Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Романтизм: рождение стиля

Видеопрезентация на тему "Романтизм в музыкальном искусстве Западной Европы: Рождение стиля"

Видеопрезентация  является  составной частью открытого урока. Цели урока:

  • познакомить учащихся с историей возникновения романтического направления в европейском искусстве XIX века.
  • рассказать о философии романтизма.
  • проследить  общие черты и различия  романтизма с предыдущими художественными стилями,
  • познакомиться с наиболее яркими представителями этого течения в литературе, живописи и музыке.

В 1774 году Европу охватила волна самоубийств молодых людей, которая продолжала бушевать в течение нескольких десятилетий то затихая, то возникая с новой силой. Все самоубийцы выглядели одинаково – они были одеты в синий фрак песочного цвета жилет, серые брюки и черные сапоги. Но главное – в карманах или на столе рядом с телом находили небольшую книгу – это был роман И.Гете «Страдания юного Вертера». 

Томас Манн, немецкий писатель ХХ века, чей роман “Лотта в Веймаре” посвящен центральному событию "Страданий юного Вертера", писал: “В Вертере нашло отражение все богатство дарования [Гете]… Доведенная до предела, нервная чувствительность этой небольшой книги… вызвала бурю восхищения и, преодолев все границы, чудесным образом опьянила весь мир”. Роман стал “искрой, упавшей в бочку с порохом и пробудившей силы, ждавшие этого”. 

Провозгласив право на эмоции, книга выразила кредо молодежи – протест против рационализма и морализаторства старшего поколения. Роман стал великим воплощением духа века чувствительности и именно поэтому считается одним из первых произведений, принадлежащих новому художественному течению – романтизм, несмотря на то. что хронологически отстоит от него более чем на 30 лет. 

Романтизм – художественное явление, охватившее всю Европу и даже можно сказать весь мир, так как представители этого направления были и в США, отличается, прежде всего, своей «философской» основой. Итак, сравним в этом смысле – классицистскую эпоху и эпоху романтиков. 

Классицизм – в основе представления о разумности устройства мира , его гармонии, логике событий, неизменного «вытекания» одного явления из другого, законченности явлений жизни и творчества. 

Романтизм – представление о непредсказуемости бытия. Определяется фразой «остановись, мгновенье, ты прекрасно», восприятие мира, как цепочки непрерывно перетекающих друг в друга ощущений и впечатлений, мгновенно изменяющихся условий существования, борьбы между собой взаимоисключающих сил. 

Герой в классицизме – слит с природой, находится в гармонии с ней, если происходит акт борьбы – то из этой борьбы он выходит обновленным, как правило, победителем. 

Герой в романтизме – основные эмоции – чувство одиночества, обреченности, противостояния с миром. В борьбе, как правило, погибает. 

Наиболее яркие представители романтизма: 

Философия – Гегель, Ницше, Шопенгауэр 

Литература: 

Англия: Байрон, Шелли. 

Франция: Гюго, Мериме. 

Польша: А.Мицкевич. 

Германия: Шиллер, Гейне, Гофман. 

Россия: Лермонтов 

США: Лонгфелло, Э.По. 

Ведущим принципом романтизма становится резкое противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и высшего идеального мира, создаваемого творческим воображением художника. 

Хронологически романтизм приходит в европейскую культуру в 20-тых годах 19 века. То есть после наполеоновских войн и периода реакции. Не забудем, что в большинстве европейских стран борьба с Наполеоном носила характер национально-освободительной, поэтому неудивительно. Что результатом этого периода стал проснувшийся жгучий интерес к национальному фольклору, сказкам, легендам и мифам, народной музыке и т. д. 

Кроме того, философия романтизма противопоставляет грубому приземленному буржуазному миру с его расчетливостью и культом наживы, экзотику дальних стран, Востока, средних веков. 

Главное завоевание романтической музыки проявилось в чутком, тонком и глубоком выражении внутреннего мира человека, диалектики его душевных переживаний. В отличие от классиков романтики не столько утверждали конечную цель человеческих стремлений, обретаемую в упорной борьбе, сколько развертывали бесконечное движение к цели, которая постоянно отодвигалась, ускользала. Поэтому так велика в произведениях романтиков роль переходов, плавных смен настроений. Для музыканта-романтика процесс важнее результата, существеннее достижения. Они, с одной стороны, тяготеют к миниатюре, часто включаемой ими в цикл других, как правило, разнохарактерных пьес; с другой — утверждают свободные композиции, в духе романтических поэм. Именно романтики разработали новый жанр — симфоническую поэму. Чрезвычайно велик вклад композиторов-романтиков и в развитие симфонии, оперы, а также балета. 

Каким образом эта философия реализуется в музыке? 

Первое – доминирование новых музыкальных форм. Формы эти, как правило, связаны с городской демократической средой. 

Песня – как новый музыкальный жанр. Включает в себя балладу, романс, серенаду. 

Танец – становится самостоятельным жанром. Особенно распространен в фортепианной музыке. Мазурка, Вальс. Полонез. 

Жанр миниатюры, часто объединенной в циклы, связанные одной сюжетной идеей. 

Базовое понятие – «Программная музыка» 

Программная музыка, род инструментальной музыки; музыкальное произведения, имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатленное в ней содержание. Программой может служить заглавие, указывающее, например, на явление действительности, которое имел в виду композитор («Утро» Грига из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»), или на вдохновившее его литературное произведение (соната «По прочтении Данте» Листа) реже - вне связи с литературным прообразом («Фантастическая симфония» Берлиоза). Программа раскрывает нечто недоступное для музыкального воплощения и потому не раскрытое самой музыкой; этим она принципиально отличается от любого анализа или описания музыки; придать её музыкальному произведению может только его автор. 

Второе - Появление крупных форм фортепианной и инструментальной музыки свободного строения, основанного на т.н. «сквозном» развитии. Фантазия, баллада, экспромт, симфоническая поэма и т.д. 

На концертной эстраде безраздельно царит фортепиано. 

Третье - Появление такого явления на эстраде как исполнитель-виртуоз. Музыкант, поражавший публику невероятным техническим совершенством игры на инструменте. 

Великие исполнители-виртуозы: Н.Паганини, Ф.Шопен, Ф.Лист, К.Вик, К.Липиньский, А.Вьетан, Н.и А.Рубинштейны. 

Однако в эпоху романтизма продолжают существовать и традиционные музыкальные жанры и формы: опера, симфония, соната, концерт. Однако они претерпевают серьезнейшие изменения. Прежде всего это касается оперы. Если в классический период и в период барокко жанр оперы не «делился» принципиально на «высокий» и «низкий». То есть было разделение на «оперу-сериа» и «оперу-буффа», но композиторский и слушательский подход к ним был одинаков. Так вот в эпоху романтизма происходит как бы разрыв между "серьезным" и "легким" жанрами музыкального искусства, чего не было в творчестве композиторов XVIII столетия. Легкий жанр стал "второстепенным" видом искусства и не отвечал интересам западноевропейских романтиков. Постепенно опера-буффа превращается в жанр, который мы знаем как оперетту. Для романтиков же представляет интерес разработка новых «оперных школ». Появляется тип «героической оперы» (Россини «Вильгельм Телль»), народно-сказочной оперы («Вольный стрелок» Вебера), опера, отражавшая философско-этические идеи (прежде всего оперы Вагнера). 

Что касается сонаты и симфонии, то они тоже изменяются и существенно; основное отличие романтической сонаты и симфонии от классических аналогов – стремление к монотематизму. То есть, к построению формы на основе одной музыкальной темы по принципу сквозного развития. 

Понятие лейттема – основная тема, проходящая через все произведение (или его части) от начала до конца. Таким образом, достигается большая цельность формы, возможность более детально «разглядеть» нюанс тех эмоциональных состояний, которые стремиться передать автор.

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56