Карасев А.Л., учитель географии
ГБОУ «Академическая Гимназия № 56»
(Санкт-Петербург)
Роль курса географии 7 класса в изучении Всемирного наследия
В настоящее время роль раздела «Материки, океаны, народы и страны» в образовании, развитии и воспитании учащихся возрастает, усложняются его функции. Это обстоятельство связано с тем, что все школьники будут завершать свое основное образование в 9 классе и только часть из них будет учиться в полной средней (профильной) школе, где предусмотрен общеобразовательный курс экономической и социальной географии мира.
Нормативные документы Министерства образования РФ (концепции, стандарты, обязательный минимум содержания образования, требования к уровню подготовки учеников, методические письма, программы) предусматривают освоение учащимися системы географических знаний о многообразии современного мира, взаимодействии природы и общества, применение географических знаний для объяснения и оценки природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов, происходящих в конкретных регионах мира. Для реализации этой задачи в содержании раздела увеличен объем страноведческих знаний.
<<версия для мобильных устройств>>
Возрождение и расширение страноведческой основы курса географии 7 класса направлено на укрепление комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников интереса к географии.
Комплексное страноведение помогает знакомить школьников с материальной и духовной культурой народов мира, учит понимать причины разнообразия природы материков и океанов, крупных регионов и отдельных стран, людей другой культуры, осознавать свое место в жизни своей планеты [1].
Подобное содержание раздела требует тесной увязки гуманитарных и естественнонаучных знаний, опоры на общеземлеведческую подготовку учащихся, полученную ими на уроках географии в 6 классе, реализации межпредметных связей с историей, литературой, иностранным языком, искусствознанием, биологией и физикой. Гуманизации содержания раздела способствует включение информации этнографического и историко-географического характера, большое внимание к экологической проблематике, к описанию ряда природных и культурных объектов, отнесенных ЮНЕСКО к Всемирному наследию [3].
Рассмотрим более подробно место Всемирного наследия в разделе «Материки, океаны, народы и страны» (VII класс). Для этого последовательно рассмотрим стандарт основного общего образования, содержание программы по географии и содержание учебников для 7 класса.
В стандарте основного общего образования по географии в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ раздела «Материки, океаны, народы и страны» (VII класс) место Всемирного наследия определено в следующих разделах [4]:
- население Земли («материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой»);
- материки и страны («основные объекты природного и культурного наследия человечества»).
На основании анализа примерной программы по географии для основной школы, составленной на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, можно определить место Всемирного наследия в школьном курсе географии 7 класса [2]:
- расширение знаний об уникальных природных объектах в различных регионах и странах мира (формы и методы охраны природных территорий - заповедники, национальные парки);
- формирование знаний об уникальном культурном и духовном (нематериальном) наследии человечества в различных регионах и странах мира;
- изучение географической номенклатуры Всемирного наследия.
Однако, для определения места Всемирного наследия в разделе «Материки, океаны, народы и страны» (VII класс), рассмотрение одних только программ является недостаточным. Поэтому, не менее важным является анализ степени освещенности Всемирного наследия в основных учебниках рекомендованных для школьного географического образования.
Проведенный анализ позволяет утверждать, что в учебниках 7 класса уделяется очень мало внимания Всемирному наследию. Не смотря на то, что в учебниках встречается большое количество упоминаний об объектах, входящих в список Всемирного наследия, а так же встречается их краткое или даже подробное описание, только в двух случаях уточняется, что данный объект входит в Список, в остальных случаях объекты рассматриваются как достопримечательности, уникальные или просто природные и культурные объекты.
Так же необходимо отметить, что в некоторых учебниках среди заданий встречаются задания, в которых учащимся предлагают, используя дополнительную информацию, найти сведения об объектах Всемирного наследия, но все эти задания являются дополнительными и повышенной сложности.
Место Всемирного наследия в курсе 7 класса определяется следующими компонентами содержания школьной географии:
- знания;
- умения;
- опыт творческой деятельности;
- эмоционально-ценностное отношение к миру.
Изучая объекты Всемирного наследия, ученики 7 класса расширяют знания об уникальных природных объектах в различных регионах и странах мира, а так же, работая с картой, развивают картографические умения и знакомятся с географической номенклатурой Всемирного наследия.
Опыт творческой деятельности приобретается через применение методов проблемного обучения. При изучение Всемирного наследия можно использовать следующие задания: учащимся предлагается определить, почему данный объект внесен в список Всемирного наследия.
Например, при изучении стран Евразии учитель просит учеников 7 класса объяснить, почему озеро Байкал внесено в список Всемирного наследия. Данная проблема является для учеников новой, и чтобы решить ее необходимо использовать ранее усвоенные знания и умения. Для помощи учащимся в решении данной проблемы учитель может задавать следующие наводящие вопросы:
1. Какова глубина озера Байкал? - 1637 м.
2. Есть ли в мире озеро более глубокое? - нет.
3. Озеро Байкал - самое глубокое в мире? - да.
4. Сколько лет озеру Байкал? - около 25 тыс. лет.
5. Есть ли в мире озеро более древнее? - нет.
6. Озеро Байкал - самое древнее в мире? - да.
7. Каков объем пресной воды озера? - 23,6 тыс. куб. км.
8. Есть ли в мире озеро с большим объемом пресной воды? - нет.
9. Озеро Байкал обладает уникальным по объему и качеству запасом пресных вод? - да (20% мировых запасов)
10. Сколько видов и подвидов животных и растений можно найти в озере? - более чем 2630.
11. Сколько из них нигде в мире не встречаются? - более 80%.
12. Озеро Байкал обладает самой разнообразной флорой и фауной среди пресных водоемов мира? - да.
Таким образом, ученики могут сделать вывод об уникальности озера Байкал и о достойном месте, которое оно занимает в списке Всемирного наследия.
Изучение объектов Всемирного наследия в курсе 7 класса помогает так же развитию у учеников эмоционально-ценностного отношения к миру. В.В. Николина выделяет 5 этапов формирования и усвоения учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде [5].
На первом перцепционном этапе происходит непосредственное или опосредованное восприятие природных объектов, входящих в список Всемирного наследия.
На втором этапе означивания происходит понимание и осмысление знаний, которые помогают ученику видеть необходимость существования списка Всемирного наследия для защиты и охраны уникальных природных объектов.
На третьем оценочном этапе усвоения эмоционально-ценностного отношения к природным объектам учащиеся способны давать оценку в словесной форме: красиво, безобразно, хорошо, плохо и т.д.
Четвертый этап усвоения эмоционально-ценностного отношения к природе включает необходимость выбора ценностей, имеющих личностный смысл. Реализуется этот этап путем заданий рефлексивного характера, уроков обобщения, во время которых происходит обмен ценностями и принятие решений.
Примером задания на самооценку может быть проблемный вопрос к учащимся: каково современное состояние озера Байкал? Какие чувства испытываете вы в связи с проблемой его сохранения? Например: огорчения, беспокойства, надежды; желания оказания помощи в восстановлении озера, найти способы по организации такой работы.
Заключительным личностным этапом усвоения эмоционально-ценностного отношения школьников к природе является присвоение объектам ценности, при которой они становятся их личностным смыслом. В личностный смысл включаются потребности, интересы учащихся и освоенная ими совокупность значений и оценок.
Приобретенные учащимися ценностные ориентации проявляются в конкретной деятельности и поведении. В учебной и игровой деятельности учащиеся отстаивают свои точки зрения, а в практической деятельности участвуют в природоохранной работе в своем районе [5].
Таким образом, можно сделать вывод, что раздел «Материки, океаны, народы и страны» (VII класс) играет большую роль в изучении Всемирного наследия в школьном курсе географии и требует особого внимания к себе.
Литература
1. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др. - М.: Дрофа, 2007. - 509 с., ил.
2. Примерные программы по учебным предметам. География. 6-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010. - 71 с. - (Стандарты второго поколения).
3. Программно-методические материалы: География. 6-9 кл. / Сост. В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2002. - 288 с.
4. Стандарт основного общего образования по географии.
5. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: АСТ: Астрель, Хранитель, 2007. - 382 с.
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...