Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Методические рекомендации

Майя Борисовна ПИЛЬДЕС,
Директор ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга,
Кавалер Ордена Почёта, Народный учитель РФ, Отличник народного просвещения РФ,
 Знак За гуманизацию школы Санкт-Петербурга,
учитель русского языка и литературы

-

Методические рекомендации

Вопросы на знание текста как способ выявления читательского восприятия

-

Майя БорисовнаОдним из способов выявления уровня читательского восприятия учащихся является опрос на знание текста. Данный вид работы стимулирует репродуктивную деятельность класса. Однако на первом этапе изучения художественного произведения это крайне необходимо, поскольку учитель должен убедиться в том, что текст прочитан, что нет существенных ошибок в понимании фабулы произведения, в характеристике героев, не искажена авторская концепция. Предлагаемые вопросы обращают учащихся к наиболее значимым, запоминающимся фрагментам текста, потому в качестве заданий не могут быть предложены вопросы, детализирующие содержание прочитанного. Важность данной работы и в том, что учащиеся обращаются к форме работы, незаслуженно забытой на уроках литературы – пересказу, переоценить который в рамках уроков развития речи невозможно.

При завершении изучения художественного текста учащимся могут быть предложены вопросы, позволяющие выявить не просто детальное знание текста, но и понимание идейного замысла произведения, своеобразие художественных персонажей. В данном виде работы развернутый ответ не предполагается. Здесь ответ должен быть предельно конкретен и точен.

Подобные виды работы обрамляют изучение текста художественного произведения и во многом стимулируют читательскую деятельность учащихся.

Вашему вниманию предлагаются примерные вопросы, предваряющие изучение художественных произведений.

Вопросы на знание текста

«Бесприданница»:

  1.  Почему Лариса соглашается выйти замуж за Карандышева?
  2. Из-за чего ссорятся Паратов и Карандышев?
  3.  Кто такой Робинзон и откуда он взялся?
  4.  Что заставило Карандышева взбунтоваться?
  5.  Какое предложение делает Кнуров Огудаловой?
  6. Как погибает Лариса?

«На дне»

  1. За что Сатин был посажен в тюрьму?
  2. Как попали на дно барон и Бубнов?
  3. Какую историю любви рассказывает Настя?
  4. Что советует Лука Пеплу?
  5. Как разрешился в пьесе «любовный» конфликт?
  6. Какова судьба Актера?
  7. Расскажите «Притчу о праведной земле».

«Война и мир» ( 1 том)

  1. Как впервые появляется в романе Наташа Ростова?
  2. За что был разжалован Долохов?
  3. Почему разворачивается борьба за мозаиковый портфель?
  4. С какой целью приехал В Лысые Горы князь Андрей?
  5. Какая неприятная история произошла у Николая Ростова с теляниным в полку?
  6. Где впервые появляется в романе Кутузов?
  7. О каких двух сражениях идет речь в первом томе? Каков их исход?
  8. Почему не состоялось сватовство Анатоля Курагина?
  9. При каких обстоятельствах состоялась помолвка Пьера?
  10. С какой целью едет в армию Андрей Болконский?
  11. Что понимает князь Андрей под небом Аустерлица?

     «Капитанская дочка»

  1. Для какой цели Петруша Гринев вынужден был просить сто рублей у Савельича?
  2. При каких обстоятельствах встретились впервые Гринев и Пугачев?
  3. Какой сон приснился Гриневу в пути?
  4. За что Гринев вызвал Швабрина на дуэль?
  5. Почему Пугачев помиловал Гринева?
  6. Какой вопрос обсуждался на военном совете в Оренбурге? Какое было принято решение?
  7. С какой целью Гринев возвращается в осажденную Белогорскую крепость?
  8. Какую роль сыграл Швабрин в аресте Гринева?
  9. Почему Гринев был помилован императрицей?

 Заключительный тест по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Определите, чьи портреты даны в следующих фрагментах:

1. «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глаза».

2. «Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками. Глаза ее блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо при последнем освещении догоревшего огарка».

3. «Это была высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет… смуглая такая, точно солдат переряженный, но … совсем не урод. Доказательство – многим нравится. Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная. А улыбка у ней даже очень хороша».

 4. «Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брезгливою физиономией… Лицо его весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светловыбритого  блиставшего подбородка».

Определите, кому принадлежат помещения:

5. «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее видно было из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый… комната была проходная.»

6. «Это была крошечная клетушка шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок… лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них уже давно не касалась ничья рука…»

Определите, кому принадлежат следующие высказывания:

7. «Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть,  существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, - и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя служению всему человечеству и общему делу… Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика».

8. «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время. когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти… ведь надобно же, чтоб у всского человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели».

9. « Нам вот все представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность. Мне, знаете, в этом роде иногда мерещится».

Определите, о ком сказаны следующие слова:

10.  «Да, дама горячая, гордая и непреклонная. Пол сама моет и на черном хлебе сидит, а неуважения к себе не допустит…»

11. «…по крайней мере по многим признакам, человек весьма почтенный, человек положительный, но во многом разделяет, как он сам выразился, убеждения новейших поколений наших…несколько как бы тщеславен и очень любит, чтоб его слушали. К тому же человек расчетливый»

Определите, кого характеризуют авторские высказывания:

12. «Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чем он как-то не принимал участия. Занимался он усиленно, не жалел себя, и за это его уважали, но никто не любил. Был он очень беден и как-то надменно горд и несообщителен: как будто что-то таил про себя».

13. «Это был необыкновенно веселый и сообщительный парень, добрый до простоты. Впрочем, под этой простотой таилась и глубина и достоинство. Был он очень неглуп, хотя и действительно иногда простоват… иногда он буянил и слыл за силача … был еще тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его».

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56