Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Журнал и его роль в образовании школьников

М. Л. Романькова,
учитель английского языка,
ГБОУ Гимназия № 56 (Санкт-Петербург)

Журнал и его роль в образовании школьников

Мы признательны блестящим учителям, но по-настоящему благодарны тем, кто
затронул наши человеческие чувства. Обязательные предметы это лишь фундамент, а
тепло сердца учителя это жизненно важный элемент для того, чтобы развить
и вырастить разум и душу ребенка
Карл Юнг

 

Педагогика во все времена точно отражала тенденции времени и, если так можно выразиться, в той или иной степени выполняла общественный заказ. Именно степень развития общества, его потребности определяли требования к образованию своих граждан, то есть формировали то, что мы сейчас называем «образовательным стандартом». Но помимо чисто образовательных функций, педагогика решает и воспитательные задачи. Более того, феномен этой дисциплины и состоит в неразрывной связи образовательной и воспитательной функции педагогики. Педагог, давая определенные знания ребенку, воспитывает в нем те или иные личностные качества. Мы знаем примеры тому, насколько политизированной может быть педагогика, как через знание она может формировать определенные политические взгляды. Это лишь один из многих примеров того, насколько мощным инструментом воздействия обладает школа.

Наше время – это время передовых технологий, поэтому многократно возрастает потребность общества в образованных людях. На повышение уровня образования нацелена каждая школа. Целью же Гимназии № 56 является формирование успешной личности, поэтому так широко развито в гимназии дополнительное образование. Но успешная личность далеко не всегда интеллигентный человек. Можно получить прекрасные знания, сделать успешную карьеру, но быть глухим и слепым духовно. Только творчество поможет преодолеть этот барьер.

Мы понимаем, что не всякому ребенку дано быть талантливым в области точных или гуманитарных наук, понимаем, что дети наши в каких-то областях менее, а в каких-то более одаренные, и в Гимназии педагоги стараются не использовать методы принуждения. Ребенок должен захотеть учиться – вот главная цель каждого педагога гимназии. Именно на это работает вся наша система дополнительного образования.

Вот простой пример. Каждый год многие ученики Гимназии вместе со своими педагогами отправляются в путешествие в страну изучаемого языка. Именно там ребята остро ощущают потребность в знании языка, завидуют своим сверстникам, которые легко и непринужденно чувствуют себя и в музеях, и на улице, и в магазинах, и беседуя со своими сверстниками. Чем вам не мотив к действию?

Если говорить о мотивации к освоению иностранного языка, то наша сегодняшняя жизнь создает эту мотивацию почти в любой сфере деятельности школьника: использование Интернета, общение с людьми за границей и в своем городе и т.д.

Кроме того, опыт работы с детьми разных возрастов показывает, что ребенок так или иначе стремится к известности, «публичности», стремится быть признанным и отмеченным и в детском коллективе, и во взрослой среде. То есть сильнейшая личностная мотивация заставляет детей искать себя на том или ином поприще. И если отсутствие талантов или робость удерживают ребенка от выступлений на публике, то некая опосредованная (через журнал) публичность, как правило, желанна для ребенка и заставляет его искать возможности творческого воплощения своих стремлений. Особенно ярко это проявляется у детей младшего и среднего школьного возраста.

И понятно, что это стремление завоевать признание можно и нужно использовать в обучении иностранному языку. Образовательная программа «Журналистский клуб» направлена, в первую очередь, на то, чтобы развить в ребенке мотивацию поиска, воспитать инициативного, самостоятельного, творческого человека.

Технологии, используемые в системе занятий по программе «Журналистский клуб» ориентированы на то, чтобы учащиеся получили такую практику, которая поможет им овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу общеобразовательной школы. Такая интеграция основного и дополнительного образования помогает ребенку повысить языковую компетентность, знакомит учащихся с основами журналистики, позволяет им сделать самостоятельные шаги не только к освоению этой интересной и востребованной в современном мире профессии, но и почувствовать себя создателем оригинального текста на иностранном языке, что, на наш взгляд, значительно важнее.

Содержание программы «Журналистский клуб» представляет собой углубленный вариант раздела «Развитие речи» учебного предмета «Английский язык», а также введение в журналистику как филологическую науку.

Программой предусмотрено как знакомство с некоторыми теоретическими аспектам, так и практикумы, результатом которых является создание журналистской продукции (школьного журнала на английском языке «Шалтай-болтай»).

Цель программы «Журналистский клуб» - создание условий для формирования и развития у учащихся:

  • интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики;
  • интереса к изучению английского языка, истории, культуры страны изучаемого языка;
  • умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  • творческого мышления;
  • способности к словотворчеству на иностранном языке;
  • коммуникативных навыков.

В процессе работы над журналом стали понятны и основные требования к уровню подготовки учащихся.

Во время по программе учащиеся приобретают конкретные знания:

  • лингвострановедческие;
  • о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;
  • о деятельности журналиста и других профессиях, связанных с журналистикой;
  • основных понятий и терминов, связанных с журналистикой;

и умения:

  • создавать сочинения разных жанров на иностранном языке;
  • соблюдать языковые нормы: орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические и пунктуационные – в устных высказываниях и самостоятельно созданных текстах;
  • работать с дополнительной литературой (словари, справочники, научно-популярные журналы, энциклопедии).

Виды деятельности учащихся тоже весьма разнообразны, это:

  • работа с прессой (анализ, отбор материала, анализ текстов);
  • работа со справочной литературой (словари; научно-популярные журналы, дополнительная художественная литература, справочники и т.п.);
  • интервьюирование на английском языке;
  • творческие командировки;
  • творческий практикум (создание текстов разных жанров);
  • создание иллюстраций к созданным текстам (рисунки, фотографии);
  • выпуск школьного журнала на английском языке «Шалтай-болтай».

Таким образом, программа «Журналистский клуб» имеет практическую творческую направленность, а работа учащихся, предполагающая написание текстов разных жанров на английском языке, способствует глубокому и полному усвоению знаний.

Кроме того, в деятельности по созданию школьного журнала есть и игровой момент, который тоже помогает создать дополнительную мотивацию у ребенка к познавательной и творческой деятельности. Кто-то из великих педагогов сказал: «Игра есть дитя труда». По-моему, это очень правильно, особенно, если эта игра помогает ребенку самостоятельно и без принуждения принимать решения и творить.

Журналистика – это деятельность ярких личностей и в то же время - коллективный труд. Поэтому перед учителем, работающим по этой программе, стоит задача найти среди детей тех, кому есть что сказать, тех, кто не боится рискнуть писать не на родном языке, а на иностранном, тех, кто таким образом готов учиться, тех, кто рискнет, чтобы поверить в свои возможности и способности.

Конечно, в самом начале работы по программе мечталось о том, что не только дети будут публиковаться на страницах журнала с таким симпатичным названием, но и коллеги-учителя поболтают немножко на его страницах о том, о сем, и заметьте, на английском языке. А может быть, и кто-то из родителей присоединится к нашей английской болтовне. Но пока это только в мечтах и планах. Хотя это кажется нам необыкновенно важным, так как жизнь любой школы зависит от того, насколько велико взаимопонимание между тремя участниками увлекательного и сложного процесса становления человеческой личности: детьми, учителями и родителями.

Итак, задачей N1 в самом начале нашего общего пути были люди. А точнее, №2, так как задачей №1 было осознание того, чего мы хотим от журнала, зачем все это затевается. Цели и задачи были определены, нужно было искать людей: детей и взрослых.

Самым легким делом оказалось найти желающих заниматься в «Журналистском клубе» среди детей. Многие с охотой откликнулись на призыв заниматься творчеством на английском языке, нести в редакцию свои рисунки и фотографии, писать статьи и рассказы, придумывать дизайн журнала. Мы наблюдали, как дети, имеющие проблемы с предметами гуманитарного цикла и с английским языком в частности, буквально преображались, когда с ними начинал работать учитель-консультант (тот же учитель английского языка), но только предметом разговора и анализа текста становилось не упражнение из учебника, а собственное творение. И то, что на уроках английского воспринималось с трудом как нечто отвлеченное и малоинтересное, вдруг «всплывало» в детской голове. Ребенок понимал, что у него есть «инструмент», данный ему учителем на уроке, но только теперь им можно пользоваться в своих собственных, только ему интересных и важных целях. А главное – он это может! Каким заинтересованным сразу становился разговор о теме текста, об особенностях лексики и грамматических конструкций, о стилях и типах речи, о порядке слов в предложении, орфографии и знаках препинания. Словом, с помощью творчества совершалось чудо познания. И все потому, что за всем этим стояло желание самовыражения, осознание самодостаточности и выхода за рамки, как правило, трагического детского и подросткового одиночества.

В процессе такой работы возникает то самое драгоценное и таинственное, что есть в педагогике: личностный интерес ученика и учителя друг к другу, появляется «интимность» во взаимоотношениях, когда два человека разного возраста и жизненного опыта приоткрывают друг другу свой внутренний мир. Право, есть для чего стараться! И после этого на уроке перед тобой сидит уже другой ученик: в глазах – проснувшейся интерес, это твой союзник, который теперь никогда не помешает, а поможет вести урок. Сколько гордости и радости испытывает ребенок, когда он видит плоды своего труда – журнал, опубликованный на сайте Гимназии (очень жаль, что нет возможности типографской публикации журнала и распространения его в средней школе).

И еще одно, пожалуй, самое важное: обсуждая с ребенком его текст (прозу/стихи), учитель как бы невзначай, без нравоучения и назидания подталкивает юного автора к размышлению над основополагающими жизненными принципами, иногда корректирует крайние, нетерпимые взгляды на жизнь, людей, демонстрирует иные точки зрения, иные отношения, тем самым заставляя ребенка размышлять, искать и находить верные пути в жизни и построении человеческих отношений. Работа взрослого в такой ситуации сродни работе ювелира-реставратора, которому доверили неповторимое, единственное произведение искусства.

Работа над созданием журнала – это бесконечный источник детского и взрослого творчества. Ребята сами придумывают рубрики и темы, не предполагая при этом, что делают первый шаг к более глубокому проникновению в тайны английского языка. Так, возникшая рубрика художественного стихотворного перевода, подтолкнула детей к желанию заняться сочинением оригинальных стихов на английском языке, а учителя - к большой работе летом для того, чтобы самому овладеть азами этой художественной деятельности.

Детский творческий коллектив – это особый мир, и проблемы, которые могут здесь обсуждаться, неисчерпаемы. Можно без конца рассказывать, как придумывается номер, его рубрики, как собирается иллюстративный материал, как трудно бывает сказать юному автору: «Нет, давай поработаем еще над твоим материалом, в таком виде он не может пойти в номер». Но самое главное, по-видимому, заключается в том, что журналистика, как и любое творчество, подталкивает тех, кто ею занимается хоть на русском языке, хоть на английском, думать, искать, учиться, пробовать, ошибаться и снова искать свою дорогу в жизни. Замечательно, что именно у нас в Гимназии есть такая возможность для творчества, для развития личности наших детей, воспитания духовности.

Приложение.

Страницы ежегодного школьного журнала «Шалтай-Болтай»

View the embedded image gallery online at:
http://nova56.ru/secondary/rolejournal#sigProGalleria0c79c59337

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес