Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Электронное портфолио ученика-исследователя

Прежде чем охарактеризовать электронный ресурс «Портфолио исследователя», адресованный ученикам и педагогам, хотелось бы пояснить, почему я считаю вопрос развития исследовательской культуры ученика приоритетным.

  • Во-первых, хорошо известно, что опыт самостоятельного познания, поиска истины, опыт исследовательской деятельности является самым важным приобретением ребенка, так как исследовательское поведение становится стилем жизни современного человека.
  • Во-вторых, исследовательское поведение можно рассматривать как залог превращения процесса развития личности ребенка в процесс саморазвития.
  • В-третьих, активное использование исследовательской и проектной технологий в образовательном процессе обеспечивают максимальный учет интересов и возможностей конкретного ученика, что позволяет на практике реализовывать личностно-ориентированный подход к обучению. А без этого современное образование не представляется возможным.
  • И, наконец, для ребенка быть исследователем интересно и увлекательно. Знания, приобретенные таким путем, всегда будут прочными.

Следуя китайской мудрости, я предлагаю своим ученикам удочку, считая это более разумным, чем «обеспечение» их готовой рыбой.

Личный интерес к проблеме развития ученика-исследователя, внимательное отношение всего коллектива Гимназии №56 к вопросам воспитания юных исследователей, опыт интеграции основного и дополнительного образования, накопленный в нашей школе – все это подтолкнуло меня к поиску новых решений «поддержки» развития исследовательской культуры школьников.

Чем продиктована необходимость разработки электронного ресурса, основанного на опыте многих учителей?

Наиболее распространенной и традиционной моделью включения ученика в собственную исследовательскую практику являются индивидуальные консультации или занятия учителя с учеником или небольшой группой учащихся. Но наиболее эффективной будет самостоятельная учебно-исследовательская деятельность ученика при опосредованном руководстве или курировании учителя. Опыт показывает, что формирование исследовательских умений и навыков идет успешнее при использовании специальных тренинговых заданий, которые также могут быть даны учителем, выполнены юным исследователем самостоятельно, а затем проверены учителем, что обеспечивает систему сопровождения и мониторинга проектной и исследовательской деятельности ученика. Именно это и является одним из назначений создаваемого электронного ресурса. Таким образом, электронный ресурс «Портфолио ученика-исследователя» становится в один ряд с входящими в повседневную школьную жизнь электронными журналами и электронными дневниками. Подобные электронные ресурсы могут возникать и в связи с другими видами деятельности школьников.

К числу «достоинств» электронного ресурса можно отнести, на мой взгляд, следующие:

  • перераспределяется время, которое учитель может выделить на индивидуальные консультации по проектно-исследовательской работе,
  • появляется возможность индивидуального временного режима работы всех участников этой деятельности, чему способствует сеть,
  • сеть дает возможность каждому ученику следовать в особом темпе в продвижении своей исследовательской работы,
  • используя электронный ресурс при индивидуальном общении с учеником, учитель имеет возможность быть навигатором в море имеющейся в других сетях информации, одновременно становясь «спасательным кругом» для тонущего в Интернете ученика.

Нельзя оставить без внимания то, что данный ресурс особенно актуален в условиях профильной школы, когда в новый класс приходят дети не только от разных педагогов, но и из разных образовательных учреждений, с разным уровнем подготовки. Перед педагогами стоит задача за минимальный срок создать для учеников примерно одинаковые базовые возможности. Предлагаемый электронный ресурс позволяет ученикам восполнить пробел в умениях и навыках. А коллегам-педагогам этот ресурс одновременно позволит добиться обеспечения преемственности в обучении.

Думается, небезынтересно, что создаваемый ресурс открывает широкие возможности не только для педагогов и учеников, но и для родителей. Многие родители не могут помочь своим детям в их проектной и исследовательской работе, так как сами порой не имеют ни малейшего представления о данных технологиях. Благодаря созданному ресурсу, родители могут вместе со своим ребенком пройти основные этапы работы, а также проконсультироваться на форуме у педагогов по возникающим проблемам. Следует заметить, что в нашей Гимназии №56 у родителей создаваемый ресурс вызывает самый живой интерес.

Ресурс позволяет выявить консультантов по той или иной проблеме из числа родителей. На определенном этапе эти родители выступают как соруководители работ, представляют учащимся базу для исследования; могут приглашаться как рецензенты и специальные гости школьной конференции (например, родитель, работающий в системе МВД, может дать консультацию по правовым вопросам более глубоко, нежели я - преподаватель).

Подобный ресурс уже сейчас, а тем более через некоторое время, когда накопится определенный опыт и у представляемого ресурса появится значительный авторитет, откроет возможности для развития сотрудничества с потенциальными партнерам (учреждениями культуры, системы дополнительного образования, другими социальными партнерами, учредителями конкурсных и фестивальных программ для школьников-исследователей). Помимо возможности познакомиться с содержанием деятельности учащихся, анонсировать собственные проекты, эти участники могут найти себе партнеров для уже запущенных проектов и обсудить перспективы совместного творчества.

Следует заметить, что данный ресурс предоставляет возможность классным руководителям активнее использовать во внеурочной деятельности систему проектной и исследовательской работы, еще лучше узнать своих учеников.

Нужно сказать, что «Портфолио ученика-исследователя» привлекает к тьюторской работе выпускников Гимназии №56. Работа над исследованием или проектом позволяет укреплять связь между поколениями школьников, так как в качестве партнеров и консультантов я и мои коллеги привлекают к сопровождению школьных исследований и выпускников, прошедших школу ученика-исследователя. Нельзя сказать, что тьюторское движение в такой форме весьма распространено в нашей школе, но первые и очень удачные примеры мы привести могли бы.

Не менее важно, как нам кажется, что данный ресурс позволяет на его основе создавать педагогические сообщества разнопредметной направленности, то есть объединять учителей-предметников, что всегда является непростым делом для любой школы, но делом очень важным.

Теперь о названии представляемого в моем опыте работы электронного ресурса. Я использовала в его названии слово «Портфолио». Это не дань моде, а отражение сущности материалов, которые Портфолио включает. Это рекомендации, инструкции, задания, интернет-ссылки, справочный материал, но не только. В «Портфолио ученика-исследователя» фиксируются его достижения, результаты выполнения заданий, могут быть представлены ранее выполненные работы, награды за участие в олимпиадах и так далее. Кроме того, фестиваль исследовательских работ и проектов, проводимый с 2005 года газетой «Первое сентября», также носит название «Портфолио». Таким образом, наш электронный ресурс вполне вписывается в большие российские проекты.

В образовательной практике накоплен определенный опыт описания организации самостоятельной исследовательской работы учащихся, а также известны методики развития специальных знаний, умений, навыков, необходимых в исследовательском поиске. В основном это серьезные «взрослые» книги, адресованные учителям. Правда, есть попытки создания рабочих тетрадей для юных исследователей. Но единого электронного ресурса, на котором представлен материал для юного исследователя, пока не существовало. Нам удалось его сделать.

Электронный ресурс «Портфолио ученика-исследователя» адресован всем участникам образовательного процесса: ученикам, учителям, родителям, представителям системы дополнительного образования, занимающимся вопросами исследовательской деятельности учащихся.

Электронный ресурс создан для формирования у детей общеучебных и специальных навыков, необходимых в исследовательской деятельности. «Портфолио ученика-исследователя» можно рассматривать и как своего рода справочное интерактивное пособие для родителей и представителей различных социальных организаций – партнеров школы по проектной и исследовательской работе школьников. Ресурс позволяет педагогам реализовать метапредметный подход в организации учебно-исследовательской работе учащихся.

Основные разделы «Портфолио ученика - исследователя»:

  • Что такое проект. Что такое учебное исследование.
  • Основные этапы работы.
  • Содержание работы ученика-исследователя.
  • Оформление работы.
  • Защита работы.
  • Полезные ресурсы.
  • Форум.

Следуя от раздела к разделу, ученик в индивидуальном режиме, используя возможность консультаций (очных и на форуме), делает основные шаги разработки исследования (проекта).

В первом разделе «Что такое проект. Что такое учебное исследование» ученик может получить консультацию и разъяснение о специфике таких творческих заданий, как проект и исследование, выявить особенности выполнения этих видов работ (для этого мы используем несколько игровых заданий и простых алгоритмов). Обсуждение итогов выполнения заданий для учеников нашей гимназии будет проходить в рамках курса «Учебно-исследовательская деятельность», который преподается у нас в 9 классе. Для 10-классников предусматривается работа в «Проектных бюро», организованных в нашей Гимназии №56 в рамках общего проекта «От «Портфолио выходного дня» к «Абитур-классу». В этом же разделе можно увидеть образцы лучших учебных исследований и лучших проектов, сделанных учащимися нашей Гимназии №56. В дальнейшем мы хотим видеть здесь и лучшие работы учеников других школ из различных регионов страны.

Выполняя серию тренировочных упражнений, ученики проходят второй раздел «Основные этапы работы». Здесь же они составляют «План работы над исследованием», которое они проведут уже в реальной практике.

Аналогичную структуру имеет подраздел, знакомящий учеников с работой над проектом.

В третьем разделе юные исследователи могут изучить основные приемы работы, которые им необходимы на разных этапах выполнения проекта или исследования.

Подраздел «Приемы исследовательской и учебной деятельности» предлагает пере-чень приемов с соответствующими инструкциями, алгоритмами и серией тренировочных упражнений.

Предлагаемый материал отличается от простых памяток и алгоритмов именно системой разнообразных упражнений для учеников-исследователей, которая, кстати, помогает им не только при создании работы (проекта), но и в ежедневной урочной работе.

Опыт показывает, что многие юные исследователи не только не представляют, откуда они могут получить необходимую информацию, но порой не знают, как правильно ею воспользоваться. А ведь при проведении исследования или подготовки проекта очень важно уметь находить и использовать самые различные источники информации. Именно в подразделе «Алгоритмы работы с различными источниками информации» собраны характеристики различных источников информации и сопровождены алгоритмами работы с ними.

Невозможно предусмотреть все варианты работы с конкретным источником. Опытные исследователи нередко уже в процессе исследования разрабатывают необходимые алгоритмы для анализа конкретной информации, но для начинающего исследователя наши алгоритмы могут быть опорой в работе.

Следующие разделы - «Оформление работы» и «Защита работы». Чтобы помочь ученику на этом этапе мы составили памятки по требованиям к оформлению работ, правилам подготовки презентации работы. Ученикам предложены рекомендации психологов по самоорганизации и психологическому настрою. Особое внимание обращено на вопрос соблюдения авторского права.

«Порфолио ученика-исследователя» содержит такие «Полезные ресурсы» для наших учеников, как:

  • Интернет-ресурсы.
  • Конкурсы исследовательских и проектных работ.
  • Список литературы.

Эти разделы выполняют справочно-консультативную функцию, помогая ученикам грамотно оформить работу и подготовить презентацию своего исследования, познакомиться с положениями различных конкурсных программ, определить список необходимой литературы для дополнительного изучения.

Внимание к этой стороне работы позволило мне и моим юным исследователям ежегодно добиваться успехов в различных ученических конкурсах от районных до международных.

Отдельное внимание хотелось бы обратить на последний раздел - «Форум», где предусмотрены консультации для учеников, родителей, педагогов.

Для выполнения заданий, учащиеся заполняют свою личную страничку в ресурсе «Портфолио ученика-исследователя». Результаты работы каждого исследователя будут оцениваться в рамках курса «Учебно-исследовательской деятельности» и по итогам Научно-практической конференции «Шаги в науку ХХI века».

Для коллег-педагогов предполагается система постоянно действующих виртуальных Методических советов, которые призваны организовать диалог и совместное развитие Портфолио на странице сообщества «НОУ-ХАУ» (портал «Сеть творческих учителей»).

Изначально предполагается, что это не законченная модель, а некий конструктор, который будет дорабатываться и дополняться как уже готовыми ресурсами других педа-гогов, так и продуктами совместной работы в виртуальном формате, в процессе мастер-ских, мастер-классов, круглых столов и т.п.

Представляемый опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, широко представленного в педагогической литературе, преломлении его сквозь призму собственного педагогического опыта автора, внедрении основных положений проектной технологии в собственную урочную и вне-урочную работу по истории и обществознанию и работы над ошибками моих учеников. Нужно сказать, что именно ученики в 2003 году впервые подсказали мне необходимость создания подобного Портфолио, однако потребовалось время для осмысления проблем, возникающих не только у учащихся, но и у учителей при руководстве исследовательской и проектной деятельностью; было опробовано несколько форм (памятки, методические рекомендации), прежде чем возник данный вариант электронного ресурса «Портфолио исследователя».

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56