Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Творческая работа учащихся вне урока химии

 

В самом названии темы, на первый взгляд, уже скрыта некая провокация. Почему вне урока? Значит ли это, что на уроке нет места полёту фантазии и творчеству? А как же перегруженность учебной программы, по химии в том числе? А объём домашних заданий? Охотно согласимся с этими доводами. И тем не менее... Творчество возможно и необходимо. Учителю интереснее и легче работать, созидая, творя. Ученику важно почувствовать себя личностью, которую способны понять и оценить. Но для этого стороны должны сформулировать цели, задачи и разработать конкретные технологии. Как далека эта сентенция от вдохновения, подумаете вы, и ошибётесь. В предложенной работе даны некоторые решения этой вечной проблемы.

                    Тематика творческих работ по химии для учащихся 8 класса

                                                            I четверть

Темы из учебной программы по химии (О. С. Габриелян).

«Простейшие операции с веществом. Химический практикум».

«Приёмы обращения с лабораторным оборудованием (правила по технике безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с нагревательными приборами)».

Тема творческой работы: «Плакат по технике безопасности».

Учащиеся начинают изучать химию только с 8 класса. К этому времени у них уже сформировано некое представление о веществе, его природе, превращениях на уроках физики и биологии. Очень важно заинтересовать учеников предметом уже с первых уроков, где изучаются основные понятия химии. Программа О. С. Габриеляна позволяет в первой теме «Введение. Предмет химии» использовать эксперимент. В теме «Превращения веществ» учитель уже на 2 уроке может показать и доказать, что химия - это наука о веществах и их превращениях. Целесообразно скорректировать программу так, чтобы практические работы первого блока (6 часов) проводились не в конце темы 4, а логично дополняли содержание изучаемого материала. Это облегчает процесс усвоения и даёт положительные результаты. Тема первой творческой работы в этой связи выглядит весьма уместно.

Большинство правил по технике безопасности изучается на конкретных уроках, учитель их проговаривает и показывает. Кроме того, все правила приведены в химическом практикуме (стр. 105-110 учебника О. С. Габриеляна для 8 класса). Ученики с удовольствием выполняют эту творческую работу и часто предлагают нестандартные варианты решения этой «скучной» темы.

001 gamola

Очень важный момент - презентация работ. Это нужно сделать привлекательно для учеников, оценить всех по достоинству. Первый опыт очень важен, он поможет развивать эту идею в будущем. Мы устроили выставку работ, ребята оценили лучшие. У каждого была одна фишка, т. е. один голос, который нужно было отдать автору лучшей работы. Всё было публично, открыто. Надо сказать, что ученики весьма объективно оценили работы своих одноклассников. Лауреаты в каждом классе были награждены грамотами, затем были выбраны лучшие работы в параллели.

Существенно, что эта творческая работа не являлась обязательной, в ней приняли участие около половины учеников. Но резонанс был большой. Агитировать за выполнение второй творческой работы уже не пришлось. Все плакаты, удостоенные призовых мест, постоянно используются на практике и «работают» эффективнее, нежели сухие правила по технике безопасности, которые представлены в текстовом варианте в кабинете химии.

                                                        II четверть                                                 

Тема из учебной программы №3. «Соединения химических элементов».

Тема творческой работы «Рассказы о веществах».

Эта тема может быть реализована не только в 8 классе, она многогранна. Но начать создавать свой сборник химических рассказов можно именно в середине 8 класса.

На месяц даётся задание для «писателей» и «художников». Например, придумать обложку книги или написать рассказ об известном веществе. Работа не является обязательной, но участников уже гораздо больше, чем в первый раз.

Ученики уже многое знают из курса химии, поэтому работают с увлечением. Им известны металлы и неметаллы, бинарные соединения, основания, кислоты, соли.

Презентация работ проводится иначе. Нужно обозначить срок подачи материалов и форму представления. Целесообразно ограничить объём до двух компьютерных листов формата А4, работы должны быть в прозрачном файле (кармашке). Это позволяет сразу сформировать папку работ класса, а затем и библиотеку творческих работ по химии. За неделю до презентации учитель собирает работы, внимательно их изучает и оценивает. Оценки ниже «4» ставить нецелесообразно. На уроке-презентации авторы зачитывают свои работы, демонстрируют рисунки. Ученики выбирают лучшие работы голосованием.

Существенно, что у автора есть право не выступать публично. Это во многом смягчает стресс от выступления перед классом. Таких случаев мало, но свобода выбора должна быть обязательно.

002 gamola

Эта тема может иметь логическое продолжение в качестве творческого задания на лето. «Вещества, которые я встречал летом». Это работа I четверти 9 класса. Презентацию можно организовать аналогично, но украсить её фотографиями и экспонатами, которые ученики привозят из путешествий.

Вот пример работы на названную тему.

Н. Голованова, 8-6 класс

                                                      Солёное лето 2008

Летом мы поехали на юг. Дорога туда неблизкая, два дня на поезде ехать. Сели обедать, и тут выяснилось, что соли с собой никто и не взял. Вот незадача. Такое казалось бы незначительное вещество - хлорид натрия NС1, а без него никак. И помидоры не такие вкусные, и пища не так хорошо усваивается. Трудно человеку обходиться без соли. Все мы любим соленые огурчики и квашеную капусту. Хорошо, что соседи наши по купе не забыли про соль.

Так вот до моря и добрались. И что вы думаете? А море-то соленое!

Огромное количество соли содержат в себе воды морей и океанов. Солью, извлеченной из Мирового океана, можно было бы засыпать всю сушу земного шара слоем в 130 метров. А вода в море совсем невкусная. Зато плавать в соленой воде значительно легче, чем в пресной, так как она плотнее. Какое удовольствие плескаться и нырять в теплом море!

А если одеть маску и нырнуть поглубже, то можно насобирать очень красивых перламутровых многоцветных ракушек. А из чего же состоит такая ракушка? А состоит она из соли, которая называется  карбонат кальция СаСОз. Эта соль нерастворима в воде, из нее строят покровы своего тела многочисленные морские животные (моллюски, раки). У меня дома есть теперь много таких раковин.

Мы жили в палаточном лагере. Наш лагерь находился у подножия известковых гор. Такие горные породы называются известняками СаСОз. Опять соль. Только на этот раз мы взбирались по ней вверх. Из известняка строят дома. На Украине, где мы были, очень часто встречаются такие жилища.

Жаль, что так быстро пролетело лето. Вот мы и дома. Соскучились по нашему родному городу. Идем, гуляем… И что мы видим? Опять карбонат кальция, только на этот раз он предстал перед нами в виде мрамора. Это замечательный строительный камень, его очень любили использовать в своих проектах архитекторы нашего города.

Наступил сентябрь. Дети пошли в школу. Такая привычная картина: ученик пишет мелом на доске. А что же такое мел? А это уже знакомый нам карбонат кальция СаСОз - соль.

Вот такое соленое лето.

                                                              III четверть

Тема учебной программы «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

Тема творческой работы «Выращивание кристаллов. Дневник наблюдений». К середине 8 класса ученики уже готовы к выполнению первой серьёзной исследовательской работы. Разумеется, сначала учителю нужно дать теоретическую базу, рассказать о процессе растворения веществ, растворимости, дать методику выращивания кристаллов. Уместно провести экскурсии в музеи, лаборатории. В Санкт-Петербурге это НИИ геологии, кафедра кристаллографии в СПбГУ. Существует достаточно видеоматериалов по этой теме, обязательна демонстрация «живых» кристаллов школьной лаборатории.

На эту работу нужно дать один месяц, предварительно обговорив номенклатуру веществ, их стоимость и место, где их можно купить. Опыт показывает, что выращивать кристаллы будет вся семья.

Важной особенностью этой работы является дневник наблюдений. В нём три раздела: вещество, время наблюдений, ход работы. Дневники наблюдений предоставляются учителю за неделю до презентации и оцениваются им.

Сама презентация (целый урок из резервного фонда часов) состоит из демонстрации кристаллов и анализа наблюдений. Участие в конкурсе по-прежнему добровольное, но агитировать уже никого не приходится. После этой творческой работы в кабинете химии возникает целая минералогическая коллекция.

                               

Пример Дневника наблюдений

Вождаев Алексей Павлович, 8в класс

Вещество: бихромат натрия (натрий двухромовокислый). Время наблюдений: с 25.11.08 по 09.12.08: всего 14 суток.

 Ход работы:

1.      Приготовление насыщенного раствора.

2.      Наблюдения за кристаллизацией.

3.      Вывод.

С самого начала исследования кристаллизация протекала бурно, но изначально кристаллы были небольшого размера. В процессе наблюдения за кристаллизацией я заметил, что первые два раствора положили начало множеству кристалликов очень маленького размера, а их преобразование в единые, монолитные кристаллы среднего и крупного размера началось лишь при смене второго раствора на третий. Я думаю, что это произошло в связи с тем, что первые два раствора я держал по четыре дня. Я заметил, что кристаллизация протекает несколько заторможенно, вследствие этого мне в голову пришла гениальная мысль: оставить третий раствор на несколько бОльший срок: на 6 дней. И мои изыскания оказались беспрецедентно, абсолютно верными! Это обуславливалось тем, что вся интенсивность выработки кристаллического материала из насыщенного раствора натрия двухромовокислого приходилась лишь на пятый и шестой день стояния раствора.

Мне очень понравилась работа по выращиванию кристаллов. Это работа, требующая усидчивости и терпения. Я очень доволен своим результатом и надеюсь, что это не последняя интересная практическая работа по химии.

                 

Дневник наблюдений А. Бескашновой, 8а класс

Вещество: Глауберова соль.

Время наблюдений: С 27 ноября до 8 декабря.

Ход работы:

Я, следуя указаниям учительницы, приготовила пересыщенный раствор из глауберовой соли и спустя 25 минут положила в банку шерстяную нитку, в конце которой я привязала кусочек картона.. Через 3-4 дня я заметила на поверхности моего раствора тонкую корочку соли, похожую на лед, а спустя 2 дня на моей нитке стали расти маленькие кристаллики. Когда я заметила, что кристалл перестал увеличиваться, я снова приготовила еще один раствор и пересадила мой кристалл в него, но он растворился. Я решила еще раз попробовать его вырастить, и когда кристалл перестал расти, я, вместо того чтобы сделать новый раствор и пересадить кристалл в него, просто вытащила его и оставила сохнуть. В растворе кристалл казался прозрачным, но когда он высох, то стал беловатого мутного цвета. Я отрезала нитку, пересадила его в коробочку, обложила мой кристалл ватой и в таком виде принесла его в школу.

                                        

                                                           IV четверть

Тема этой творческой работы была продиктована самой жизнью.

Мы с учениками, многое узнав, поняв и пережив на уроках химии, пришли к выводу, что нам нужен некий символ, герой. Так возникла тема «Химический герой».

Это мог быть макет, модель, рисунок, рассказ от лица героя. Форма любая, но важнейшим оставалось содержание!

Результаты превзошли все ожидания. Это было настоящее многогранное творчество. Теперь в кабинете «живут» и участвуют в уроках Мистер Ксенон, Хим и Ческий, Колба, Мистер Пробиркин, Менделеев - сан и т. д.

Т. Киселёва, 8д класс.

Здравствуйте, уважаемая Галина Ивановна!

Наверное, получив это письмо, вы очень удивитесь, когда узнаете, кто его автор. Скажу вам сразу, что формально мы не знакомы, однако видимся с вами практически каждый день. Нет, не подумайте, я не ваш сосед, не родственник, не ученик. Я просто живу в 56-ой гимназии, по адресу кабинет 401-ый, лаборантская, а имя мое Колбан Петрович. Вместе со мной живет жена - Колба Васильевна и дочка - Колбушенька. Свою супругу я встретил еще в стеклодувной мастерской, откуда мы оба, собственно, родом. Так получилось, что при транспортировке нас поместили в одну коробку, и мы сразу же нашли общий язык. Потом мы попали в какой-то Петербургский институт, где нас долго держали на сыром, холодном складе. Мы с Колбой много общались, поддерживали друг друга и в какой-то момент окончательно поняли, что нам пора пожениться. Свадьба состоялась прямо на той полочке, где мы и жили: народу было немного, с нами праздновали лишь друзья и некоторые родственники. Спустя несколько месяцев после этого радостного события в исследовательский институт поступила новая партия химической посуды, и мы немедля удочерили нашего нынешнего ребенка. В вашей школе моя семья совсем недавно: как вы, наверное, и сами помните, нас принесли сюда практиканты в позапрошлом году.

В прошлую субботу, на лабораторной работе, я познакомился с одной вашей ученицей, восьмиклассницей Таней, и она с радостью согласилась записать все то, что вы сейчас читаете. К сожалению, сам я в школу не ходил и поэтому грамотой не владею, так же, как мои жена и дочка. А сообщить я вам хотел вот о чем: несколько дней назад я услышал о творческой работе, посвященной некоему химическому герою, и решил выставить на это почетное звание свою кандидатуру. Дело в том, что я знаю практически все элементы в лицо, не раз виделся с ртутью, кальцием, встречал многих солей, кислот и оснований. Я лично знаком с золотом и серебром! Все вещества, с которыми я когда-либо общался, очень любят и уважают меня, можно сказать доверяют мне всю свою судьбу во время различных экспериментов и практических работ. Я терплю непосед, которые так и стремятся взорваться или выскочить наружу, помогаю более застенчивым проявить себя в дуэте с различными веществами. Кстати, приходилось не раз выступать и в роли свахи! Если бы не я  - сколько интересных опытов не увидели бы ребята из 56-ой гимназии! Если честно, то я так хочу, чтобы мой портрет попал на стены 401-го кабинета... Как бы мной гордилась Колбушенька! Я думаю, что меня можно назвать символом химии, ведь эта наука не существовала бы без экспериментов и такой посуды, с помощью которой их можно осуществлять. Надо сказать, что я оптимистичная емкость и искренне надеюсь, что вы дадите мне титул заслуженного оборудования для кабинетов нашей школы. В подарок посылаю вам наше семейное фото, сделанное примерно пару месяцев тому назад.

Ваш верный друг и надежный помощник, Колбан Пробирков.

Организация подобных творческих работ требует определённых усилий от учителя: необходимо придумать тему, которая заинтересует учеников, организовать и контролировать её реализацию, объективно и публично оценить работу, сделать достойную презентацию, наградить учеников, сформировать библиотеку творческих работ с каталогом, опубликовать лучшие работы... Это на одной чаше весов, а что на другой? Что в сухом остатке, как говорят химики. А там - главное: радость совместного творчества, формирование активной самостоятельной личности. А это дорогого стоит.

 

 

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56