Джанзала Бунятовна АБДУЛЛАЕВА, Ольга Геннадьевна КЛИШОВА,
учителя русского языка и литературы
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга
-
РУССКИЙ ЯЗЫК. 10-11 КЛАССЫ: РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ. В ДВУХ ЧАСТЯХ
Презентационная аннотация
-
Перед современным учителем стоит непростая задача – грамотно организовать учебную деятельность учащихся по подготовке к итоговой аттестации, которая позволяет установить уровень усвоения участниками экзамена материалов по предмету, сформированности практических навыков и степень владения теоретическими понятиями. Решение этой задачи возможно при условии соединения традиционного подхода к образовательному процессу и использования новых технологий обучения. В связи с этим остро встает проблема создания современных пособий, продолжающих традиции отечественной методики в преподавании русского языка и вместе с тем отвечающих требованиям сегодняшнего дня. Учитывая современные образовательные стандарты, это пособие (методическая разработка) должно быть нацелено не только на отработку навыков решения экзаменационных заданий, но и на обеспечение метапредметных и личностных результатов, что на сегодняшний день особенно актуально.
Основной замысел, положенный в основу данной методической разработки – пособия (рабочая тетрадь-тренажер) - сочетание традиционных, привычных для учителя-словесника форм работы и контроля на уроках русского языка с новыми, отвечающими современным требованиям.
Цель методической разработки – представить отобранный и систематизированный качественный материал, позволяющий учителю организовать как совместную деятельность в классе, так и самостоятельную работу учащихся.
Для достижения цели авторы методической разработки – пособия поставили перед собой следующие задачи:
- в представленном теоретическом материале придерживаться принципа наглядности, доступности, лаконичности;
- отобрать для пособия обширный практический материал, обеспечивающий работу учителя и учащихся по всем разделам русского языка;
- разнообразить формы работы, соединить традиционные упражнения и задания, соответствующие современным образовательным стандартам.
Методическая разработка-пособие (рабочая тетрадь-тренажер) четко структурирована и позволяет не только охватить объемный лингвистический материал, но и организовать учебный процесс в соответствии с тематическим планированием уроков русского языка в старших классах. Систематизация материалов внутри каждого раздела позволяет учителю выстроить основные этапы уроков по изучению того или иного раздела лингвистики: структура каждого параграфа тетради-тренажера нацелена на помощь учащимся в восполнении пробелов в знаниях, повторение изученных тем, применение теоретических знаний на практике, что соответствует существующим образовательным стандартам, ориентированным на деятельностный подход в обучении. Рабочая тетрадь разделена на две части. Первая часть рабочей тетради содержит материалы по разделам: «Фонетика», «Нормы языка», «Морфемика и словообразование», «Морфология» и «Орфография». Вторая часть – «Синтаксис», «Пунктуация», «Стилистика», «Лингвистический анализ текста», а также материалы блока «С». Каждый параграф (всего их 18), посвященный конкретному разделу лингвистики, включает в себя теоретический материал, представленный по большей части в виде опорных схем, а также практическую часть: упражнения для самостоятельной работы, различный тесты по теме, в том числе и формата ЕГЭ, фрагменты художественных произведений с заданиями для лингвистической работы с ними.
Эффективность и результативность обучения по данному пособию (рабочая тетрадь-тренажер) обеспечена его практической направленностью. Материалы пособия позволяют углубить, расширить и систематизировать знания учащихся по школьному курсу русского языка. Наличие специальных разделов по содержательной и структурно-языковой организации текста дает возможность закрепить и отработать умения и навыки, связанные с различными видами анализа текста как речевого произведения. Разнообразие упражнений обеспечивает использование в образовательном процессе различных инновационных технологий:
- развивающего обучения;
- проблемного обучения;
- дифференцированного подхода к обучению;
- развития критического мышления;
- технология модульной подачи материала.
Практическая значимость представляемой методической разработки определяется реализацией на практике задач обучения, подготовки учащихся к успешной сдачи экзамена по русскому языку:
- расширение объема лингвистических и литературоведческих знаний;
- развитие самостоятельной работы учащихся, в том числе и со справочной литературой;
- оценочная деятельность (и навыки самоанализа).
Новаторство подхода авторов данной методической разработки заключается в ориентации учителя на формирование познавательных компетентностей учеников и в отказе от распространенных сегодня приемов «натаскивания» на успешную сдачу ЕГЭ.
Наряду с классическими упражнениями, нацеленными на репродуктивную деятельность учащихся, в тетради-тренажере представлены задания, цель которых – организовать поисковую деятельность школьников. Учитывает пособие и важность формирования коммуникативных навыков: так, например, материалы для работы над блоком «С» ориентированы на написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту в соответствии со всеми требованиями ЕГЭ, содержат методические рекомендации по работе над сочинением и базу текстов для тренировочных упражнений в создании сочинения-рассуждения.
Сопоставление методической разработки с современными «аналогами», экспертная оценка педагогического сообщества позволяют выделить ряд отличий и преимуществ данного пособия:
- Разработка универсальна и может быть использована в составе любого УМК.
- Разработка решает вопросы выполнения программных требований обучения русскому языку на ступени 10-11 классов и эффективно помогает учащимся самостоятельно готовиться к итоговой аттестации.
- Разработка соответствует требованиям ФГОС, т.к. это единый комплекс (две части учебного пособия), содержание которого полностью соответствует кодификаторам ЕГЭ по русскому языку.
- Разработка помогает решить основную задачу образования - общекультурное, личностное и метапредметное развитие учащихся, - обеспечивающую такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
- Разработка предлагает широкий спектр заданий (устных и письменных), т.е. отвечает требованию вариативности. Например: «Из художественной литературы выпишите несколько предложений с нарушением грамматических норм», «Выберите лишнее слова, графически объясните свой выбор», «Подчеркните грамматические основы, расставьте недостающие знаки препинания, составьте схемы предложения» и т.д.
- Разработка является комплексом, дающим целостное понимание структуры требований и содержания ЕГЭ: имеет инструкции и образцы выполнения заданий, оценочные таблицы экспертов, демонстрационную версию 2013-2014 гг.
- Разработка способствует развитию языковой личности – осуществляет принцип метапредметных связей в отборе предлагаемого материала. В качестве иллюстрационного материала используются фрагменты художественных произведений русской литературы XIX – XX веков.
- Разработка осуществляет преемственность обучения от среднего звена к старшим классам и переводит теоретические знания учащихся в практическую плоскость.
Принципиально важно, что внедрение данной методической разработки не требует серьезных ресурсных «затрат», а наличие диска-приложения позволяет ей выступать в роли «банка» дидактического раздаточного материала с учетом особенностей программы, используемого учителем УМК, профиля обучения, индивидуальных образовательных возможностей и запросов отдельных учеников.
Данная методическая разработка адресована старшеклассникам, абитуриентам и учителям русского языка и литературы.
-
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
-
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...