Елена Валерьевна ГЕРМОГЕНОВА, руководитель Дошкольного отделения,
Ирина Александровна МАЛКИНА, Жанета Игоревна ПАРХОМЧУК,
Елена Васильевна ЧЕРКАСОВА, Лилия Анатольевна СИВАЧЕНКО,
воспитатели ДО ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга
-
Проектирование основной образовательной программы с учётом Федеральных Государственных Образовательных Стандартов в Дошкольном отделении ГБОУ Гимназии №56.
-
ПРОГРАММА «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА»
-
Дошкольное отделение, как структурное подразделение появилось в Гимназии №56 в 2004 году, т.е. нам скоро будет 10 лет. Сейчас мы имеем 4 группы, принимаем воспитанников с 4 лет. Дошкольное отделение является общеобразовательным.
Концептуальная основа деятельности Дошкольного отделения, как и всей Гимназии - это «Педагогика успеха», т.е. опора в образовательном процессе на сильные стороны личности ребёнка.
Реализуемая нами образовательная программа, как нельзя лучше отвечает Федеральным Государственным Образовательным Стандартам для ДОУ, так как:
- обеспечивает условия для охраны здоровья и психологической безопасности воспитанников
Создана безопасная и эмоционально – комфортная среда для воспитанников, осуществляется взаимодействие педагогов Дошкольного отделения, педагогов ЦДО, специалистов ППМС-центра, которые вместе составляют и разрабатывают индивидуальную программу сопровождения каждого воспитанника, всё это отражено в карте сопровождения. Разработан и реализуется курс ЛФК, регулярно отслеживается эмоциональное состояние воспитанников, с помощью ведения «Дневников настроения».
- позволяет осуществлять целостное гармоничное развитие личности и достижение определенного уровня познавательной культуры.
В образовательной программе предусмотрены как основные курсы непосредственной совместной образовательной деятельности, так и дополнительные. К дополнительным мы относим детскую театральную студию «Малышок» и вокальный ансамбль «Кнопочки». 2012 и в 2103 учебных годах театральная студия «Малышок» стала лауреатом Международного Брянцевского фестиваля, наши вокалисты имеют возможность выступать на таких сценах, как БКЗ «Октябрьский».
- способствует развитию в процессе обучения продуктивных видов и способов деятельности воспитанников.
Мы сотрудничаем с библиотекой по организации творческих выставок детей, взаимодействуем с родителями по организации фестивалей детского творчества. Сотрудничество с Эколого-Биологическим Центром по расширению представлений детей об окружающем мире помогает нам формировать практические навыки по работе с природным материалом, способствует включению родителей в работу с детьми, тем самым формируются психолого-педагогические компетенции родителей.
Программа отвечает условиям и принципам ФГОС, так как:
- позволяет формировать у воспитанников творческую активность, самостоятельность, произвольность, стимулировать коммуникативную и другие виды активности.
Этой задаче отвечает курс развития социально – эмоциональной сферы в рамках программы «Школа 2100» «Познаю себя». Разработаны программы «Островок Дружбы» с использованием Бельгийского опыта и «Музыкальный социально – психологический тренинг». Перечень программ, которые проводятся в форме непосредственной совместной образовательной деятельности, ориентирован на развитие коммуникативных навыков и личностных качеств воспитанников. Кроме того, организуются праздники личного успеха – используется система Портфолио, есть возможность выступления на больших площадках города, участие в фестивалях и конкурсах Всероссийского и Международного уровня.
Программа отвечает ФГОС, так как создаёт оптимальные условия для:
- подготовки воспитанников к школе и обеспечивает непрерывность и преемственность дошкольного и школьного образования.
Значимой частью образовательной программы Дошкольного отделения Гимназии является реализуемый проект «Инклюзивное Образование», в рамках, которого осуществляется индивидуальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный проект высоко оценило жюри Всероссийского конкурса «Учитель, перед именем твоим…», жюри оценило работу «Золотой медалью».
В настоящее время в Дошкольном отделении три ребёнка с тяжёлыми нарушениями слуха, а вообще в Гимназии обучаются 23 ученика с Особыми Образовательными Потребностями.
Сопровождение каждого воспитанника ДО логопедом позволяет добиться следующих результатов:
- высокого уровня речевого развития;
- положительной динамики в коррекция звукопроизношения;
- развития фонематического слуха;
- развития слухового восприятия, в особенности у детей с тяжёлыми нарушениями слуха.
Несколько слов о других реализуемых в Дошкольном отделении Гимназии проектах. Итак, проект «Чтение с увлечением». Это:
- Регулярные экскурсии в детскую библиотеку.
- Постоянно действующий семинар для родителей «Как помочь ребёнку полюбить книгу?».
- Непосредственная совместная образовательная деятельность по курсу «Введение в художественную литературу.
- Фестиваль и конкурсы чтецов.
- Церемония «Юный читатель».
Работа по проекту продолжается в начальной и далее, в основной старшей школе.
Ещё один проект - «От портфолио выходного дня к абитур-классу». Использование портфолио, начиная с Дошкольного Отделения, способствует личностному развитию ребёнка, позволяет развивать рефлексию и самоконтроль. Работа с портфолио помогает включить родителей в образовательную деятельность детей.
Деятельность Родительского клуба «Поддержка» позволяет в полной мере формировать психолого-педагогические компетенции родителей наших воспитанников. Встречи проводятся один раз в месяц.
Цели деятельности Клуба:
- Психологическая поддержка родителей. Эмоциональное благополучие родителей и ребенка.
- Профилактика проблем во взаимоотношениях родителей и детей.
- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
Задачи:
- Информационная поддержка родителей по вопросам взаимодействия с ребенком, по проблемам его развития, воспитания и образования.
- Повышение у родителей уверенности в себе, самоуважения.
- Развитие коммуникативных навыков. Формирование и развитие у родителей умений и навыков активного слушания и Я-высказываний.
Темы занятий:
- «Счастье любить…»
- Адаптация ребенка к новым условиям. Поддержка ребенка в период адаптации.
- Что делать, если ребенок плохо себя ведет? «Трудный ребенок»: миф или реальность? Поощрения и наказания.
- Негативные эмоции: как с ними справиться?
- Программа «Островок Дружбы или Город разных точек зрения» (на основе теории Курта Левина)
- Игра и развитие ребенка.
- Развиваем память и внимание ребенка.
- Развиваем речь ребенка.
- Как помочь ребенку полюбить Книгу.
- Готовимся к школе.
И подробнее о программе «Преемственность. Адаптация», которая реализуется на всех этапах образовательного процесса. Мы расскажем о первой ступени данной программы – «Детский сад. Школа».
Программа «Преемственность» - это:
- Комплексная системно-ориентированная диагностика (использование единого диагностического инструментария)
- Участие учеников начальной и основной школы в мероприятиях, проводимых в Дошкольном отделении
- Деятельность «Родительского клуба», которое начинается в ДО и продолжается в начальной и средней школах в рамках семинаров-тренингов «Мы и наши дети»
- Все проекты, которые были перечислены, продолжаются в начальной и средней школах.
- Тесное взаимодействие педагогов Дошкольного отделения с учителями начальной школы (посещение уроков/занятий, круглые столы, семинары, праздники педагогического труда - от праздника «Единения и согласия» до «Звёздного часа» и др.)
- Преемственность в работе по индивидуальному сопровождению (непрерывность всех программ индивидуального и системно - ориентированного сопровождения)
- Наличие преемственности в образовательной программе Дошкольного отделения и начальной школы. Значительная часть учителей работают по программе «Школа - 2100».
- Единый инструментарии сопровождения (Портфолио, карты индивидуального сопровождения, карта группы-класса).
Согласитесь, что эта программа и проекты полностью отвечают требованиям проекта ФГТ и «ФГОС для ДОУ».
И несколько слов об этапах реализации программы «Преемственность. Адаптация»
Этапы реализации:
- этап подготовки к переходу на новую ступень обучения;
- сопровождение (в период адаптации, разработка и реализация планов сопровождения);
- диагностика и анализ проблем адаптации;
- разработка рекомендаций воспитателям, педагогам, учителям.
Несмотря на то, что с введением нового образовательного стандарта в образовательной системе наступил период изменений, мы чувствуем себя уверенно, сочетая традиционное с инновационным, привычное, с неожиданным, понятное, с ещё недостаточно изученным. Как говорит наш директор Майя Борисовна Пильдес: «Главный наш секрет успеха в том, что у нас нет секретов».
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...