Роль театральной педагогики в литературном образовании старшеклассников
Сердакова Н.В., учитель русского языка и литературы,
ГБОУ СОШ № 510 с углублённым изучением английского языка
Аннотация: 90 % всей деятельности человека основано на чувствах и эмоциях. Методы театральной педагогики с их воздействием на эмоциональную сферу ребенка дают в школе на уроках литературы высокий результат.
Прежде чем начинать разговор о месте театра в системе среднего образования, хотелось бы четко разграничить, о каких «полномочиях» театра в школе мы будем говорить. Не секрет, что подавляющее большинство Домов творчества юных, да и школьных театров занимаются предпрофессиональной подготовкой, что, наверное, и правильно; да и программы, рекомендуемые школе по театральному искусству, – это упрощенный вариант ВУЗовской программы по мастерству актера [1, 2].
Базируется все это, естественно, на учении К.С. Станиславского о системе воспитания профессионального актера, куда входят все элементы ремесла: тренинг психофизического аппарата, речь, дыхание, танец, движение и пр. Все это рассчитано на детей способных, а главное, желающих заниматься этим видом деятельности. Отсюда отбор в театральные коллективы, определенные требования к участникам, или постепенный отсев тех, кто пришел, но не способен к этому виду творчества. Педагоги, пришедшие в школу и обученные в лучшем случае профессии «актер» или «режиссер», тому же начинают учить своих воспитанников, а в худшем случае – занимаются «дрессировкой» или «копированием с себя». В результате школьные театры и детские творческие коллективы становятся параллельными структурами в системе среднего образования, то есть «дополнительным образованием».
Как утверждают психологи, 90 % всей деятельности человека основано на чувствах и эмоциях. В школе, как правило, занимаются освоением набора знаний, умений, навыков, развитием логического мышления. Именно поэтому настойчиво заговорили о «гуманизации» школьного образования. Появились якобы новые понятия: «ситуационные игры», «театральные игры», «ролевые игры». Все это не что иное, как предлагаемые обстоятельства, по К.С. Станиславскому. Значит, элементы театральной педагогики востребованы в процессе обучения в той или иной форме.
А вот с какой цельюи «сколько театра» нужно школе? Чего мы хотим достигнуть, используя приемы театральной педагогики?
В профессиональном театре целью является спектакль, и тогда задача педагога заключается в постановочной работе, в «дотягивании» участников до какого-то исполнительского уровня, в сколачивании коллектива, который будет замкнутой структурой в школе, а участники этой структуры либо будут отобраны, либо будут формироваться как «клуб по интересам». И тогда это дополнительное образование ограниченного коллектива детей.
Методы театральной педагогики с их воздействием именно на эмоционально-чувственную сферу ребенка дают высокий результат в области развития у всех детей без исключения коммуникативности, адаптации к учебному процессу, помогают в развитии самоприятия и самооценки.
Но раз для всех (т.е. элементы театральной педагогики органично включаются в учебный процесс), то спектакль выступает не как цель, а как средство развития у ребенка трех компонентов, необходимых для учебы: фантазии, целенаправленного воображения, образного мышления.
Авторская программа Е.Г. Сердакова «Театральная педагогика – школе», осваиваемая нами в течение 15 лет, играет важную роль в литературном образовании старшеклассников и предусматривает
- Развитие общих творческих способностей посредством театральной педагогики.
- Овладение элементами сценического действия и, как следствие, повышение уровня культуры речи, мнемотехники.
- Адаптацию социально неблагополучных детей через вовлечение в творческий процесс.
- Овладение основами психологии творчества.
- Адекватное восприятие незнакомых жизненных коллизий.
- Повышение уровня комфортности, коммуникабельности, уровня самоприятия и самоуважения.
Прежде всего, нужен хороший литературный материал, не обязательно драматургия, и с ним начинаем работать. Чтобы разбудить образно-чувственную сферу учащегося, выясняем, в каких же предлагаемых обстоятельствах существуют герои, знакомы или незнакомы ученики с этими обстоятельствами. А если нет, то как бы они повели себя в этих обстоятельствах. Ничего не «переживать», а просто представить, фантазировать. Затем определяем, «что делать». И выполняем простое физическое действие. У Г.А. Товстоногова в его работах есть закон о так называемом «обострении предлагаемых обстоятельств». Обостряя их, делая более «экстремальными», мы побуждаем ученика приходить к другим решениям, к другому физическому действию. Этот процесс рождает нужное (в органике ученика)психоэмоциональное состояние.
Спектакль в процессе обучения не самоцель, а средство для достижения поставленной цели. Необходимо развивать образное мышление, будить эмоционально-чувственную сферу, обучать коммуникативным навыкам, давать детям возможность приобрести опыт публичного выступления. Учащимся должно быть интересно.
Например, гоголевский «Нос». Что же произошло? Пропал нос у человека. Трагедия?! Дикое, невероятное событие?! Да, но как же Ковалев обнаружил это? Ага, проснулся (читаем в книге) и сделал «Б-р-р». А теперь сделаем это все. Просыпаемся, руки потянулись, зевнули, сделали «Б-р-р»… трем глаза и обнаруживаем, что нет носа... И придумывается спектакль…
А спектакль строится на «трех китах»:
- Действие.
- Событие.
- Предлагаемые обстоятельства.
В действии рождается событие, в котором, как писал Г.А. Товстоногов, действует закон «обострения предлагаемых обстоятельств». Мы начинаем «начинять», фантазировать, а постепенно и понимать, что Ковалев в «Носе» не просто тугодум, но что в нём вообще мало ч е л о в е к а, а есть лишь плоть без души, и утрата носа для этого существа – это лишь утрата престижа, который заменяет личность. И старшеклассники, погружаясь всё больше в мир «Петербургских повестей», начинают понимать, что это мир абсурда, что абсурд – норма для тех, у кого нет души и понятия о святом (не побоюсь пафоса),великом предназначении человека.
Возникнет у коллег вопрос: «Надо ли спектакль показывать?» Надо обязательно.
Использование методик театральной педагогики, адаптация их к требованиям школьного образовательного процесса с учётом возрастной психологии ребёнка-ученика, несомненно, являются мощным рычагом в процессе гуманизации школьного образования.
Литература:
1. Космос театра. Сборник программ альтернативных курсов. – М.: Просвещение, 1995.
2. Театр. 1 – 11 классы. – М.: Просвещение, 1995.
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...