Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Социальный педагог и родители

Взаимодействие социального педагога и родителей учащихся в образовательном процессе

 На формирование личности прежде всего оказывает влияние семья, поэтому комплексное сопровождение учащихся в образовательном учреждении осуществляется с учетом данного фактора. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения с ними. Педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства обучения и воспитания. Дети, чувствуя помощь и поддержку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее; они лучше учатся, имеют гораздо меньше конфликтов со сверстниками и взрослыми.

Взаимодействие родителей и сотрудников психолого-педагогического медико-социального центра особенно актуально в настоящее время, которое характеризуется такими опасными для здоровья подрастающего поколения явлениями, как различного рода зависимости, детская безнадзорность и беспризорность, растущая волна детской преступности и суицидов.

Родители часто не различают собственные проблемы и проблемы, возникающие у детей. Они, как правило, в обоих случаях либо пытаются самостоятельно их решать, либо оставляют эти проблемы без внимания. Таким образом ребенок не научается принятию решений, а занимает пассивную позицию, ожидая, что за него все трудности преодолеют взрослые. Если в проблемной ситуации ребенок действует самостоятельно, а родители являются его наставниками, он приобретает опыт, который способствует его развитию. Родители, выступая в роли координаторов, направляют это развитие, создают условия для поиска ребенком альтернативных решений проблемы, а также организовывают ему психологическую поддержку в семье.

 Взаимодействие с родителями ориентировано на оказание помощи ребенку и его семье в решении различного рода проблем: взаимоотношения в семье, учебные затруднения, общение, выбор образовательного маршрута при поступлении ребенка в первый класс и переходе в среднюю школу, выбор профильного образования и т.д. (Приложение 1).

Цель взаимодействия с родителями - профилактика возникновения (или эффективное решение) различного рода проблем у учащихся. Координатором сотрудничества с семьей во многих образовательных учреждениях является социальный педагог.

Взаимодействие социального педагога и родителей предполагает: консультирование по проблемам воспитания, обучения и развития ребенка, информационную поддержку и сотрудничество в рамках реализации индивидуально и системно-ориентированных программ сопровождения. Системно ориентированные программы сопровождения направлены на предупреждение возникающих у учащихся социально-эмоциональных проблем и трудностей в обучении; проблем, связанных с выбором образовательного маршрута. Программы индивидуального сопровождения направлены на оказание помощи ребенку в решении проблем различного характера.

Направления работы социального педагога с родителями:

  • повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
  • помощь социально-уязвимой семье в выборе образовательного маршрута ребенка при поступлении его в первый класс и при переходе на новый этап обучения;
  • помощь социально-уязвимой семье в выборе профиля обучения ребенка при переходе в 8 и 10 класс;
  • предупреждение и преодоление трудностей в учебе и общении у учащихся группы риска;
  • помощь семье в решении проблем внутрисемейного общения;
  • помощь семье в кризисной ситуации;
  • организация и проведение комплексных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка на всех этапах обучения.

Чем проблема серьезнее, тем специализированнее оказываемая ребенку и его семье помощь. Оказать такую помощь может районная или городская кризисная служба, районная комиссия по делам несовершеннолетних, районный отдел по делам несовершеннолетних, различные общественные организации. Важным фактом является взаимодействие социального педагога, психолога, логопеда с внешними организациями. (Приложение 2)

Проблемы, часто возникающие в семье: проблемы в системе взаимоотношения «ребенок-родитель», связанные с процессом обучения, расстройством поведения у ребенка/подростка, рискованным поведением, зависимостями, делинквентным поведением; проблемы в системах взаимоотношений: «родитель-родитель», «семья-школа», «семья-социум»; комплексные проблемы.

Очевидно, что необходим комплексный мультидисциплинарный подход и к анализу, и к решению перечисленных проблем. Выявить и изучить проблемы (а их, как правило, всегда несколько) позволяет технология индивидуального сопровождения «9 шагов».

Технология индивидуального сопровождения семьи «9 шагов»

  1. Анализ заявки/сигнала о проблеме: у кого проблема, кто просит о помощи?
  2. Инвентаризация проблем: составление списка всех выявленных проблем.
  3. Иерархия проблем: выстраивание проблем в порядке значимости.
  4. Локализация проблем: определение мест, где проблемы проявляются.
  5. Настройка на нужную волну помощи: выбор подхода, соответствующего особенностям семьи.
  6. Разведка ситуации в семье: сбор дополнительной информации о семье.
  7. Разработка плана действий.
  8. Мониторинг, оценка результативности.
  9. Выводы, рекомендации.

Данная технология позволяет разработать программу (конкретный план действий), направленную на решение проблемной ситуациис опорой на найденные в семье и ее окружении ресурсы.

Особое место в работе социального педагога занимает сопровождение социально-уязвимых семей. Социально-уязвимой является та часть населения, которая меньше защищена в обществе, у которой накапливается негативный социальный опыт. Между социально-уязвимыми семьями и школой может возникнуть дистанция: родители не ходят на собрания, не приходят на индивидуальные собеседования с сотрудниками школы. Такие родители, как правило, сами имели плохой контакт с учителями, у них закрепился «страх учителя» и школы в целом. Родители часто не понимают терминов, которые употребляет учитель, не понимают, что проблемы ребенка - это зачастую проблемы семьи. Они, как все родители, хотят, чтобы их ребенок добился успеха в жизни, но не верят, что это возможно из-за несостоятельности семьи. Следовательно, очень важно оказать психологическую поддержку таким семьям, повысить уверенность в собственных возможностях. Дети из социально- уязвимых семей очень часто не получают необходимой информации от родителей о возможностях выбора (например, маршрута обучения). Иногда родители пытаются выбрать для ребенка уровень образования, не соответствующий его возможностям, желая, чтобы он добился большего в жизни, чем они сами, или наоборот, «занижают ему планку». Ученик в условиях, не соответствующих его возможностям и склонностям, может стать агрессивным, совершать асоциальные поступки или полностью перестать учиться. Специалисты службы сопровождения помогают ребенку/подростку и его семье сделать правильный и осознанный выбор в отношении школьной карьеры и профессионального самоопределения. Более полную картину о социально-уязвимых семьях дает «Карта обследования семей, имеющих несовершеннолетних детей» (Приложение 3). Социально-уязвимые семьи могут получить помощь и со стороны внешних служб (районных и городских), но очень часто они просто не знают об этой возможности. Важно, чтобы сотрудники ППМС-центра оказали своевременную и качественную информационную поддержку таким семьям.

Важно отметить, социальный педагог, являясь сотрудником ППМС-центра, в своей работе по сопровождению семьи руководствуется основным принципом работы службы сопровождения «всегда на стороне ребенка», а также базовыми положениями Конвенции ООН о правах ребенка:

  • Все дети имеют право на специальную заботу и защиту. Вместе с тем, они не только объекты воздействия воспитателей, но и субъекты взаимодействия с ними, обладатели целого комплекса прав и возможностей их самостоятельного осуществления.
  • В решении любых вопросов, связанных с интересами детей, любыми учреждениями приоритет отдается этим интересам.
  • Семья рассматривается как естественная среда для развития благополучия детей и обеспечивается защитой и заботой с тем, чтобы она могла полностью реализовать свои обязанности в обществе.
  • Должно проявляться особое внимание к детям, находящимся в трудных (неблагополучных) условиях.
  • Очень важно изучение нормативно-правовых актов, касающихся защиты прав ребенка и его родителей и информационная поддержка всех участников образовательного процесса в данной области.

00 snegir 01

00 snegir 02

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

 Карта обследования семей, имеющих несовершеннолетних детей

  1. Состав семьи: мать, отец, бабушка, дедушка, только мать и отец, мать и отчим, мачеха и отец, одна мать или один отец, нет родителей.
  2. Количество детей в семье:
    • пять и более;
    • четыре;
    • трое;
    • двое;
    • один.
  3. Образ жизни и психологический климат семьи:
  •         здоровый образ жизни, атмосфера дружбы, взаимопонимания, эмоциональной близости;
  •         здоровый образ жизни, отношения ровные, но без эмоциональной близости;
  •         отношения в семье отчужденные напряженно-конфликтные;
  •         допускается жестокое обращение с детьми, другими членами семьи.
  1. Здоровье родителей:
  •          отец и мать практически здоровы;
  •          один из родителей отличается ослабленным здоровьем;
  •          отец и мать с ослабленным здоровьем;
  •          один из родителей инвалид либо пенсионер по возрасту;
  •          отец и мать инвалиды либо пенсионеры по возрасту.
  1. Образование родителей:
  •         оба (либо один) имеют высшее образование;
  •         оба (либо один) имеют незаконченное высшее образование среднее специальное образование;
  •         обо (либо один) имеют общее среднее образование;
  •         оба (либо один) имеют неполное среднее образование.
  1. Возраст детей, воспитывающихся в семье:
  •         наличие в семье детей ясельного возраста (до 3 лет);
  •         наличие в семье детей дошкольного возраста(3-6 лет);
  •         наличие детей школьного возраста.
  1. Посещение дошкольником детского сада:
  •          ребенок посещает государственный или частный сад;
  •          ребенок воспитывается дома неработающей матерью;
  •          ребенок воспитывается дома неработающей бабушкой
  •          ребенок воспитывается няней дома;
  •          ребенок чаще остается дома один.
  1. Место учебы, работы детей школьного возраста:
    • учеба в общеобразовательной школе, гимназии, лицее;
    • учеба в негосударственных школах, гимназиях;
    • учеба в среднем специальном заведении;
    • учеба и работа (указать, где): _______________________
  2. Наличие социальных отклонений у детей и подростков:
  •          уход из дома, бродяжничество;
  •          употребление наркотиков, токсических веществ;
  •          алкоголизация;
  •          правонарушения;
  •          другое _____________________________________________.
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес