Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Национальный состав населения России

Актуальность и место в курсе географии темы

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ»

Мы живём в большой многонациональной стране, в которой более 130 народов и народностей, идентифицирующих себя по языковым и другим этническим признакам. И от того, как народы будут взаимодействовать между собой, как они будут чувствовать поддержку не только власти, но и друг друга, в значительной степени зависит будущее страны, темпы и уровень её социально-экономического развития. А где, как ни в школе, прикасаться к этой теме, прививать знания об истории, культуре, традициях многочисленных народов России. Но как это сделать, учитывая сложность и неоднозначность современного этапа развития страны, формирования новых отношений как в экономике, так и в обществе? А в обществе в особенности. Этому и посвящена данная статья.

В бывшем СССР дружба народов являлась одним из основополагающих столпов идеологии социализма, тем постулатом, на котором воспитывалось не одно поколение советских граждан. И надо признать, явление «дружбы народов» имело под собой вполне реальную почву, опиравшуюся в первую очередь на фундамент патриотизма. Патриотизма, который был воспитан в революционных боях, в период формирования социалистической – коллективной – системы хозяйствования, в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны, последующем восстановлении разрушенной экономики и построении «развитого социализма». Эти события происходили при непосредственном участии всех народов огромной страны.

В советской школе единству народов, их истории и культуре уделялось значительное внимание: и на уроках географии и истории, и во внеклассных мероприятиях. В курсе географии 8-го (ныне 9-го) класса тема «Национальный состав населения» входила в раздел «География населения СССР». Причём был всего 1 урок, в котором учащиеся получали знания по этническому составу населения страны, языковой классификации народов и их размещению, а также умения работать с «Картой народов СССР». Специальный акцент на дружбе народов ставить не надо было, поскольку антагонизма между ними не существовало: в обществе преобладало социальное равенство и уважение к другим языкам и иным традициям. Хотя на бытовом уровне проблема незначительного антагонизма между представителями разных народов существовала всегда. Главной причиной чаще всего являлась разница в уровне жизни разных слоёв общества и поиск виноватого  в этом. А легче всего найти виновного в людях другой веры, другого языка, традиций, быта. Поэтому после распада СССР, ликвидации старой общественно-экономической формации и быстрого перехода к рыночным отношениям, когда стало резко усиливаться расслоение общества, возникла трещина в отношениях между народами «местными» и «приезжими», со временем всё более расширявшаяся. После приобретения бывшими советскими республиками независимости и экономической самостоятельности уровень развития их стал резко различаться, а уровень жизни – резко контрастировать. Социально-экономические показатели России оказались значительно выше, чем у других бывших республик СССР, и в 2000-х годах она стала привлекательной для рабочих иммигрантов. Помимо этого, и в самой России очень неравномерно развивались разные регионы страны. Москва, Петербург, Татарстан, нефтегазоносные регионы Западной Сибири и Севера, некоторые другие субъекты имели положительную динамику развития и достигли относительно высокого уровня развития. В то же время многие регионы страны испытали значительные трудности в переходе на рыночные рельсы, в них закрылось большое количество нерентабельных предприятий, увеличилось число безработных, достигнув в отдельных регионах 60% от трудоспособного населения. Самая сложная ситуация оказалась в республиках Северного Кавказа.  Естественно, что жители этого региона, а также гастарбайтеры из бывших республик СССР ринулись в поисках работы в наиболее преуспевающие районы России. Хотя они и занимают экономические ниши, не привлекательные для местного населения, их количество постоянно растёт. К сожалению, потеряв за последние 2 десятилетия общие ценности, объединявшие ранее разные народы в СССР, и не приобретя новую общую национальную идею (которая, собственно, сейчас и не существует), эти мигранты стали привозить свои традиции, подчас религиозные, не принимая образ жизни местного, в основном русского населения. С другой стороны, и жители «регионов-доноров» не желают различать мигрантов ни по этносам, ни по языкам, ни по религии, ни по культуре. Все эти факторы и вызвали в итоге взаимную неприязнь, которая прямо-таки висит в воздухе и вот-вот грозит насытиться и взорваться. Не хотелось бы… Поэтому очень важна просветительская работа. И начинать надо со школы.

Сегодня теме «Национальный состав населения России» в зависимости от программ и учебников в разделе «Население России» выделен чаще всего 1 урок, включающий изучение народов, языков и религий страны. В редких программах проводятся на эту тему 2 урока. Но дело даже не в количестве уроков, а в их качестве: содержании и методике.

Автор этой статьи на обозначенную тему «тратит» не менее 3-х уроков. 1-ый урок обычно посвящён истории объединения народов, проживающих на территории нынешней России и проживавших ранее на территории бывшего СССР. Акцент делается на патриотический аспект. Как правило в каждом классе учатся ученики – представители не титульной нации: армяне, татары, грузины, азербайджанцы, украинцы, молдаване и другие. Рассказывается о наиболее ярких страницах героизма российских и советских людей – представителей разных национальностей. Методически урок ведётся как лекция, сочетающая в себе элементы беседы. По-возможности на урок приглашается чей-нибудь дедушка или папа, защищавшие Родину в ВОВ или исполнявшие интернациональный долг в Афганистане. На 2-ом уроке изучается этнический состав населения РФ: классификация народов и их размещение. Учащиеся к этому уроку обязательно готовят общие фразы, звучащие на разных языках народов России и стран СНГ. В результате они находят близкородственные языки, что облегчает усвоение языковой классификации. На 3-ем уроке изучается география религий – тема, тесно переплетённая с географией народов, и опять идёт повторение. Уроки завершаются рефлексией в виде теста. Часто автор проводит по этой теме и 4-ый дополнительный урок – это игра-лото, в которой играет несколько команд из класса. Этот урок носит обобщающий характер по все 3-ём урокам.

Может быть, такие уроки помогут подрастающему поколению более терпимо относиться к сверстникам, людям – жителям разных уголков России или бывшим соотечественникам,  говорящим на других языках, проповедующим иную религию, придерживающихся разных традиций. Толерантность – признак современного жителя демократической страны.

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56