Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Математическое путешествие - конспект урока

Нина Константиновна КОРОВАНЕНКО, учитель математики
ГБОУ «Академическая Гимназия № 56» Санкт-Петербурга

-

КОНСПЕКТ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ТЕМЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

-

Математическое путешествие - Гимназия 56

Предмет: Математика

Класс: 5

Цель урока: Подготовка к предстоящей контрольной работе, повторение и закрепление знаний по темам: «Степень», «Применение свойств действий при вычислении», «Решение задач на движение, на части, на уравнивание"; показать межпредметные связи урока математики, географии, истории, биологии, литературы, изобразительного искусства и краеведения.

Планируемые результаты:

  • предметные: умение применять знания в новой ситуации;
  • личностные: умение работать в команде, слушать собеседника, вести диалог, грамотно излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения;
  • метапредметные: уметь обрабатывать информацию, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий, оценивать результат своей деятельности.

Формы работы учащихся:

  • фронтальная;
  • индивидуальная практическая;
  • групповая.

Задачи урока:

Образовательные (формирование познавательных УУД)

  1. овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применение в повседневной жизни;
  2. формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности;
  3. применение теоретических знаний на практике;
  4. повышение мотивации к изучению предметов школьного курса;
  5. повторение основополагающих тем 5 класса по математике;
  6. оценка результатов вычислений с использованием различных приемов вычислений.

Развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. развитие познавательных интересов; любознательности учащихся; стремление к использованию приобретенных на уроке опыта деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса;
  2. развитие мышления и предметной речи, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
  3. умение получения новой информации; расширения кругозора;
  4. умение понимать и использовать средств наглядности (таблицы, схемы);
  5. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения задач,
  6. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД)

  1. воспитание внимания и аккуратности при выполнении практических работ;
  2. развитие коммуникативных навыков при работе в парах;
  3. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, выстраивать аргументацию.
  4. самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки результата учебной деятельности;
  5. поиск и устранение причин возникших трудностей;
  6. формирование качеств личности, необходимые человеку в современном обществе.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация к уроку в редакторе MicrosoftPowerPoint, раздаточный материал.

Тип урока: интегрированный урок с использованием ЭОР.

Тема урока и номер урока в теме: «Математическое путешествие», в теме главы № 4 «Использование свойств действий при вычислениях», урок №7

Базовый учебник УМК «Сферы. Математика 5» М: Просвещение, 2011 

 



 

План урока

Введение в тему:

  1. Разминка – задание на внимание-эпиграф урока;
  2. Устный счет – получение ключевого слова ВОЛГА;
  3. Графический диктант – формулировка учащимися темы урока;
  4. Маршрут путешествия по Волге;
  5. Сообщения учащихся о великой Волге, волжских городах, ученых, математиках, художниках и людях, прославивших эти города, исторические факты.

Основной этап – решение задач:

  1. Задание № 4 – задача от администратора – рассадка по каютам;
  2. Задание № 6 – задача из «Арифметики» Л.Н. Толстого;
  3. Сообщения учащихся о волжском городе Нижнем Новгороде;
  4. Физкультминутка «Солнышко моё» – проводит физорг класса;
  5. Задание № 5 – задача от кока теплохода;
  6. Сообщение учащихся о городах Чебоксары и Казани;
  7. Задание № 7 – задача от помощника капитана;
  8. Сообщение учащихся о городе Самара.

Итоги урока: Матушка-Волга – единение всех народов (татар, русских, чувашей).

  1. Что узнали нового на уроке? Что полезно повторить дома? Почему?
  2. Какие трудности возникли на уроке?
  3. Оцените свою работу.
  4. Награда активным ученикам.
  5. Домашнее задание – повторение образовательного минимума.

Ход урока

Введение в тему

  1. Учитель математики: сегодня у нас необычный урок. Мы с вами повторим пройденный материал по математике, по географии, по истории, по биологии, по литературе, живописи, по краеведению; будем готовиться к контрольной работе, отправимся в математическое путешествие (слайд 1). Убедимся в том, что эти предметы связаны между собой. Начнём урок с задания №1 на внимание – приложение №1. Задание: соедини последовательно числа от 1 до 8 и прочитай фразу – эпиграф урока (слайд 2).
  2. Задание «Устный счёт» – задание № 2. Решая примеры, вы получите ответы, которые замените буквами. Из букв вы сложите слово. Получили слово ВОЛГА (слайд 3).
  3. Послушаем сообщения, подготовленные ребятами о реке Волге (Приложение 2).
  4. Итак, мы будем путешествовать по Волге. Давайте посмотрим на карту нашего маршрута (слайд 5). Что объединяет эти 4 города? (Волга). На территории какого государства протекает река? (Россия).

Чтобы отправиться в путешествие, необходимо выбрать теплоход. Выполним графический диктант – задание №3, слайд №6. После выполнения задания обменяйтесь листами с ответами (взаимопроверка). Какие свойства, «маленькие хитрости», вы применяли в диктанте? Сформулируйте тему урока и расскажите, на каком теплоходе вы будете путешествовать. Тема – «Использование свойств действий при вычислениях»; название теплохода – «Л. Н. Толстой», слайды №6,7.

Основной этап

  1. Задание: решим задачу из «Арифметики» Л.Н. Толстого. Как великий русский писатель связан с математикой? Решим задачу по готовому чертежу из написанного им учебника по математике «Арифметика». Какого типа эта задача? (на уравнивание), задание №6, слайды №8,9. У доски и на листах учащиеся решают задачу, используя схематический рисунок.
  2. Чтобы вам было удобно наблюдать за красотами Волги, слушать учеников-гидов о волжских городах, необходимо выбрать каюты. Выполняем задание № 4 – задачу от администратора теплохода (по вариантам) и выполним взаимопроверку (слайды №10,11).
  3. Наше путешествие по Волге началось в городе Нижний Новгород (слайд №12). Послушаем сообщения ребят по плану: первое упоминание, достопримечательности, известные люди, жившие или прославившие город, учёные - математики.
  4. Вам необходимо размяться – музыкальная физкультминутка (слайд № 15). Проводят 2 ученика.
  5. Нам поступило задание от кока теплохода – задание №5, слайд №14 Математическая рыбалка. По схематическому рисунку отвечаем на вопросы. Какого типа эта задача? Какие виды рыб обитают в Волге? Их размеры.
  6. Устройтесь удобно и послушайте сообщения ребят-гидов о городах Чебоксары и Казань – слайды № 15 и 16.
  7. Заканчивается наше путешествие. Нам предстоит решить задачу от помощника капитана – задание № 7, слайд № 11.Узнаем путь от Казани до Самары (повторяем задачи на движение по реке).
  8. Итак, вы прибыли в город Самара. Ребята-гиды рассказывают о центре ракетостроения – городе Самара, известном русском живописце – И. Репине, творившем в селе Ширяево (слайд № 18).

Итоги урока, рефлексия

Наше путешествие подошло к концу. Подведем итоги урока (слайд № 19) и ответим на вопросы:

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Определите для себя, что полезно повторить дома. Почему?
  3. Какие трудности возникли на уроке?
  4. Оцените свою работу в классе.
  5. Активные ученики награждаются значками.
  6. Домашнее задание: повторите образовательный минимум.

Литература

  1. УМК "Сферы" Математика. Арифметика. Геометрия.5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе / [Е. А.Бунимович, Г. В.Дорофеев, С. Б.Суворова и др.]; издательство "Просвещение", 2013
  2. УМК "Сферы" Математика. Арифметика. Геометрия. Поурочное тематическое планирование.5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Л. В. Кузнецова, Л. О. Рослова, С. Б.Суворова]; издательство "Просвещение", 2010. 

Приложение № 1 (эпиграф)

Последовательно соедини цифры от 1 до 8 и прочитай получившуюся фразу. Запиши эту фразу в тетрадь.

-

Цифры Слово или фраза
3 начинается
1 «Путешествие
4 с одного
7 Восточная
2 В 1000 миль
5 шага…»
6 Лао-цзы
8 мудрость

-

Приложение № 2 (о реке Волге)

  1. Слово Волга означает «светлая».
  2. Волга – символ и любовь России.
  3. Ласково Волгу называют Матушкой.
  4. Волга – самая большая река в Европе.
  5. Длина Волги 3530 метров.
  6. В Волгу впадают 260 рек и притоков – река Кама, Обь и другие.
  7. Исток Волги на Валдае, устье – впадает в Каспийское озеро.
  8. Волга воспета во многих произведениях писателей, поэтов, музыкантов и художниках: «О, Волга – колыбель моя!..» – Н.А. Некрасов; «Невольно к этим грустным берегам меня влечет неведомая сила…» писал А.С. Пушкин; «Издалека долго – течет река Волга…» поётся в песне Л. Ошанина; И. Айвазовский написал картину «Пейзажи на Волге»; И. Репин «Бурлаки на Волге»; И. Левитан «Свежий ветер»; И. Шишкин «Первый мост через Волгу».
  9. На Волге действуют 120 гидроузлов и плотин.
  10. На Волге 8 крупных гидроузлов (Нижегородский, Куйбышевский, Чебоксарский).
  11. Волга превратилась в последовательно соединенные озёра – водохранилища, соединенных шлюзами; схема шлюзов встречается у Леонардо да Винчи.
  12. Куйбышевский (Жигулёвский гидроузел не имеет аналога в мире. Глубина шлюза 13 метров. Суда в шлюзе опускаются и поднимаются на 26 метров).

Приложение № 3 (Нижний Новгород)

  1. Население составляет 1,5 млн. человек.
  2. Основан в 13 веке, городом правил Александр Невский.
  3. В 1611году по призыву гражданина Кузьмы Минина собирается народное ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского от польских интервентов.
  4. В 16 веке построен Кремль, город ни разу не был захвачен.
  5. Нижний Новгород – родина Максима Горького.
  6. В городе похоронен Иван Кулибин.
  7. В Нижнем Новгороде родился известный математик Н. И. Лобачевский.
  8. Нижегородский край – всему миру известен семёновскими матрёшками, городецкой и хохломской росписью, казаковской филигранью, павловскими ножами; спуск к Волге – это Чкаловская лестница, самая длинная лестница, состоящая из 560 ступеней. В верхней части установлен памятник Валерию Чкалову.

Приложение № 4 (Чебоксары)

  1. Столица Чувашии.
  2. Город заложен в 14 веке.
  3. Уникальный город на берегу Чебоксарского водохранилища.
  4. Чувашская культура тесно переплетена с русской культурой.
  5. Родина В.И. Чапаева – героя гражданской войны.

Гордость Чувашии – её знаменитые земляки: родоначальник чувашской поэзии Константин Иванов, лётчик – космонавт Н.Н. Андриянов, учёный – офтальмолог Святослав Фёдоров.

Приложение № 5 (Самара)

  1. Население города более 1 млн. человек.
  2. Важнейший транспортный, экономический, научный и культурный центр России;
  3. Самара – центр космонавтики
  4. До 1990 года город назывался Куйбышев.
  5. На самарской земле жили Ф. Шаляпин, И. Репин, А, Толстой (автор «Золотого ключика»).
Добавить комментарий

Люди, участвующие в этой беседе