Инна Михайловна РОЖАНСКАЯ, музыкальный руководитель;
Вера Вильевна СУХОВА, педагог ЦДО, преподаватель логоритмики, руководитель студии «Малышок»;
Жанета Игоревна ПАРХОМЧУК, воспитатель ГБОУ «Академическая гимназия №56» Санкт-Петербурга
-
ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ»
подготовительная группа
-
Проблема: Увеличение числа детей, имеющих речевые нарушения.
Для решения этой проблемы мы занялись разработкой и реализацией проекта «Развитие речи детей через музыкально-логоритмические игры».
Логоритмические движения благотворно сказываются на развитии музыкальных способностей и певческих навыков у детей, поскольку развивают чувство ритма, интонационный слух, координацию между слухом и голосом, а также память, внимание, мышление, воображение и фантазию, то есть решается целый комплекс задач.
Цель: Развитие речи дошкольников через музыкально-логоритмические театральные игры.
Задачи:
Образовательные:
- обучать дошкольников элементам певческих навыков, используя артикуляционные, фонопедические, логоритмические и дыхательные упражнения;
- совершенствовать речевой аппарат через артикуляцию, дикцию, постановку дыхания и голоса;
- совершенствовать фонематические процессы;
Развивающие:
- развивать слуховое внимание, эмоциональное отношение в восприятии музыкально-художественных образов;
- развивать чувство ритма, метроритмический слух;
- развивать умение соединять движения со словом и музыкой;
- развивать координацию движений, умение ориентироваться в пространстве;
- развивать умение создавать художественные образы через пластику и движения в импровизации под музыку;
- развивать театральные навыки: мимику, жесты;
- развивать темп и ритм дыхания;
- развивать координацию, переключаемость движений;
- развивать просодии речи (ударения, паузации в речи);
Воспитательные:
- воспитывать речевую культуру дошкольников;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- прививать любовь к поэзии;
- создавать положительный эмоциональный настрой через игровую деятельность
- сформировать необходимые навыки общения и взаимодействия с окружающими миром.
Участники проекта: дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, преподаватель логоритмики, родители, учитель-логопед, воспитатели, администрация.
Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, музыкальная, театрализованная, изобразительная)
Сроки реализации: 1 год
Результат проекта:
-Авторские комплексные занятия, которые включили в себя театрализацию и логоритмику с обязательным музыкальным сопровождением: «Крошка Енот» по сказке Л. Муур и «Приключения кузнечика Кузи» по музыкальной сказке М. Пляцковского и Ю. Антонова.
-Публикация в журнале «Национальный проект “Образование”» «Современные подходы к организации занятий по развитию речи детей дошкольного возраста»
Этапы работы:
- Определение темы (проблемы проекта).
- Составление плана-схемы проекта.
- Перспективное планирование занятий с учетом цели и задач проекта.
- Сбор информации, литературы, логоритмических и музыкальных игр, музыкального материала и другого дополнительного речевого материала на основании рекомендаций логопеда, с учетом онтогенеза развития речи детей.
- Сочинение авторских игр, попевок, стихов.
- Составление авторских сценариев.
- Обсуждение проекта с воспитателем, музыкальным руководителем, логопедом, руководителем ИЗО.
- Обсуждение проекта на заседании «Родительского клуба»
- Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
- Презентация проекта.
- Распространение опыта.
Пути реализации проекта:
1-ое полугодие
- Пополнение УМК развивающими дидактическими играми по музыке, логоритмике, театрализации.
- Проведение занятий и мероприятий в соответствии с перспективным планированием.
- Ознакомление детей со сказкой Л. Муура «Крошка Енот»
- Просмотр мультфильма «Крошка Енот»
- Беседа «От улыбки станет всем теплей».
- Вечер досуга «Загадки про животных и насекомых».
- Конкурс чтецов «Мои любимые стихи».
- Комплексное открытое занятие для родителей «Музыкально-логоритмические игралочки»
- Организация выставки поделок, рисунков.
- Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
- Вечер досуга «Игра в насекомых, поем, звучим, танцуем….»
- Изготовление декораций к сюжетно-ролевым играм, костюмов героев, атрибутов.
- Итоговое комплексное открытое занятие «Крошка Енот» по мотивам сказки Л. Муур.
2-ое полугодие
- Пополнение УМК развивающими дидактическими играми по музыке, логоритмике, театрализации.
- Проведение занятий и мероприятий в соответствии с перспективным планированием.
- Ознакомление детей с музыкальной сказкой «Приключения кузнечика Кузи» М. Пляцковского и Ю. Антонова.
- Беседа «Не рвите цветы, не рвите…».
- Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.
- Вечер досуга «Загадки, поговорки, пословицы»
- Организация выставки поделок, рисунков на тему сказки.
- Комплексное открытое занятие для родителей «Музыкально-логоритмические игралочки»
- Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
- Изготовление декораций к сюжетно-ролевым играм, костюмов героев, атрибутов.
- Вечер досуга «Чистоговорки и скороговорки»
- Проведение занятий по подготовке театрализованного музыкально-логоритмического представления.
- Проведение комплексного театрализованного музыкально-логоритмического представления «Приключения кузнечика Кузи» М. Пляцковского и Ю. Антонова.
Содержание работы с родителями.
- Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
- Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций).
- Разучивание стихов с детьми.
- Придумывание загадок с детьми.
- Помощь в изготовление декораций, атрибутов, костюмов героев.
План-схема
работы с детьми и родителями по реализации проекта
«Развитие речи дошкольников через музыкально-логоритмические театральные игры»
1-ое полугодие
№ |
Сроки |
Содержание работы |
Ответственные |
1. |
Октябрь |
Обсуждение проекта на заседании «Родительского клуба» |
Муз. руководитель, педагог по логоритмике
|
2. |
Октябрь |
Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. |
Воспитатель (ответственный за ИЗО -деятельность) |
3 |
Октябрь |
Ознакомление детей со сказкой Л. Муура «Крошка Енот» |
Воспитатели |
4 |
Октябрь |
Просмотр мультфильма «Крошка Енот» |
Воспитатели |
|
Октябрь |
Беседа «От улыбки станет всем теплей».
|
Муз. руководитель, педагог по логоритмике |
3. |
Ноябрь |
Вечер досуга «Загадки про животных и насекомых».
|
Муз. руководитель, педагог по логоритмике, логопед |
4. |
Ноябрь |
Оформление книжного уголка.
|
Воспитатели, муз. руководитель, педагог по логоритмике, логопед |
5. |
Ноябрь |
Комплексное открытое занятие для родителей «Музыкально-логоритмические игралочки» |
Муз. руководитель, педагог по логоритмике |
5. |
Ноябрь |
Конкурс чтецов «Мои любимые стихи».
|
Муз. руководитель, педагог по логоритмике, логопед |
6. |
Ноябрь |
Организация выставки поделок и рисунков.
|
Воспитатель (ответственный за ИЗО -деятельность) |
7. |
Ноябрь |
Вечер досуга «Игра в насекомых, поем, звучим, танцуем….»
|
Муз. руководитель, педагог по логоритмике |
8. |
Декабрь |
Итоговое комплексное открытое занятие «Крошка Енот» по мотивам сказки Л. Муур.
|
Муз. руководитель, педагог по логоритмике, зам директора по УВР |
2-ое полугодие
№ |
Сроки |
Содержание работы |
Ответственные |
1. |
Январь |
Ознакомление детей со сказкой Л. Муура «Крошка Енот»
|
Воспитатели |
2. |
Январь |
Ознакомление детей с музыкальной сказкой «Приключения кузнечика Кузи» М. Пляцковского и Ю. Антонова |
Воспитатели |
3. |
Январь |
Беседа «Не рвите цветы, не рвите…».
|
Воспитатель (ответственный за «Окружающий мир») |
4. |
Февраль |
Вечер досуга «Загадки, поговорки, пословицы»
|
Муз. руководитель, педагог по логоритмике, логопед |
5. |
Февраль |
Организация выставки поделок, рисунков на тему сказки.
|
Воспитатель (ответственный за ИЗО -деятельность) |
|
Февраль |
Комплексное открытое занятие для родителей «Музыкально-логоритмические игралочки»
|
Муз. руководитель, педагог по логоритмике |
6. |
Март |
Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
|
Муз. руководитель, педагог по логоритмике |
7. |
Март |
Вечер досуга «Чистоговорки и скороговорки»
|
Муз. руководитель, педагог по логоритмике |
8. |
Апрель |
Проведение комплексного театрализованного музыкально-логоритмического представления «Приключения кузнечика Кузи» М. Пляцковского и Ю. Антонова.
|
Муз. руководитель, педагог по логоритмике, зам. директора по УВР
|
Список используемой литературы:
- Инновации в логопедическую практику. Сост. О.Е. Громова. – М.,:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
- Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.
- Зацепина М.Б. “Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации” - М.: Мозаика-Синтез, 2006
- Воронова А.Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие” - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Сергиенко Г.Н. “Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ” - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.
- Епифанова О.Ф. «Логопедия “Разработка занятий с детьми дошкольного возраста”» - Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
- Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» - М.: Просвещение, 1989.
- Антонов Ю., Пляцковский М. «Приключения кузнечика Кузи» музыкальная сказка – М.: «Музыка», 1990.
- Назарова А.Г. «Игротренинг» Методическое пособие для работы с детьми дошкольного и школьного возраста. – Санкт-Петербург, 2003.
- Беякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т. Г. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи». Серия «Логопедические технологии». – М.: Книголюб, 2004
Использование электронных образовательных ресурсов:
- Сайт Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”;
- Сайт ЛОГОС - центр развития речи детей и взрослых
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...