась благодаря многолетней работе по подготовке исследовательских и творческих проектов школьников, с которыми гимназия участвует в конкурсах, конференциях и олимпиадах различных уровней.

Временные рамки, изучаемые проектом, охватывают XIX век, который стал переломным для русской истории. Отечественная война 1812 года, восстание декабристов в 1825 году, отмена крепостного права в 1861 году – события, которые значительно изменили общественное сознание и определили вектор дальнейшего развития России. Когда мы говорим «XIX век», то вспоминаем расцвет европейской и российской культуры и Прекрасную эпоху, по которой до сих пор ностальгирует весь мир. Именно тогда человечество поверило в способность побеждать войны дипломатией, а болезни и смерть — наукой и просвещением.

Изучая историю XIX века, историю нашего города Санкт-Петербурга и отдельных его представителей, мы часто сталкивались с одним именем: Ева Аврора Шарлотта Шернваль, Аврора Карловна Демидова или Аврора Карловна Карамзина. Немногим у нас в стране это имя что-то говорит, хотя про удивительную красавицу Аврору сегодня написано немало. О ней поэты слагали стихи, а ее портреты писали великие живописцы. Она была близко знакома с величайшими деятелями культуры «золотого» века. Аврора оставила значительный след и в истории Финляндии. Она — одна из самых известных и почитаемых там сегодня женщин. Аврора прожила очень долгую и насыщенную событиями жизнь, вобравшую в себя практически весь XIX век, соединив собой и своими делами множество людей и событий, для изучения которых и был создан проект «Век Авроры».

Таким образом, основной целью создания проекта является развитие и поощрение интереса школьников к изучению истории. В первую очередь проект ориентирован на школьников, но предполагает также и совместную работу с родителями, а также приобщение к изучению истории более широкой аудитории. Идеальный участник проекта – это тот, кто предлагает свои темы и направления исследований, выдвигает идеи и гипотезы, готовит обзоры того или иного исторического события, пишет эссе о человеке, биография которого его тронула. Школьник – это полноправный соавтор сайта, материалы и работы которого публикуются в сети и становятся источником знаний для одноклассников и друзей.

Проект «Век Авроры» это не только интернет-сайт и исследовательская деятельность школьников. На сегодня проект включает в себя также:

•Исследовательские экспедиции

•Викторины и конкурсы для школьников

•Тематические экскурсии.

Главный и центральный элемент проекта – это сайт  Он растет и постоянно меняется, но его основная концепция остается неизменной.

Главная задача, которая была поставлена при его открытии, – это изучить и показать биографию Авроры Демидовой-Карамзиной через события, места и судьбы других людей. При создании проекта была выдвинута гипотеза о том, что имя Авроры Карловны можно связать с любым известным историческим событием XIX века. И эта гипотеза полностью подтвердилась! Более того, как оказалось, имя Авроры Карловны связано с именами практически всех значимых личностей «золотого» века, от императора до фокусника.

Два основных раздела сайта – это «Люди» и «Места». В первом разделе изучены, систематизированы и представлены судьбы людей, с которыми Аврора дружила, общалась, в кругу которых она вращалась. На этих тематических страницах представлена информация более чем о 100 представителях XIX века, судьба практически каждого из которых может стать отдельной темой для дальнейшего научного изучения. В разделе «Места» исследователь пытается взглянуть на Аврору Карловну и Демидовых, изучая города, регионы и страны, где эти люди оставили свой значимый след. Так, например, большой раздел об Урале посвящен не только объектам благотворительности, названия которых связаны с именем Авроры, но и деятельности знаменитой династии Демидовых на Урале на протяжении XIX века. В разделе «Франция» уделено большое внимание истории изменения отношений России и Франции на протяжении века.

В рамках сайта развиваются и спецпроекты. Спецпроекты – это темы, материалы по которым перерастают масштаб статьи или заметки на сайте, которые захватывают и вдохновляют школьников на детальное изучение той или иной темы. Сегодня таких спецпроектов уже три:

1.           Лица Франции (Франция и выдающиеся деятели французской революции 1848 г., проект вырос из изучения времени проживания Авроры Карловны со вторым супругом А.Н. Карамзиным в Париже в 1847-1848 гг.).

2.           Великое Княжество Финляндское (история Финляндии в составе Российской империи в XIX веке, проект вырос из изучения родины Авроры Карловны, мест и людей с ней связанных, и включает в себя информацию и исследования не только об истории ВКФ, его политическом устройстве, экономических успехах, но также и о выдающихся деятелях искусства и культуры этого периода российско-финской истории).

3.           Российская аристократия XIX века (масштабы дальнейшего развития этого проекта безграничны, поскольку он охватывает широчайший круг вопросов для изучения: от истоков российской аристократии до развития искусства «золотого» века).

Систематически обновляется раздел сайта «Круг знаний», где размещены викторины и тесты по истории и обществознанию, по истории города, которые могут быть использованы в рамках учебного процесса. Практическая значимость этого материала успешно прошла проверку в течение 2021-2022 учебного года. Смена вида учебной деятельности на уроке, при сохранении интереса к изучаемому вопросу, положительно сказывается на качестве усвоения материала. Тематика викторин и тестов непосредственно связана с учебной программой гимназии, а каждая викторина или тест разрабатывается таким образом, чтобы показать связь с материалами сайта, тем самым стимулировать ребят заходить на сайт, изучать представленную на нем информацию и переходить от раздела к разделу, от статьи к статье.

В этом году планируются совместные проекты с методическим объединением кафедры литературы гимназии, поскольку многие имена, которые упоминаются на сайте (Баратынский, Гоголь, Дюма, Мериме, князь Элим Мещерский и др.) напрямую связаны с русской и мировой литературой. Брат Авроры Эмиль Карлович Шернваль сопровождал Пушкина в его поездке на Кавказ, а образ Пети Ростова возможно был списан Львом Толстым с Павла Николаевича Демидова. Междисциплинарные проекты в будущем возможны и с предметом МХК, курс которого изучает произведения искусства, архитектуры и культуры, солидная часть из которых относится к XIX веку.

В какой-то мере мы уже сегодня видим, что интерес к проекту проявляют не только ребята, но и целые семьи, которые взяли в разработку ту или иную тему или героя.

В декабре 2021 г. в Москве состоялась встреча с исполнительным директором Международного Демидовского Фонда М.А. Розановой. Фонд, возглавляемый Э.Э. Росселем, призван оказывать содействие в сохранении и развитии промышленного потенциала России, основываясь на исторических связях с традициями российского предпринимательства и наследием рода Демидовых. В рамках возрождения исторического наследия проект «Век Авроры» принял участие в 15-ом литературно-музыкальном фестивале «Демидовская сирень» в Нижегородской области 21-22 мая 2022 года. Ребята представили свои новые авторские проекты.

В современном мире ни один человек не может обойтись без своего “умного друга” – телефона. А что, если объединить приятное с полезным и увлекательно провести время? В рамках исследовательской работы ученица гимназии Полина Мазурик представила свой проект – Всероссийский QR-квест по местам Демидовых в России, объединив команды четырех городов-Москва, Санкт-Петербург, Нижний Тагил и Выборг (рис. 1, 2). При поддержке Демидовского фонда в 2022-2023 учебном году планируется очное проведение квеста с привлечением команд из других городов России.

View the embedded image gallery online at:
https://nova56.ru/highschool/webresearch#sigProGalleria551a8a01da

Рис.1

 

View the embedded image gallery online at:
https://nova56.ru/highschool/webresearch#sigProGalleria5a14844214

Рис.2

Ученица гимназии Борисова Елизавета представила свою авторскую экскурсию по местам Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной. Экскурсия Елизаветы доступна в приложении izi.TRVEL, скачав которое можно отправиться в увлекательное путешествие всей семьей (рис. 3).

 

View the embedded image gallery online at:
https://nova56.ru/highschool/webresearch#sigProGalleria3abbf4ee7f

Рис. 3

Поддержку проекту оказывают библиотеки, в частности, проект сотрудничает с Библиотекой Альвара Аальто в г. Выборге. Мы очень гордимся дружбой с Э.Н. Абакшиной, соратником академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва в деле спасения культурного наследия, человеком уникальных знаний, инициатором и автором технико-экономического обоснования создания Государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника «Парк Монрепо».

Основным инструментом работы на сегодня является исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность несомненно активизирует мыслительную работу и реализует творческий потенциал ребенка. Она вовлекает и погружает ребенка в тему, которая может не только захватить его, но и стать тем предметом, который обсуждается дома, в семье, который способствует установлению новых связей и, в конечном итоге, повышению личной самооценки.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Ученик должен быть готов к проекту или исследовательской работе. Его нельзя заставить или сделать работу за него. Ученик должен делать все сам, пусть и с помощью учителей, а часто и родителей. Совместная работа ученика – учителя – родителей позволяет выстроить особые отношения, отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с ребенком и его семьей. Мы часто видим, как родители включаются в эту работу и поддерживают интерес к исследованию, откликаются на просьбы о совместной деятельности, делятся, при необходимости, своим опытом и знаниями.

Существует несколько приёмов, при помощи которых можно заинтересовать учащихся. Условно их можно определить так:

1.           Работа на перспективу. Акцент делается на том, что навыки, полученные в ходе исследовательской деятельности, пригодятся в дальнейшей жизни. Например, во время учёбы в ВУЗе.

2.           Воспитание чувства собственной значимости. Участие в научном исследовании позволяет почувствовать себя самостоятельным, особенным, не похожим на большинство сверстников.

3.           Стремление победить. Часто проводятся конкурсы научно-исследовательских работ, конференции школьников. Следовательно, стимулом может стать победа в конкурсе или выступление на серьёзной научной конференции.

4.           Заинтересованность темой. Ученик может сам выбрать интересующую его тему. Учитель должен предложить список тем или подобрать актуальную тему с учётом интересов ученика.

5.           Контакт с учеником. Хорошие доброжелательные отношения ученик-учитель способствуют положительному результату в любой деятельности.

Для учеников на основе лучших практик были подготовлены методические рекомендации, которые регулярно актуализируются, а также памятка участнику конференции, выступающему с докладом по исследовательской работе.

Перед летними каникулами ребятам было предложено разработать темы будущих проектов, и уже в новом учебном году мы сможем представить несколько уникальных работ. Так, например, ученица гимназии Иванова Марфа составила эксклюзивный маршрут по городу, разработанный на основе статей, размещенных на сайте проекта. В сентябре планируется апробация экскурсии юных исследователей по улочкам Выборга и Санкт-Петербургу, где 25 адресов связано с именем Авроры!

Вспоминая слова Аврелия Августина, что «Мир — это книга. И кто не путешествовал по нему — прочитал в ней только одну страницу», мы с учениками путешествуем, исследуем и с радостью делимся своими находками и полученными знаниями.

За время существования сайта его посетили уже около 4 000 человек. Обратная связь позволяют нам двигаться вперед и определять вектор развития. На основании проведенного летом 2022 года опроса были выделены новые направления развития сайта. Были высказаны пожелания о развитии экскурсионной программы, проектов по изучении истории Санкт-Петербурга и дальнейшей разработке аналитических статей об известных исторических личностях.

Мы прошли долгий путь и многое уже было сделано. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Проект должен стать площадкой для синтеза знаний и объединения неравнодушных к истории умов и горящих сердец. Проект планирует и дальше развиваться, привлекать молодых исследователей гимназии, города и других учебных заведений страны, искать материалы, придумывать проекты, квесты, создавать экскурсии, исследовать отдельные страницы бурного XIX века и, конечно, встречаться с Авророй Карловной, соединившей в своей судьбе все основные события XIX века, который по праву можно назвать ее веком – Веком Авроры!

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес