А. Г. Мухина,
учитель начальных классов
ГБОУ «Академическая гимназия № 56»
Санкт-Петербурга
Конспект открытого урока по математике,
проведённого в рамках фестиваля «Урок – эталон»
-
Класс: 2«А».
Учитель: Мухина Алла Геннадьевна
Тема урока: «Знакомство с составной задачей (в два действия)».
Место урока в изучаемой теме: первый.
Цели:
1)познакомить учащихся с новым типом задач – в два действия (составными),
2)учить анализировать изученный материал и опираясь на него проектировать новый,
3)развивать умение планировать свою деятельность, в соответствии с учебной задачей,
4)закреплять умение работать по алгоритму
5)учить детей анализировать, синтезировать и обобщать полученные знания,
6)развивать правильную математическую речь
7)развивать умение самостоятельно оценивать выполненную работу (самооценка и положительное оценивание работы одноклассников).
-
-
<<<версия презентации для мобильных устройств>>>
-
Ход урока
Прозвенит звонок весёлый.
К математике готовы?
Будем думать, рассуждать,
И друг другу помогать.
I.Организационный момент. (30 сек.)
- Сегодня к нам урок пришли гости, наши дорогие учителя и администрация Гимназии 56.
Но одного гостя я не вижу. Может быть он, опаздывает? Вы не догадываетесь, кто к нам сегодня должен прийти? (догадки детей)
- Хотите узнать, кто наш таинственный гость, эти числовые выражения, записанные в ваших тетрадях, помогут раскрыть этот секрет.
II.Математическая разминка. Повторение ранее изученного материала (5 мин)
(Слайд в Power Point) – таблица и выражения на доске. У детей в тетрадях записаны только выражения.
88 - 16 Б 22 + 12 И 75 + 22 Л 59 – 17 Т
97 – 47 Ь 48 – 27 О 67 + 21 Х
−Посмотрите на данные выражения. Что заметили? (все компоненты двузначные числа)
−Вспомните приём сложения и вычитания двузначных чисел (алгоритм действий).
На доске сначала открыты только выражения, таблицы и буквы открываются позже.
|
88 |
21 |
72 |
72 |
34 |
42 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
72 |
34 |
97 |
50 |
72 |
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1)Вычислите значения выражений (самостоятельно)
2)Проверка (чтение выражений разными способами)
- прочитайте выражения в порядке расположения ответов в таблице:
1, 2 – называя выражение (сумма 67 и 21 равна 88, разность 48 и 27 равна 21),
3, 4 – называя компоненты действий (уменьшаемое 88, вычитаемое 16, значение разности 72; первое слагаемое 22, второе слагаемое 12 значение суммы 34),
5, 6 – не называя выражение и компоненты действий (59 уменьшить на 17 единиц получится 42, 75 увеличить на 22 единицы получится 97),
7 – любимым способом (97 – 47 = 50).
- Прочитайте, кто же пришёл к нам на урок. ХОББИТ БИЛЬБО
III. Терминологическая работа. (10 мин.)
- Наш таинственный гость - хоббит Бильбо (на доске появляется изображение героя).
Кто с ним знаком?
Придумал хоббитов знаменитый английский писатель Джон Рональд Руэл Толкин. Наш герой из повести-сказки «Хоббит, или Туда и обратно»
ВЫКЛЮЧИТЬ ДОСКУ. ОТКРЫТЬ СМАРТ
Хоббиты — маленький народец вымышленного Средиземья, высотой в половину человеческого роста. У них нет бород, одеваются в яркое, в основном, в зелёное и жёлтое, т.к. живут в лесу, башмаков не носят, потому что у них на ногах от природы толстая жёсткая кожа и густой бурый мех
Хоббиты славятся умением мгновенно исчезать и бесшумно передвигаться. Поэтому мы не услышали, как он появился в нашем классе.
- Бильбо очень любит математику, но во время своего путешествия перепутал все математические термины и забыл о чём хотел вас попросить.
СМАРТ слайд № 1 (распределение терминов на группы)
- Помогите Бильбо распределить все термины на 2 группы, тогда он вспомнит, чему хотел у вас поучиться.
условие, сумма, уменьшаемое, разность, вопрос, слагаемое, решение, вычитаемое, ответ
1 группа: условие, вопрос, решение, ответ – части задачи
2 группа: сумма, уменьшаемое, разность, слагаемое, вычитаемое – термины, связанные с выражением.
(на доке) СМАРТ слайд №2. (лестница) к ЗАДАЧЕ
Помогите мне, ребята,
Всё расставить по местам.
Научусь решать задачи –
Буду благодарен вам!
Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Мы будем решать задачи)
IV.Повторение алгоритма решения простой задачи.
- Если Бильбо пройдёт по этой лестнице, он научится решать задачи. Поможем нашему герою. Научим гостя и поучимся сами. А для этого нужно работать чётко по алгоритму. Не зря говорят: математика наука точная.
СМАРТ слайд № 3 (на доске и в тетрадях задача)
Бильбо за первый день съел 10 конфет, а за второй на 3 конфеты меньше. Сколько конфет съел Бильбо за 2-ой день?
- Кто хочет научить Бильбо решать задачи?
(Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях.)
а) Работа по алгоритму:
1.Читаю задачу, представляю, о чём в ней говорится
2.Выделяю условие (мне известно…) и вопрос (надо найти…)
3.Выделяю смысловые частей, подчёркиваю наиболее важные слов в каждой части
4.Поясняю, что обозначает каждое числовое данное в задаче. Чётко формулирую вопрос.
5.Составляю модель – схему к задаче (приём выбора необходимых элементов при наличии лишних) (Второй ученик. Работа на Смарт- доске).
- Бильбо – добрая душа, принёс разные элементы схемы, выберите только те, которые необходимы для этой задачи. Повторение задачи по схеме.
6. Решаю задачу.
- По этим данным можно сразу ответить на вопрос задачи.
- Выбираю действие вычитание, т.к. во 2-ой день меньше.
Выполняю решение (10-3=7к.) Запись на маркерной доске
Отвечаю на вопрос задачи, для этого, вместо слова «СКОЛЬКО» в вопросе подставляю, полученный результат – 7.
Ответ: 7 конфет съел Бильбо за второй день.
7.Проверяю решение. 10 больше 7 на 3. Задачу решили верно.
- Как называются задачи в одно действие? (простые)
- Проверим, что запомнил Бильбо и добрался ли он до вершины волшебной лестницы.
СМАРТ (слайд № 4) Появляются этапы решения задачи.
- Всё верно понял Бильбо? Но почему же, он не на вершине?
- Мы ещё не всё знаем о задачах. Нам предстоит нелёгкий подъём по математической лестнице, поэтому, предлагаю, немного отдохнуть.
V. Физминутка ( звуковой музыкальный сигнал)
Раз, два, три, четыре, пять —
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)
Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире.
Пять — руками помахать. (Движения руками.)
Шесть — за парту тихо сесть.
V.Выявление темы урока и работа над новым материалом
СМАРТ слайд № 5
- Пока мы с вами сравнивали задачи. Бильбо попытался самостоятельно выполнить модель первой задачи. Проверьте, всё правильно? (исправление ошибки)
- Как называется такая задача? (простая – на доске)
1. Работа с учебником (Стр. 87, задача № 2)
Откройте учебник на стр. 87 и внимательно прочитайте задачу № 2
Прочитайте вслух.
Хоббит Бильбо за первый день съел 10 конфет, а за второй на 3 конфеты меньше. Сколько всего конфет съел Бильбо за 2 дня?
( самостоятельный анализ задачи – по алгоритму)
−Самостоятельно проанализируйте задачу по алгоритму
−Сравните задачу № 2 в учебнике на стр. 87, с той, которую решили раньше.
−В чём сходство? В чём различие? (Условие одинаковое, вопрос разный)
−Если изменился вопрос, то, что ещё необходимо изменить? (модель и решение)
−Как изменится модель задачи? (на доске добавляем фигурную скобку)
−Можно ли по данным второй задачи сразу ответить на главный вопрос? Почему?
−Что заметили? (Первая часть этой задачи – простая задача, которую мы решили)
−Можно ли воспользоваться решением простой задачи для ответа на первый вопрос данной задачи? (используем запись первого действия, пишем пояснение)
−Подставим значение (7) рядом с вопросом.
−Какие данные имеем теперь? А что из схемы можно убрать?
−Какую задачу можно составить по этим данным?
−Как узнать сколько конфет? Почему сложением? (в вопросе слово всего)
−Запишите решение (2) 10 + 7 = 17 к. – на маркерной доске
−Сколько же конфет съел хоббит Бильбо? Ответьте на вопрос данной задачи. Докажите, что она решена верно.
−Сколько простых задач составили эту задачу?
В математике такие задачи называются СОСТАВНЫМИ. (на доске открывается слово)
Учебная задача
Сегодня на уроке мы вместе с Бильбо поучимся решать составные задачи и ответим на вопрос, чем составная задача отличается от простой.
На доске появляется знак вопроса между словами ПРОСТАЯ - ? – СОСТАВНАЯ
В математике составные задачи иначе называют сложными.
−Как вы думаете, в математике слова сложная и трудная являются синонимами? (нет)
−Простая задача может быть трудной? (простые задачи в косвенной форме)
−Поучимся вместе с Бильбо решать составные задачи.
2. Составление обратной задачи (работа в паре)
−Придумайте к данной задаче обратную, при этом не меняйте главный вопрос.
Хоббит Бильбо за второй день съел 7 конфет, а за первый на 3 конфеты больше. Сколько всего конфет съел Бильбо за 2 дня?
−Какое действие изменится, и почему? (первое) Все изменения показываются на доске
−Сколько простых задач составили эту задачу?
VII. Закрепление нового материала Задача № 4, стр. 88
−Пока Бильбо учится решать составные задачи, его друзья решили приготовить замечательный обед. Бильбо очень переживает, что они что-нибудь перепутают. Поможем ему решить эту задачу. (Чтение задачи учеником вслух)
Хоббиты лакомились грибами. Из 7 грибов они приготовили суп, из 13 грибов – жаркое, а на икру израсходовали столько грибов, сколько на суп и жаркое вместе. Сколько грибов пошло на приготовление всех трёх блюд?
−Работаете по алгоритму в паре. (Условие, вопрос, смысловые части, числовые данные проговаривают, необходимые части и числа выделяют карандашами)
−Какое предложение в этой задаче является несущественным (лишним), убрав его мы не потеряем смысл задачи? (Хоббиты лакомились грибами.)
−Проверка работы в паре с помощью выбора схемы.
•Моделирование задачи СМАРТ слайд № 6
- Из данных моделей схем выберите подходящую к этой задаче, объясните свой выбор.
Дополнение выбранной схемы числовыми данными.
•Решение задачи
−Что известно в задаче? (готовили три блюда: суп, жаркое и икру. 7 грибов израсходовали на суп, 13 – на жаркое)
−Что сказано про грибы, взятые на икру? (столько, сколько на суп и жаркое вместе)
−Что можно узнать по этим данным? (сколько грибов взяли на (суп и жаркое) или икру)
−Какую простую задачу можно составить по этим данным?
Из 7 грибов они приготовили суп, из 13 грибов – жаркое, а на икру израсходовали столько грибов, сколько на суп и жаркое вместе. Сколько грибов израсходовали на (суп и жаркое) или икру?
- Как узнать сколько грибов пошло на суп и жаркое, почему выбрали сложение? (в вопросе слово вместе) 1) 7 + 13 = 20 (гр.)
- Какие данные имеем теперь? (суп – 7 грибов, жаркое – 13 грибов, икра – 20 грибов)
- Кто можно узнать по этим данным?
- Какую простую задачу можно составить по этим данным?
Из 7 грибов они приготовили суп, из 13 грибов – жаркое, а на икру израсходовали 20 грибов. Сколько грибов пошло на приготовление всех трёх блюд?
- Как узнать, сколько грибов использовали гномы?
- Почему сложением? (в вопросе слово всего)
2) 7 + 13 + 20 = 40(гр.)
- Как иначе можно записать второе действие, и почему это возможно? (20 + 20 = 40(гр.)
•Составление ответа задачи
- Дайте ответ этой задачи.(40 грибов пошло на приготовление всех трёх блюд)
•Проверка
- Как проверить правильность решения? (Если из 40 вычесть грибы для икры 20, то получим вторую половину 20 – это суп и жаркое.)
- Как называется задача, которую мы с вами решили? (составная)
- Почему её так назвали?
VIII. Итог урока. Презентация (слайд № 2) (Подъём по лесенке)
Давайте проверим, сможем ли мы вместе с Бильбо подняться на самый верх лестницы?
- Что надо сделать, когда решили первую часть задачи и ответили на первый вопрос?
(Используя полученные данные, составить новую простую задачу, а дальше действовать по алгоритму) Называем этапы решения, в презентации поднимаемся к вершине.
- Как вы думаете, можно ли, не выполняя никакой работы или перепрыгивая через ступени, сразу оказаться наверху и решить сложную – составную задачу?
Некоторые дети очень быстро решают составные задачи, и им кажется, что они перепрыгивают через ступеньки-этапы, т.к. числа простые. Но стоит изменить числа, которые в уме не сложить и не вычесть, сразу возникают проблемы.
- В задаче, как в жизни, нельзя после детского садика поступить в университет, сначала надо отлично окончить Гимназию, нужно чётко соблюдать определённую последовательность действий.
А помните, на какой вопрос я хотела получить ответ в конце урока?
Чем же составная задача отличается от простой?
Запись в презентации Слайд №2. ПРОСТАЯ - ?- СОСТАВНАЯ
|
|
|
|
|
−Смотрите-ка, наш таинственный гость исчез так же неожиданно, как и появился. Это значит, что все вы хорошо поработали на уроке и научили Бильбо решать задачи.
IX. (Отметки)
−А кто из ребят, помогал нам больше всех?
X. Домашнее задание. (Записку читает ученик)
- Бильбо исчез, как это делают все хоббиты, но вместо него появилась эта книга «Хоббит, или Туда и обратно», а в ней записка:
«Дорогие ребята, спасибо за помощь, до скорой встречи на страницах книги. Я спешу устроить чаепитие для гномов. Хотите узнать, сколько кексов я испеку - решите задачу № 3 на стр. 88.
Ваш верный друг Бильбо».
−Книга будет жить в нашем классе и любой из вас сможет её почитать, а задачу Бильбо я предлагаю выполнить дома.
XI. Рефлексия
−Под обложкой в конце тетради вас ждёт ещё один сюрприз, там лежат кружочки с шапочками (гномики) без лиц. Я бы хотела узнать, понравился ли вам наш урок.
На доске презентация слайд № 3 вы видите 3 смайлика, нарисуйте того, который соответствует вашему настроению.
Всем спасибо!
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...