Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Русский язык. Рабочая тетрадь для 10-11 классов

Джанзала Бунятовна АБДУЛЛАЕВА, Ольга Геннадьевна КЛИШОВА,
учителя русского языка и литературы
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга

-

РУССКИЙ ЯЗЫК. 10-11 КЛАССЫ: РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ. В ДВУХ ЧАСТЯХ
Презентационная аннотация

-

Русский язык. Рабочая тетрадь 10-11

Перед современным учителем стоит непростая задача – грамотно организовать учебную деятельность учащихся по подготовке к итоговой аттестации, которая позволяет установить уровень усвоения участниками экзамена материалов по предмету, сформированности практических навыков и степень владения теоретическими понятиями. Решение этой задачи возможно при условии соединения традиционного подхода к образовательному процессу и использования новых технологий обучения. В связи с этим остро встает проблема создания современных пособий, продолжающих традиции отечественной методики в преподавании русского языка и вместе с тем отвечающих требованиям сегодняшнего дня. Учитывая современные образовательные стандарты, это пособие (методическая разработка) должно быть нацелено не только на отработку навыков решения экзаменационных заданий, но и на обеспечение метапредметных и личностных результатов, что на сегодняшний день особенно актуально.

Основной замысел, положенный в основу данной методической разработки – пособия (рабочая тетрадь-тренажер) - сочетание традиционных, привычных для учителя-словесника форм работы и контроля на уроках русского языка с новыми, отвечающими современным требованиям.

Цель методической разработки – представить отобранный и систематизированный качественный материал, позволяющий учителю организовать как совместную деятельность в классе, так и самостоятельную работу учащихся.

Для достижения цели авторы методической разработки – пособия поставили перед собой следующие задачи:

  1. в представленном теоретическом материале придерживаться принципа наглядности, доступности, лаконичности;
  2. отобрать для пособия обширный практический материал, обеспечивающий работу учителя и учащихся по всем разделам русского языка;
  3. разнообразить формы работы, соединить традиционные упражнения и задания, соответствующие современным образовательным стандартам.

Методическая разработка-пособие (рабочая тетрадь-тренажер) четко структурирована и позволяет не только охватить объемный лингвистический материал, но и организовать учебный процесс в соответствии с тематическим планированием уроков русского языка в старших классах. Систематизация материалов внутри каждого раздела позволяет учителю выстроить основные этапы уроков по изучению того или иного раздела лингвистики: структура каждого параграфа тетради-тренажера нацелена на помощь учащимся в восполнении пробелов в знаниях, повторение изученных тем, применение теоретических знаний на практике, что соответствует существующим образовательным стандартам, ориентированным на деятельностный подход в обучении. Рабочая тетрадь разделена на две части. Первая часть рабочей тетради содержит материалы по разделам: «Фонетика», «Нормы языка», «Морфемика и словообразование», «Морфология» и «Орфография». Вторая часть – «Синтаксис», «Пунктуация», «Стилистика», «Лингвистический анализ текста», а также материалы блока «С». Каждый параграф (всего их 18), посвященный конкретному разделу лингвистики, включает в себя теоретический материал, представленный по большей части в виде опорных схем, а также практическую часть: упражнения для самостоятельной работы, различный тесты по теме, в том числе и формата ЕГЭ, фрагменты художественных произведений с заданиями для лингвистической работы с ними.

Эффективность и результативность обучения по данному пособию (рабочая тетрадь-тренажер) обеспечена его практической направленностью. Материалы пособия позволяют углубить, расширить и систематизировать знания учащихся по школьному курсу русского языка. Наличие специальных разделов по содержательной и структурно-языковой организации текста дает возможность закрепить и отработать умения и навыки, связанные с различными видами анализа текста как речевого произведения. Разнообразие упражнений обеспечивает использование в образовательном процессе различных инновационных технологий:

  • развивающего обучения;
  • проблемного обучения;
  • дифференцированного подхода к обучению;
  • развития критического мышления;
  • технология модульной подачи материала.

 Практическая значимость представляемой методической разработки определяется реализацией на практике задач обучения, подготовки учащихся к успешной сдачи экзамена по русскому языку:

  • расширение объема лингвистических и литературоведческих знаний;
  • развитие самостоятельной работы учащихся, в том числе и со справочной литературой;
  • оценочная деятельность (и навыки самоанализа).

Новаторство подхода авторов данной методической разработки заключается в ориентации учителя на формирование познавательных компетентностей учеников и в отказе от распространенных сегодня приемов «натаскивания» на успешную сдачу ЕГЭ.

Наряду с классическими упражнениями, нацеленными на репродуктивную деятельность учащихся, в тетради-тренажере представлены задания, цель которых – организовать поисковую деятельность школьников. Учитывает пособие и важность формирования коммуникативных навыков: так, например, материалы для работы над блоком «С» ориентированы на написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту в соответствии со всеми требованиями ЕГЭ, содержат методические рекомендации по работе над сочинением и базу текстов для тренировочных упражнений в создании сочинения-рассуждения.

Сопоставление методической разработки с современными «аналогами», экспертная оценка педагогического сообщества позволяют выделить ряд отличий и преимуществ данного пособия:

  1. Разработка универсальна и может быть использована в составе любого УМК.
  2. Разработка решает вопросы выполнения программных требований обучения русскому языку на ступени 10-11 классов и эффективно помогает учащимся самостоятельно готовиться к итоговой аттестации.
  3. Разработка соответствует требованиям ФГОС, т.к. это единый комплекс (две части учебного пособия), содержание которого полностью соответствует кодификаторам ЕГЭ по русскому языку.
  4. Разработка помогает решить основную задачу образования - общекультурное, личностное и метапредметное развитие учащихся, - обеспечивающую такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
  5. Разработка предлагает широкий спектр заданий (устных и письменных), т.е. отвечает требованию вариативности. Например: «Из художественной литературы выпишите несколько предложений с нарушением грамматических норм», «Выберите лишнее слова, графически объясните свой выбор», «Подчеркните грамматические основы, расставьте недостающие знаки препинания, составьте схемы предложения» и т.д.
  6. Разработка является комплексом, дающим целостное понимание структуры требований и содержания ЕГЭ: имеет инструкции и образцы выполнения заданий, оценочные таблицы экспертов, демонстрационную версию 2013-2014 гг.
  7. Разработка способствует развитию языковой личности – осуществляет принцип метапредметных связей в отборе предлагаемого материала. В качестве иллюстрационного материала используются фрагменты художественных произведений русской литературы XIXXX веков.
  8. Разработка осуществляет преемственность обучения от среднего звена к старшим классам и переводит теоретические знания учащихся в практическую плоскость.

Принципиально важно, что внедрение данной методической разработки не требует серьезных ресурсных «затрат», а наличие диска-приложения позволяет ей выступать в роли «банка» дидактического раздаточного материала с учетом особенностей программы, используемого учителем УМК, профиля обучения, индивидуальных образовательных возможностей и запросов отдельных учеников.

Данная методическая разработка адресована старшеклассникам, абитуриентам и учителям русского языка и литературы.

-

СМОТРЕТЬ

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

Блоки А и В: фонетика, нормы языка, морфемика и словообразование, морфология, орфография.
СМОТРЕТЬ

-

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес