Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Конспект урока по математике

А. Г. Мухина,
учитель начальных классов
ГБОУ «Академическая гимназия № 56»
Санкт-Петербурга

 

Конспект открытого урока по математике,

проведённого в рамках фестиваля «Урок эталон»

-

Класс: 2«А».

Учитель: Мухина Алла Геннадьевна

Тема урока: «Знакомство с составной задачей (в два действия)».

Место урока в изучаемой теме:  первый.

Цели:

1)познакомить учащихся с новым типом задач в два действия (составными),

2)учить анализировать изученный материал и опираясь на него проектировать новый,

3)развивать умение планировать свою деятельность, в соответствии с учебной задачей,

4)закреплять умение работать по алгоритму

5)учить детей анализировать, синтезировать и обобщать полученные знания,

6)развивать правильную математическую речь

7)развивать умение самостоятельно оценивать выполненную работу (самооценка и положительное оценивание работы одноклассников).

-

00smartdownl01

-

 

<<<версия презентации для мобильных устройств>>>

-

Ход урока

Прозвенит звонок весёлый.
К математике готовы?
Будем думать, рассуждать,
И друг другу помогать.

I.Организационный момент. (30 сек.)

- Сегодня к нам урок пришли гости, наши дорогие учителя и администрация Гимназии 56.

Но одного гостя я не вижу. Может быть он, опаздывает? Вы не догадываетесь, кто к нам сегодня должен прийти? (догадки детей)

- Хотите узнать, кто наш таинственный гость, эти числовые выражения, записанные в ваших тетрадях,  помогут раскрыть этот секрет.

II.Математическая разминка. Повторение ранее изученного материала (5 мин)

(Слайд в Power Point) таблица и выражения на доске. У детей в тетрадях записаны только выражения.

88 - 16 Б        22 + 12 И        75 + 22 Л       59 17  Т

      97 47 Ь     48 27 О    67 + 21 Х

Посмотрите на данные выражения. Что заметили? (все компоненты двузначные числа)

Вспомните приём сложения и вычитания двузначных чисел (алгоритм действий).

На доске сначала открыты только выражения, таблицы и буквы открываются позже.

 

88

21

72

72

34

42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

72

34

97

50

72

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)Вычислите значения выражений (самостоятельно)

2)Проверка (чтение выражений разными способами)

- прочитайте выражения в порядке расположения ответов в таблице:

1, 2 называя выражение (сумма 67 и 21 равна 88, разность 48 и 27 равна 21),

3, 4 называя компоненты действий (уменьшаемое 88, вычитаемое 16, значение разности 72; первое слагаемое 22, второе слагаемое 12 значение суммы 34),

5, 6 не называя выражение и компоненты действий (59 уменьшить на 17 единиц получится 42, 75 увеличить на 22 единицы получится 97),

7 любимым способом (97 47 = 50).

- Прочитайте, кто же пришёл к нам на урок. ХОББИТ БИЛЬБО

III.   Терминологическая работа. (10 мин.)

- Наш таинственный гость - хоббит Бильбо (на доске появляется изображение героя).

Кто с ним знаком?

Придумал хоббитов знаменитый английский писатель Джон Рональд Руэл Толкин. Наш герой из повести-сказки «Хоббит, или Туда и обратно»

ВЫКЛЮЧИТЬ ДОСКУ. ОТКРЫТЬ СМАРТ

Хоббиты маленький народец вымышленного Средиземья, высотой в половину человеческого роста. У них нет бород, одеваются в яркое, в основном, в зелёное и жёлтое, т.к. живут в лесу, башмаков не носят, потому что у них на ногах от природы толстая жёсткая кожа и густой бурый мех

Хоббиты славятся умением мгновенно исчезать и бесшумно передвигаться. Поэтому мы не услышали, как он появился в нашем классе.

- Бильбо очень любит математику, но во время своего путешествия перепутал все математические термины и забыл о чём хотел вас попросить.

СМАРТ  слайд № 1 (распределение терминов на группы)

-  Помогите Бильбо распределить все термины на 2 группы, тогда он вспомнит, чему хотел у вас поучиться.

условие, сумма, уменьшаемое, разность, вопрос, слагаемое, решение, вычитаемое, ответ

1 группа: условие, вопрос, решение, ответ части задачи

2 группа: сумма, уменьшаемое, разность, слагаемое, вычитаемое термины, связанные с выражением.                                   

(на доке) СМАРТ слайд №2. (лестница) к ЗАДАЧЕ

                                                     Помогите мне, ребята,
                                                  Всё расставить по местам.
                                                 Научусь решать задачи
                                                        Буду благодарен вам!

Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Мы будем решать задачи)

IV.Повторение алгоритма решения простой задачи.

- Если Бильбо пройдёт по этой лестнице, он научится решать задачи. Поможем нашему герою. Научим гостя и поучимся сами. А для этого нужно работать чётко по алгоритму. Не зря говорят: математика наука точная.

СМАРТ  слайд № 3 (на доске и в тетрадях задача)

Бильбо за первый день съел 10 конфет, а за второй на 3 конфеты меньше. Сколько конфет съел Бильбо за 2-ой день?

- Кто хочет научить Бильбо решать задачи?

(Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях.)

а)    Работа по алгоритму:

1.Читаю задачу, представляю, о чём в ней говорится

2.Выделяю условие (мне известно…) и вопрос (надо найти…)

3.Выделяю смысловые частей, подчёркиваю наиболее важные слов в каждой части

4.Поясняю, что обозначает каждое числовое данное в задаче. Чётко формулирую вопрос.

5.Составляю модель схему к задаче (приём выбора необходимых элементов при наличии лишних)   (Второй ученик. Работа на Смарт- доске).

    - Бильбо добрая душа, принёс разные элементы схемы, выберите только те,          которые необходимы для этой задачи. Повторение задачи по схеме.

    6.  Решаю задачу.

-  По этим данным можно сразу ответить на вопрос задачи.

             -  Выбираю действие вычитание, т.к. во 2-ой день меньше.

              Выполняю решение (10-3=7к.) Запись на маркерной доске

Отвечаю на вопрос задачи, для этого, вместо слова «СКОЛЬКО»  в вопросе подставляю, полученный результат 7.

Ответ: 7 конфет съел Бильбо за второй день.

7.Проверяю решение. 10 больше 7 на 3. Задачу решили верно.

- Как называются задачи в одно действие? (простые)

- Проверим,  что запомнил Бильбо и добрался ли он до вершины волшебной лестницы.

СМАРТ (слайд № 4) Появляются этапы  решения задачи.

- Всё верно понял Бильбо? Но почему же, он не на вершине?

- Мы ещё не всё знаем о задачах. Нам предстоит нелёгкий подъём по математической лестнице, поэтому, предлагаю,  немного отдохнуть.

V.  Физминутка ( звуковой музыкальный сигнал)

Раз, два, три, четыре, пять

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)

Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире.

Пять руками помахать. (Движения руками.)

Шесть за парту тихо сесть.

 

V.Выявление темы урока и работа над новым материалом

СМАРТ  слайд № 5

- Пока мы с вами сравнивали задачи. Бильбо попытался самостоятельно выполнить модель первой задачи. Проверьте, всё правильно? (исправление ошибки)

- Как называется такая задача? (простая на доске)

1. Работа с учебником (Стр. 87, задача № 2)

Откройте учебник на стр. 87 и внимательно прочитайте задачу № 2

Прочитайте вслух.

       Хоббит Бильбо за первый день съел 10 конфет, а за второй на 3 конфеты меньше. Сколько всего конфет съел Бильбо за 2 дня?

( самостоятельный анализ задачи по алгоритму)

Самостоятельно проанализируйте задачу по алгоритму

Сравните задачу № 2 в учебнике на стр. 87,  с той,  которую решили раньше.

В чём сходство? В чём различие? (Условие одинаковое, вопрос разный)

Если изменился вопрос, то, что ещё необходимо изменить? (модель и решение)

Как изменится модель задачи? (на  доске добавляем фигурную скобку)

Можно ли по данным второй задачи сразу ответить на главный вопрос? Почему?

Что заметили? (Первая часть этой задачи простая задача, которую мы решили)

Можно ли воспользоваться решением простой задачи для ответа на первый вопрос данной задачи? (используем запись первого действия, пишем пояснение)

Подставим значение (7) рядом с вопросом.

Какие данные имеем теперь? А что из схемы можно убрать?

Какую задачу можно составить по этим данным?

Как узнать сколько конфет? Почему сложением? (в вопросе слово всего)

Запишите решение (2) 10 + 7 = 17 к. на маркерной доске

Сколько же конфет съел хоббит Бильбо? Ответьте на вопрос данной задачи. Докажите, что она решена верно.

Сколько простых задач составили эту задачу?  

В математике такие задачи называются СОСТАВНЫМИ. (на доске открывается слово)

Учебная задача

Сегодня на уроке мы вместе с Бильбо поучимся решать составные задачи и  ответим на вопрос, чем составная задача отличается от простой.

На доске появляется знак вопроса между словами ПРОСТАЯ - ? СОСТАВНАЯ

В математике составные задачи иначе называют сложными.

Как вы думаете, в математике слова сложная и трудная являются синонимами? (нет)

Простая задача может быть трудной? (простые задачи в косвенной форме)

Поучимся вместе с Бильбо решать  составные задачи.

 

2. Составление обратной задачи (работа в паре)

Придумайте к данной задаче обратную, при этом не меняйте главный вопрос.

Хоббит Бильбо за второй день съел 7 конфет, а за первый на 3 конфеты больше. Сколько всего конфет съел Бильбо за 2 дня?

Какое действие изменится, и почему? (первое) Все изменения показываются на доске

Сколько простых задач составили эту задачу?  

 

VII. Закрепление нового материала    Задача № 4, стр. 88

Пока Бильбо учится решать составные задачи, его друзья решили приготовить замечательный обед.  Бильбо очень переживает, что они что-нибудь перепутают. Поможем ему решить эту задачу. (Чтение задачи учеником вслух)

Хоббиты лакомились грибами. Из 7 грибов они приготовили суп, из 13 грибов жаркое, а на икру израсходовали столько грибов, сколько на суп и жаркое вместе. Сколько грибов пошло на приготовление всех трёх блюд?

Работаете по алгоритму в паре. (Условие, вопрос, смысловые части, числовые данные  проговаривают, необходимые части  и числа выделяют карандашами)

Какое предложение в этой задаче является несущественным (лишним), убрав его мы не потеряем смысл задачи? (Хоббиты лакомились грибами.)

Проверка работы в паре с помощью выбора схемы.

Моделирование задачи СМАРТ слайд № 6

- Из данных моделей схем выберите подходящую к этой задаче, объясните свой выбор.

Дополнение выбранной схемы числовыми данными.

Решение задачи

Что известно в задаче? (готовили три блюда: суп, жаркое и икру. 7 грибов израсходовали на суп, 13 на жаркое)

Что сказано про грибы, взятые на икру? (столько, сколько на суп и жаркое вместе)

Что можно узнать по этим данным? (сколько грибов взяли на (суп и жаркое) или икру)

Какую простую задачу можно составить по этим данным?

Из 7 грибов они приготовили суп, из 13 грибов жаркое, а на икру израсходовали столько грибов, сколько на суп и жаркое вместе. Сколько грибов израсходовали на (суп и жаркое) или икру?

- Как узнать сколько грибов пошло на суп и жаркое, почему выбрали сложение? (в вопросе слово вместе) 1) 7 + 13 = 20 (гр.)

- Какие данные имеем теперь? (суп 7 грибов, жаркое 13 грибов, икра 20 грибов)

- Кто можно узнать по этим данным?

- Какую простую задачу можно составить по этим данным?

Из 7 грибов они приготовили суп, из 13 грибов жаркое, а на икру израсходовали 20 грибов. Сколько грибов пошло на приготовление всех трёх блюд?

- Как узнать, сколько грибов использовали гномы?

- Почему сложением? (в вопросе слово всего)

2) 7 + 13 + 20 = 40(гр.)

- Как иначе можно записать второе действие, и почему это возможно? (20 + 20 = 40(гр.)

Составление ответа задачи

- Дайте ответ этой задачи.(40 грибов пошло на приготовление всех трёх блюд)

Проверка

- Как проверить правильность решения? (Если из 40 вычесть грибы для икры 20, то получим вторую половину 20 это суп и жаркое.)

- Как называется задача, которую мы с вами решили? (составная)

- Почему её так назвали?

VIII.   Итог урока. Презентация (слайд № 2) (Подъём по лесенке)

Давайте проверим, сможем ли мы вместе с Бильбо подняться на самый верх лестницы?

- Что надо сделать, когда решили первую часть задачи и ответили на первый вопрос?

(Используя полученные данные, составить новую простую задачу, а дальше действовать по алгоритму) Называем этапы решения, в презентации поднимаемся к вершине.

- Как вы думаете, можно ли, не выполняя никакой работы или перепрыгивая через ступени, сразу оказаться наверху и решить сложную составную задачу?

Некоторые дети очень быстро решают составные задачи, и им кажется, что они перепрыгивают через ступеньки-этапы, т.к. числа простые. Но стоит изменить числа, которые в уме не сложить и не вычесть, сразу возникают проблемы.

- В задаче, как в жизни, нельзя после детского садика поступить в университет, сначала надо отлично окончить Гимназию, нужно чётко соблюдать определённую последовательность действий.

А помните, на какой вопрос я хотела получить ответ в конце урока?

Чем же составная задача отличается от простой?

Запись в презентации Слайд №2.                  ПРОСТАЯ - ?- СОСТАВНАЯ

 

 

 

 

 

 

Смотрите-ка, наш таинственный гость исчез так же неожиданно, как и появился. Это значит, что все вы хорошо поработали на уроке и научили Бильбо решать задачи.

IX. (Отметки)

А кто из ребят, помогал нам больше всех?

X.  Домашнее задание. (Записку читает ученик)

- Бильбо исчез, как это делают все хоббиты, но вместо него появилась эта книга «Хоббит, или Туда и обратно», а в ней записка:

«Дорогие ребята, спасибо за помощь, до скорой встречи на страницах книги. Я спешу устроить чаепитие для гномов. Хотите узнать, сколько кексов я испеку - решите задачу № 3 на стр. 88.

Ваш верный друг Бильбо».

 

Книга будет жить в нашем классе и любой из вас сможет её почитать, а задачу Бильбо я предлагаю выполнить дома.

 

XI. Рефлексия

Под обложкой в конце тетради вас ждёт ещё один сюрприз, там лежат кружочки с шапочками (гномики) без лиц. Я бы хотела узнать, понравился ли вам наш урок.

На доске презентация слайд № 3 вы видите 3 смайлика, нарисуйте того, который соответствует вашему настроению.

Всем спасибо!

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56