Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Театральная педагогика

Роль театральной педагогики в литературном образовании старшеклассников

 

Сердакова Н.В., учитель русского языка и литературы,

ГБОУ СОШ № 510 с углублённым изучением английского языка

 

Аннотация: 90 % всей деятельности человека основано на чувствах и эмоциях. Методы театральной педагогики с их воздействием на эмоциональную сферу ребенка дают в школе на уроках литературы высокий результат.

 

Прежде чем начинать разговор о месте театра в системе среднего образования, хотелось бы четко разграничить, о каких «полномочиях» театра в школе мы будем говорить. Не секрет, что подавляющее большинство Домов творчества юных, да и школьных театров занимаются предпрофессиональной подготовкой, что, наверное, и правильно; да и программы, рекомендуемые школе по театральному искусству, – это упрощенный вариант ВУЗовской программы по мастерству актера [1, 2].

Базируется все это, естественно, на учении К.С. Станиславского о системе воспитания профессионального актера, куда входят все элементы ремесла: тренинг психофизического аппарата, речь, дыхание, танец, движение и пр. Все это рассчитано на детей способных, а главное, желающих заниматься этим видом деятельности. Отсюда отбор в театральные коллективы, определенные требования к участникам, или постепенный отсев тех, кто пришел, но не способен к этому виду творчества. Педагоги, пришедшие в школу и обученные в лучшем случае профессии «актер» или «режиссер», тому же начинают учить своих воспитанников, а в худшем случае – занимаются «дрессировкой» или «копированием с себя». В результате школьные театры и детские творческие коллективы становятся параллельными структурами в системе среднего образования, то есть «дополнительным образованием».

Как утверждают психологи, 90 % всей деятельности человека основано на чувствах и эмоциях. В школе, как правило, занимаются освоением набора знаний, умений, навыков, развитием логического мышления. Именно поэтому настойчиво заговорили о «гуманизации» школьного образования. Появились якобы новые понятия: «ситуационные игры», «театральные игры», «ролевые игры». Все это не что иное, как предлагаемые обстоятельства, по К.С. Станиславскому. Значит, элементы театральной педагогики востребованы в процессе обучения в той или иной форме.

А вот с какой цельюи «сколько театра» нужно школе? Чего мы хотим достигнуть, используя приемы театральной педагогики?

В профессиональном театре целью является спектакль, и тогда задача педагога заключается в постановочной работе, в «дотягивании» участников до какого-то исполнительского уровня, в сколачивании коллектива, который будет замкнутой структурой в школе, а участники этой структуры либо будут отобраны, либо будут формироваться как «клуб по интересам». И тогда это дополнительное образование ограниченного коллектива детей.

Методы театральной педагогики с их воздействием именно на эмоционально-чувственную сферу ребенка дают высокий результат в области развития у всех детей без исключения коммуникативности, адаптации к учебному процессу, помогают в развитии самоприятия и самооценки.

Но раз для всех (т.е. элементы театральной педагогики органично включаются в учебный процесс), то спектакль выступает не как цель, а как средство развития у ребенка трех компонентов, необходимых для учебы: фантазии, целенаправленного воображения, образного мышления.

Авторская программа Е.Г. Сердакова «Театральная педагогика – школе», осваиваемая нами в течение 15 лет, играет важную роль в литературном образовании старшеклассников и предусматривает

  1. Развитие общих творческих способностей посредством театральной педагогики.
  2. Овладение элементами сценического действия и, как следствие, повышение уровня культуры речи, мнемотехники.
  3. Адаптацию социально неблагополучных детей через вовлечение в творческий процесс.
  4. Овладение основами психологии творчества.
  5. Адекватное восприятие незнакомых жизненных коллизий.
  6. Повышение уровня комфортности, коммуникабельности, уровня самоприятия и самоуважения.

Прежде всего, нужен хороший литературный материал, не обязательно драматургия, и с ним начинаем работать. Чтобы разбудить образно-чувственную сферу учащегося, выясняем, в каких же предлагаемых обстоятельствах существуют герои, знакомы или незнакомы ученики с этими обстоятельствами. А если нет, то как бы они повели себя в этих обстоятельствах. Ничего не «переживать», а просто представить, фантазировать. Затем определяем, «что делать». И выполняем простое физическое действие. У Г.А. Товстоногова в его работах есть закон о так называемом «обострении предлагаемых обстоятельств». Обостряя их, делая более «экстремальными», мы побуждаем ученика приходить к другим решениям, к другому физическому действию. Этот процесс рождает нужное (в органике ученика)психоэмоциональное состояние.

Спектакль в процессе обучения не самоцель, а средство для достижения поставленной цели. Необходимо развивать образное мышление, будить эмоционально-чувственную сферу, обучать коммуникативным навыкам, давать детям возможность приобрести опыт публичного выступления. Учащимся должно быть интересно.

Например, гоголевский «Нос». Что же произошло? Пропал нос у человека. Трагедия?! Дикое, невероятное событие?! Да, но как же Ковалев обнаружил это? Ага, проснулся (читаем в книге) и сделал «Б-р-р». А теперь сделаем это все. Просыпаемся, руки потянулись, зевнули, сделали «Б-р-р»… трем глаза и обнаруживаем, что нет носа... И придумывается спектакль…

А спектакль строится на «трех китах»:

  1. Действие.
  2. Событие.
  3. Предлагаемые обстоятельства.

В действии рождается событие, в котором, как писал Г.А. Товстоногов, действует закон «обострения предлагаемых обстоятельств». Мы начинаем «начинять», фантазировать, а постепенно и понимать, что Ковалев в «Носе» не просто тугодум, но что в нём вообще мало ч е л о в е к а, а есть лишь плоть без души, и утрата носа для этого существа – это лишь утрата престижа, который заменяет личность. И старшеклассники, погружаясь всё больше в мир «Петербургских повестей», начинают понимать, что это мир абсурда, что абсурд – норма для тех, у кого нет души и понятия о святом (не побоюсь пафоса),великом предназначении человека.

Возникнет у коллег вопрос: «Надо ли спектакль показывать?» Надо обязательно.

Использование методик театральной педагогики, адаптация их к требованиям школьного образовательного процесса с учётом возрастной психологии ребёнка-ученика, несомненно, являются мощным рычагом в процессе гуманизации школьного образования.

 

Литература:

1. Космос театра. Сборник программ альтернативных курсов. – М.: Просвещение, 1995.

2. Театр. 1 – 11 классы. – М.: Просвещение, 1995. 

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес