Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

ВИДЕТЬ СЧАСТЬЕ В КАЖДОМ ДНЕ

ü     Автор: Володина Ольга

ü     Класс: 10в

ü     Тематическое направление: «Я рожден, и это все, что необходимо, чтобы быть счастливым!» (Альберт Эйнштейн): 2018-2027 годы – Десятилетие детства в России.

ü     Тема: Видеть счастье в каждом дне!

ü     ЖАНР: письмо

.

Здравствуй, Аня

     Прошедшее лето, увы, не позволило нам увидеться, обсудить учебный год, фильмы, экскурсии – все то, что мы так любим обсуждать, о чем любим спорить… Но главное – мы совсем не поговорили о книгах! Поэтому сейчас, когда выдалось время, решила поделиться с тобой, дорогой мой друг-книгочей, своими соображениями по поводу прочитанного.

Знаешь, Аня, так случилось, что несколько прочитанных или перечитанных книг оказались связанными (случайно ли?) друг с другом. И с одной темой – темой детства.

Аня, меня занимает один вопрос: «Будут ли счастливы дети будущего?» Или так: «Понимают ли дети будущего, в чем заключается счастье, будут ли они ощущать себя счастливыми?» Желание поделиться именно с тобой мыслями о счастье росло с каждым днём. И вот родилось письмо. Не коротенькие записки, которыми мы обмениваемся в сети или мессенджере, а именно ПИСЬМО!

Не так давно я взяла одну из подаренных тобой книг, ту, что «прилетела» ко мне накануне изоляции. Да-да, это роман «Отключай» литовской писательницы Ребеки Уны. Помнишь: каждый человек вынужден носить специальную оболочку поверх кожи, чтобы защитить себя от внешних воздействий. Помнишь: люди контактируют только с помощью различных электронных девайсов. В том мире существует некая «система», и исключительно в ней герои общаются, путешествуют, развлекаются, работают, учатся… Вся их жизнь виртуальна: «Мы книг не читаем…но мы читаем тексты, цитаты, короткие блоки. Сканируем». Или: «Мы всё покупаем, не выходя из дома», «мы всё ещё покупаем фрукты и овощи, но уже довольно редко. Удобнее набрать пакетиков и бутылочек: на полках – всякие смеси, микстуры, порошки из тех же самых фруктов и овощей». Чем занят человек в этом мире? Вот ответ: «Мы постоянно ищем информацию, живём ею», «бегать не рекомендуется…». Здесь «…рассматривают выброшенные отходы, отслеживают квартиры, которые создают слишком много компоста, потому что там едят зелёные яблоки, квартиры, где употребляют недостаточно основной еды – из бутылочек». Людям запрещено питаться обычной пищей, читать и хранить книги. Главная цель общества – непрерывное развитие технологий и человека путем превращения его в человекообразную машину. Не помню, в связи с чем (кажется, то был «451 градус по Фаренгейту»), но мы обсуждали уже с тобой ужас такого мира. И ужас того, что люди, тратящие время «впустую» (гуляющие, читающие книги, занимающиеся спортом), считаются нарушителями. Счастье заключается в том, что нет поводов для грусти, все технологично, все определено и предопределено: «Теперь нет ни паники, ни переживаний. Все совершенно спокойны», «… никаких наказаний. Даже на второй год не оставляют».

Знаешь, всё это вызвало у меня и ужас, и негодование. Как можно быть счастливым, не зная простых радостей жизни, не испытывая эмоций! «Как понять – эмоции? Это символы? Смайлики?» Меня впечатлило, что дети уверены: они абсолютно счастливы. При этом даже не задумываются, что это всего лишь иллюзия счастья. В их мире нет места чувствам и переживаниям, они живут в сети, где есть только сухие факты (как на полках магазинов – сухие смеси), а эмоции выражаются исключительно через смайлы. Для нас с тобой, «девушек эмоциональных» (как любит повторять твоя бабушка), жизнь такая просто невозможна. Не жизнь, а эмоциональная тюрьма! «Протестовала» я, читая о запрете книг, о сокращённых текстах, о «пустой трате времени». Мы-то с тобой, с детства любящие читать, знаем, что делать это нужно, чтобы научиться ценить то, что есть в жизни. Когда читаешь, погружаешься в созданный автором мир, становишься очевидцем чьей-то истории, проходишь путь вместе с героем. Я считаю, что человек – это тот, кто умеет наслаждаться жизнью, ценить ее, тот, кто умеет грустить и радоваться, переживать и восторгаться, чувствовать и понимать. В том числе – когда читает книги.

Твой подарок («Отключай») стал началом моих глубоких размышлений. Мне стало интересно: а в чем заключается счастье для обычных людей? И я с удовольствием перечитала несколько книг, в которых счастье многогранно. Возможно, ты спросишь, для чего я перечитывала (включая книги, которые знаю почти наизусть). Во-первых, хотелось утвердиться в том, насколько важны и интересны книги, что чтение – не пустая трата времени. Во-вторых, хотелось подтвердить собственную мысль: счастье – это то, что окружает нас, что быть счастливым совсем несложно. Немного подумав, я написала: «Счастье это - …»

Сейчас я расскажу тебе, Аня, о моих книгах – собеседниках этого странного лета… Итак, первая книга – «Отель большая «Л»», ее автор – Шурд Кейпер. Повествователь – юноша Кос, единственный сын в семье владельца отеля. Косу «повезло»: у него три сестры. Внезапно глава семейства попадает в больницу. Именно в этот момент приезжает мужчина, старый кредитор отца, и просит немедленно выплатить огромный долг. Оказавшись в непростой ситуации, Кос и его сестры вынуждены оставить свои бесконечные ссоры и прийти на помощь любимому отцу. Желание увидеть главу семьи здоровым, память о матери и страх потерять семейное дело объединило детей. Первая буква «Л» в названии отеля – это любовь. «Отель «Большая Любовь». Это новое название – для тебя, мама. Папа придумал его для тебя». Ведь отель и создавался с любовью и во имя любви. А любовь – это счастье. Тем более, когда в семье есть взаимопонимание и поддержка. «Теперь ты знаешь, что у нас всё хорошо. Не лучше прежнего – это невозможно, но почти так же хорошо, как прежде». Аня, я пришлю тебе «Отель большая «Л»» обязательно. Знаю: ты любишь такие книги. Незатейливые, но очень искренние.

В чем еще заключается счастье? Мы с тобой знаем: счастье – это обретение настоящего друга, даже если сначала тебе кажется, что между вами нет ничего общего. Следующая книга в моих руках – «Аляска» Анны Вольтц. Ты ее, кажется, еще не читала. Главные герои – мальчик, болеющий эпилепсией, его собака и девочка-одноклассница (в прошлом – хозяйка собаки). Вражда и неприязнь возникает между ребятами в первый учебный день. Но позже возникает крепкая дружба: «…они шли рядом со мной, как будто мы одна команда». Собака Аляска сближает ребят, помогает им узнать друг друга, понять, что можно быть счастливыми, когда есть тот, кто разделит с тобой и тревоги, и беды, и удачи: «Аляска шла между нами. Я чувствовала, что мне всё по плечу, и точно знала, Свен чувствовал тоже самое.»

Замечательная, мудрая, добрая книга «День числа «Пи» Нины Дашевской. Да, у тебя есть такая же. И, кажется, ты ее прочитала. Согласись: интересная история о двух мальчиках-одноклассниках Лёве Иноземцеве и Кирилле Комлеве, очень непохожих друг на друга. У Лёвы фамилия со значением: ребенок не от мира сего, странный, необычный. Но сам же Лёва говорит, обращаясь к детям: «На самом деле вы считаетесь нормальными только потому, что вас больше! Как будто если каких-то людей больше, то они правы. Между прочим, большинство считало, что Земля плоская…». Читать рассуждения этого героя очень интересно: «То есть странный не я, а люди вокруг. Но их большинство; так что приходится играть по их правилам». Кирилл мечтает быть лучшим во всем, завидует Леве, у которого невероятные способности, называет Лёву психом, придурком, уродом. Само название книги («День числа Пи») – говорящее. Название-подсказка. Число «пи» не похоже на остальные числа: оно иррациональное. Так и Лёва Иноземцев не похож на остальных ребят в классе. День числа «пи» - 14 марта: «Просто дата совпадает с числом «пи», с первыми знаками. Три целых четырнадцать сотых, а сегодня четырнадцатое марта, третий месяц». К иррациональному в рациональном мире зачастую относятся с непониманием, а иногда даже враждебно. Но что, если это иррациональное лучше, честнее, добрее рационального? Об этом рассуждает в своем письме к Лёве Соня, одноклассница мальчиков: «Я думаю, скоро появятся новые люди. Им не нужно будет ни с кем воевать, это отвалится, как хвост. Может, ты такой человек. Тебе же неинтересно драться, а интересно число «пи»». Именно в этот день, день числа «пи», происходит иррациональное событие для Лёвы и начинается новый этап в жизни. У Лёвы в школе новый учитель математики, который, единственный из всех окружающих Лёву людей, не считает мальчика странным и понимает, что перед ним подросток с уникальными способностями и богатым внутренним миром. А понимает он это, потому что сам был таким в детстве. Вот так у Лёвы появился учитель-наставник, учитель-друг. Позже уникальность Лёвы осознаёт и Кирилл. Он переосмысливает своё отношение к однокласснику: «Как я не видел раньше, какой он; с ним я могу пробить вот этот потолок, который раньше давил на меня». В начале книги Кирилл испытывает к Лёве исключительно враждебные чувства, но экстремальная ситуация объединяет ребят. Дружба мальчишек становится для них счастьем: «А я стою под тёплым душем и отогреваюсь сразу со всех сторон. Главное – изнутри. Кажется, я никогда ещё не был так счастлив. Свободен и счастлив». А ведь такие истории (когда один человек «отогревается изнутри», общаясь с другим) происходят и в жизни. Друг – это тот, кто понимает тебя, кто никогда не предаст, с кем (или благодаря кому) ты по-новому открываешь мир.

   Уверена, будь ты рядом, обязательно спросила бы, что я читаю сейчас. Это чаще всего первый вопрос, который мы задаем друг другу, встречаясь летом. И тема наших обсуждений, когда сидим на скамейке в саду, или гуляем в парке, или слушаем на дачной террасе дождь… Мне даже не вспомнить, говорили ли мы о чем-то ином больше, чем мы говорим о книгах. Кстати, это тоже счастье – иметь умного интересного собеседника. Отвечаю на «твой» вопрос: теперь я читаю книгу «Свора девчонок» Кирстен Фукс. Что сделало подростков (героев этой книги) счастливыми? Все семь девчонок по разным причинам оказались в жутком, по их мнению, лагере. И что же могут сделать дети, которым где-то не нравится? Только сбежать! Девочек-подростков с абсолютно разными характерами и взглядами на жизнь охватила жажда приключений. Они уходят в лес, где находятся почти три недели, распределяют обязанности, узнают что-то новое, ссорятся, спорят, но помогают друг другу. Их счастье состоит в приключениях, в ощущении команды, готовности помочь друг другу. «Наши характеры проявлялись в поступках. Сильные брали на себя больше других. Крутые не болтали по пустякам. Здесь не было утверждений, одни доказательства». Именно такие моменты – лучшие «уроки» доброты и правды.

   Аня, все эти книги повествуют о разных ситуациях. При этом все герои обретают своё счастье… Простое счастье…

   Дорогая моя Аня! Я очень скучаю. Впечатления от каждой книги я как бы складываю в «копилку впечатлений», чтобы потом обязательно с тобой поделиться. Это такое счастье, когда есть с кем разделить радость! Вообще-то счастье всегда в простых вещах. Для меня быть счастливой – это обнять родителей, встретиться с друзьями, читать книги, путешествовать, играть в настольные игры, смотреть фильмы, смеяться, промокнуть под летним дождём, смотреть всю ночь на звёзды, валяться в снегу, пить чай, петь песни, танцевать, пробежать марафон, спасти котёнка, осуществить детскую мечту… Жить в любви, делиться счастьем с другими. Как здорово, что есть книги, герои которых «разделяют» мои мыли о счастье! Знаю, что это и твои мысли. Или нет? Обязательно напиши мне длинное-предлинное письмо об этом! А еще о том, что ты читала в марте-апреле-мае-июне-июле-августе! Что смотрела? Это такое счастье – получать от тебя письма, хоть и не заменят они счастья живого общения!

Желаю тебе видеть счастье в каждом дне (ведь для этого мы и рождены!) и читать хорошие книги!

Оля

30 августа 2020 года

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56