Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Применение при подготовке к ЕГЭ технологии «Дебаты»

Переход к такой форме выпускной итоговой аттестации, какой является Единый государственный экзамен, повлек за собой по сути дела революционные изменения. Необходимость успешного  прохождения учащимися выпускной итоговой аттестации в формате ЕГЭ заставляет коренным образом пересмотреть формы и методы организации изучения учебного материала, текущей и промежуточной аттестации, искать новые подходы и модернизировать педагогические технологии.

В Гимназии № 56 в новых конкретных условиях решения образовательных и воспитательных задач уже в течение двух лет проходят занятия Школы тестовой культуры. Указанная форма учебной деятельности позволяет успешно решать многие достаточно сложные задачи  как при изучении учебного материала, так и при подготовке к итоговой аттестации в формате ЕГЭ. Это не в последнюю очередь связано с тем, что «уроки» Школы тестовой культуры жестко не формализованы и предполагают разнообразие форм и методов проведения занятий, что особенно важно при изучения учебного материала школьного курса обществознания.

Данный учебный курс весьма востребован в связи с тем, что многие высшие учебные заведения запрашивают результаты ЕГЭ по этому предмету как одно из необходимых условий зачисления. Этим в немалой мере обусловлен довольно высокий спрос на занятия поданному курсу. С другой стороны, школьный курс обществознания отличается как широтой, так и сложностью содержания, с чем согласны не только педагоги-обществоведы. Обществознание — интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук - наук о человеке и обществе, - учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе. Этими науками являются философия, социология, социальная психология, политология, правоведение, культурология, экономическая теория. Поэтому предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе и имеет ряд других особенностей.

Основы шести общественных наук представлены в рамках курса неравномерно, как, впрочем, и в заданиях ЕГЭ. Так, например, львиную долю вопросов блока А составляют вопросы по правоведению и экономике, а в заданиях блока С доминирует философия. Общеизвестно, что данные общественные науки требуют несколько разных подходов при преподавании, так как по-разному воспринимаются и усваиваются учащимися.

Переход к итоговой аттестации в формате ЕГЭ  едва ли не повсеместно привел к тому, что учителя отдают приоритет тестированию, письменным работам, что нередко негативно сказывается на развитии навыков устного ответа. Вместе с тем известно, что полное осознание вопроса происходит лишь тогда, когда и сам вопрос и способ его разрешения могут найти вербальную формулировку. Задания блока С единого государственного экзамена,  предполагающие выделение главного и второстепенного, аргументированное представление собственной точки зрения, собственного суждения по предложенной проблеме, предполагают наличие тех умений и навыков, которые позволяет сформировать технология «Дебаты». Преподаватель должен способствовать развитию когнитивных стратегий (идентификация фактов, сравнение, классификация, обобщение, выстраивание доказательств и др.), информационных стратегий (поиск и выделение информации, ее представление), которые необходимы при работе с различной литературой, информационными справочными материалами. Тем самым остается возможность  отойти от гипертрофии тестирования: подходя к работе по подготовке к единому государственному экзамену творчески, используя активные формы и современные методики обучения.

Не секрет, что довольно много коллег в других учебных заведениях подготовку к ЕГЭ восприняли прежде всего как необходимость натаскивания на вопросы экзаменационных тестовых заданий. Такой подход малопродуктивен, если не сказать точнее - порочен. Задания ЕГЭ варьируются и легко переформатируются их составителями, благо формат ЕГЭ позволяет это сделать практически без ущерба содержанию.

Школа тестовой культуры позволяет как уйти от этой порочной практики, так и в известной степени компенсировать недостаток учебных часов. Наличие занятий Школы тестовой культуры в учебном плане дополнительного образования позволяет сосредоточиться на уроках, прежде всего на изучении содержания учебного материала, позволяет более глубоко изучать сложные для учащихся вопросы учебного курса. Занятия Школы тестовой культуры, в свою очередь, позволяют сосредоточиться на структуре ЕГЭ, форме и языке экзаменационных тестовых заданий, способах и методах их решения.

Развитие современного школьного образования во многом основывается на инновационных идеях, методиках, технологиях. Разновидностью их является технология «Дебаты», функции которой в учебном процессе могут быть весьма многообразны, а ряд связанных с ней технологий, форм  и методов не утратили своей актуальности и в условиях перехода к письменным формам выпускной итоговой аттестации учащихся.

Многие элементы образовательной технологии «Дебаты» могут быть успешно включены в образовательный процесс. Состоявшийся окончательный переход к итоговой аттестации по окончании средней школы в форме письменного ЕГЭ вполне естественно обусловил большее внимание к письменным работам тестовой формы в формате ЕГЭ. Тем не менее, учитывая деление итоговой работы на блоки заданий разной степени сложности, следует отметить, что переход к ЕГЭ оставляет достаточно широкое поле для применения современных образовательных технологий в старших классах средней школы. Среди них особо следует выделить технологию «Дебаты».

Эффективность использования дебатов при подготовке к сдаче ЕГЭ во многом зависит от осознания учителем возможности и целесообразности их применения и соотнесения формата дебатов с форматом ЕГЭ.

Дебаты предполагают серьёзную предварительную подготовку учащихся. На этой стадии часто используются методы, позволяющие стимулировать творческое и критическое мышление учащихся, такие, как мозговой штурм, структурирование проблем и некоторые другие. Данная технология мотивирует учащихся к поиску решения проблемы, развивает аналитическое мышление, умение выстраивать логические цепи, синтезировать найденные решения, развивает креативность, способность объективной самооценки и взаимооценки.

Принципиальным отличием технологии «Дебаты» является ориентация не только на глубокое и уверенное знание, а на приобретение обучающимися позитивного опыта самостоятельной работы. Следует прежде всего обратить внимание на организацию самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся по подбору, систематизации и освоению материалов к дискуссии в форме дебатов. Публичное выступление в ходе дебатов предполагает умение ясно, аргументировано представить и отстоять свою точку зрения. Для этого необходимо выделить и четко определить ключевые понятия, подготовить и построить линию аргументации, завершить выступление обоснованным выводом.

Все это требует овладения навыками сбора, систематизации, обработки и критической оценки информации, необходимой для проведения дискуссии. Такого рода деятельность создает широкие возможности для развития логического и критического мышления столь необходимые сейчас практически во всех сферах деятельности. Это и становится особенно ценным при работе над заданиями блока С на занятиях Школы тестовой культуры. При выполнении заданий блока С необходимо уметь:

  1. проанализировать фрагмент текста на основе заданий к нему;
  2. раскрывать понимание какого-либо теоретического положения на конкретном примере;
  3. решить задание-задачу, содержащую условие в виде ситуации или высказывания на основе вопросов к ней;
  4. перечислять признаки какого-либо явления, объекта одного класса;
  5. написать краткое сочинение-эссе научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение по теме, выделив при этом проблему и аргументировав суждение по поводу нее на основе оперирования понятиями обществоведческого курса, знания фактов общественной жизни, использования личного опыта для обоснования своей позиции.

На занятиях Школы тестовой культуры, таким образом, то, что в дальнейшем будет представлено в письменной форме, может быть отработано устно, обсуждено в процессе совместной работы. Это позволит лучше понять технологию выполнения ряда заданий, конкретизировать представления о предъявляемых требованиях и критериях оценки.

Дискуссионная среда - обязательное средство преподавания на профильном уровне. Ведение дискуссий, споров, дебатов предполагает наличие основательной культуры ума, знаний, навыков самообразования и других специальных навыков. Дискуссии позволяют максимально активизировать мыслительную деятельность.

Если попытаться структурировать дискуссию как форму интеллектуальной деятельности, то получим следующую картину: цель дискуссии - это решение проблемы; средство - выдвижение гипотез и проверка их в споре; результат - вывод, который удовлетворит всех или большинство. Это возможно лишь при активном участии всех мыслительных процессов, но все же для дебатирования в большей степени необходимо достаточное развитие критического мышления. Критическое мышление является основой дебатирования. Это есть процесс формулирования, идентификации, уточнения и обоснования мыслей и идей, их непрерывной проверки и испытаний. В дебатировании умение критически мыслить так же важно, как скальпель в хирургии: оно позволяет дебатирующему "врезаться" в тему и выдвигать четкие, тщательно продуманные и хорошо обоснованные аргументы. Но критическому мышлению трудно обучать. Критическому мышлению не научить лекциями. Научиться этому можно только на практике: выдвигая аргументы, защищая их  и выслушивая оппонентов.

На занятиях Школы тестовой культуры такими, своего рода, оппонентами могут выступить товарищи по учебной группе, учителя, авторы учебных пособий.

Дебаты учат организовывать мысли, представлять их точно и убедительно, открывая все грани интеллектуальных способностей, навыков, компетенций.

Дебаты, в данном контексте рассматриваются как цивилизованный полилог участников образовательного процесса, организованный для представления мнений, позиций сторон; рассмотрения существующих  проблем с различных точек зрения, выработки оснований для сближения позиций сторон и принятия планов совместных действий участников.

Технология “Дебаты” универсальна по своему характеру, так как может быть наполнена любым содержанием, использоваться при изучении любого предмета, так как является одним из способов развития коммуникативной компетентности, с одной стороны, и навыков социального взаимодействия, с другой.

Литература

  1. Аверьянова Г. И.ЕГЭ-2009. Обществознание. Тематические тренировочные задания. - М.: Эксмо, 2009
  2. Баранов П.А., Воронцов А.В. , Шевченко С. В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. -  М.: АСТ Астрель, 2009
  3. Боголюбов Л.Н. Проблема интегративного и дифференцированного курсов обществоведения в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе, 2004, №3
  4. Дахин А. Компетенция или компетентность: сколько их у российского школьника?// Народное образование, 2004, №4
  5. Дебаты: проблемы, исследования и перспективы. Сборник. – Рига: Педагогический центр "Эксперимент", 2002
  6. Домашек Е.В Обществознание в тестах. Готовимся к ЕГЭ / — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
  7. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Перспективы для высшего образования. - СПб: Скифия, 2003
  8. Казакова Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха. – СПб.: «Пресс-атташе»,1997
  9. Кларин М. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995
  10. Петюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - М., 2001
  11. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. – СПб.: Лань, 1996
  12. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам / Дебаты: учебно - методический комплекс / Под общей редакцией Л. А. Бабайцевой. - М., 2002
  13. Селевко, Г. Компетентности и их классификация. // Народное образование, 2004, №4
  14. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении// Преподавание истории и обществознания в школе, 2004, №3
  15. Современный студент в поле информации и коммуникации. Учебно - методическое. пособие / Т.Г. Галактионова, С. И. Заир-Бек и др. - СПб., 2000
  16. Стандарт полного (общего) образования по обществознанию (включая экономику и право). Профильный уровень// Преподавание истории и обществознания, 2004, №10
  17. 1000 способов расположить к себе собеседника Как вести переговоры. Как выступать публично. Как побеждать в спорах. Как убеждать оппонентов / авт.-сост. И.Н. Кузнецов .— Минск : Харвест, 2006 
Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56