Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Сообщество педагогов в США

Зинаида Вячеславовна ЗИМИНА, учитель английского языка
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга

-

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИДЕИ «ОБУЧАЮЩЕГОСЯ СООБЩЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ» В ПРАКТИКЕ АМЕРИКАНСКОЙ ШКОЛЫ

-

Статьи педагогов Гимназии 56

В настоящее время проблема качества образовательных результатов занимает одно из центральных мест в педагогической науке и практике, при этом международные исследования выявили, что одним из определяющих факторов успешности обучения является качество персонала школы. Перед всеми системами образования возникает следующая проблема – важно не только отобрать на должность учителя кандидата, обладающего отличными предметными знаниями и предрасположенного к этой профессии, но также важно создать учителю условия для развития и совершенствования своих навыков. [1] 

Широко распространенной стратегией за рубежом, способствующей решению этой задачи, является создание в школе так называемого «обучающегося сообщества профессиональных педагогов» (ОСПП). Иностранные авторы обозначают данным термином и небольшие группы учителей, которые совместно изучают конкретную педагогическую проблему, и целые школы, в которых существуют такие группы, и систему профессионального взаимодействия внутри школы. [2] Тем не менее, основной признак ОСПП остается неизменным – объединение учителей для изучения какой-либо области профессиональной практики. Для того, чтобы дать правильную оценку роли феномена ОСПП в развитии зарубежной школы, необходимо обратиться к истории его возникновения, что связано с системой образования США.

К 1980-м годам в американской системе образования накопилось критическое количество недостатков, что нашло отражение в документе под названием «Доклад Национальной комиссии по совершенствованию образования: Нация в опасности». [3] После опубликования этого документа начались масштабные мероприятия по реформированию всей системы образования, включая не только профессиональную подготовку педагогических кадров, но и их дальнейшую преподавательскую деятельность. Американские исследователи обращали внимание на различные недостатки в работе образовательной системы, в частности на то, что характеру работы школьного учителя присущ глубокий индивидуализм. Исторически сложилось так, что учителя работают в условиях физической и эмоциональной изоляции. Как правило, они не делятся идеями для уроков, редко посещают уроки других учителей и не обсуждают свой опыт с коллегами. В ряде случаев атмосфера конкуренции и недоверия приучает их к замкнутости и самостоятельному поиску возникающих проблем. [4] По мнению исследователей, такая практика негативно отражается на результатах обучения школьников, и ими была выдвинута идея о необходимости сотрудничества учителей внутри школьного коллектива для расширения их профессиональных возможностей.

В связи с этим, некоторые школы начали создавать условия для совместного планирования, обмена мнениями и т.п., однако в начале 1990-х годов это еще не было характерным для американских школ. Для развития этого положительного опыта были заимствованы технологии взаимодействия персонала, применяемые в корпоративных структурах. В 1990 году вышла книга Питера Сэнджа «Пятая дисциплина: искусство и практика организации обучения», в которой он сформулировал концепцию «самообучающегося сообщества». По его представлениям, люди добиваются значительно больших успехов в достижении цели, если их усилия становятся коллективными, и они постоянно занимаются взаимообучением. Написанная для деловых кругов, книга нашла последователей среди работников образования, стремящихся к реформированию этой сферы.

Концепция «обучающегося сообщества профессиональных педагогов» в первую очередь предполагала изменение стиля руководства школой. Было проведено изучение целого ряда школ и характер управления, им присущий. В результате были обобщены представления о том, как должен выглядеть современный стиль взаимодействия школьной администрации и персонала. Согласно этим представлениям, директор должен проявлять уважение к учителям и относится к ним как равным, создавать атмосферу сотрудничества, доверия, формировать условия для видения общих целей в развитии и улучшения школы. Следующие черты были выделены как основные качества, которыми должен обладать директор, желающий сформировать в своей школе ОСПП: способность делегировать полномочия, способность создавать комфортные условия для работы сотрудников, способность участвовать во всех школьных событиях, не подавляя никого своим авторитетом. Такой подход к пониманию роли руководителя был новаторским, так как разрушал традиционную иерархию взаимоотношений – учитель преподает, ученики изучают, администратор организует процесс. [5]

В дальнейшем были обозначены ключевые характеристики, которыми должна обладать школа, чтобы в ней могло сложиться ОСПП. К ним относятся общие взгляды и ценности, благоприятные условия труда, способность отдельного учителя делиться своим личным практическим опытом с коллегами. Каждая из этих характеристик требует отдельного рассмотрения.

Изучение источников показало, что под «общими взглядами и ценностями» авторы понимают осознание того, что каждый ребенок является способным к обучению, цель школы – развить и поддержать эти способности и дать каждому ученику образование на высоком интеллектуальном уровне. Такое понимание цели школы приводится в противовес личным задачам учителя по развитию и продвижению какой-либо конкретной методики обучения, продвижению по карьерной лестнице и т.п. В подобной ситуации общая цель, общее благо стоят на одном уровне с задачами личного характера, и отношения в сообществе характеризуются взаимным уважением, доверием и поддержкой.

Благоприятные условия труда подразумевают наличие современных помещений для совместных рабочих встреч и времени в расписании, дающим учителям возможность посещать уроки друг друга, обсуждать увиденное, изучать теорию. Однако наиболее важным компонентом является наличие сотрудников, желающих и способных участвовать в таком взаимодействии. Способность учителей делиться своим личным опытом напрямую зависит от культуры взаимоотношений на работе. Посещая уроки друг друга, обсуждая их, учителя ведут себя как равные с равными, а не как судьи или менторы. Важно помнить, что цель дискуссий – улучшение существующих образовательных программ школы, выработка общих технологий и методик, наиболее оптимальных для конкретного контингента учащихся, с которыми работает школа, и для тех конкретных социальных условий, в которых она находится.

Не менее важно то, что разрабатывая коллегиальные решения, каждый член сообщества принимает на себя свою долю ответственности и, соответственно, достижение общей главной цели становится делом каждого. [6]

В результате изучения педагогического опыта американскими исследователями были сформулированы следующие основные признаки «обучающегося сообщества профессиональных педагогов»:

  1. коллегиальное управление школой, в котором директор выполняет задачу главного организатора;
  2. общая цель, которая состоит в улучшении качества образования в школе, достижение которой является такой же значимой, как достижение личных целей;
  3. коллективное профессиональное самообразование, результаты которого применяются в практике обучения;
  4. взаимопосещение уроков и их обсуждение на основе взаимного уважения, взаимная поддержка и помощь в работе для достижения более высокого качества обучения школьников;
  5. наличие образовательной среды и человеческих ресурсов, которые хотят участвовать в сообществе. [7]

С течением времени концепция ОСПП приобрела популярность, получила подтверждение на практике и была включена в планы по реформированию американской системы образования. В настоящее время Стандарты профессиональной деятельности, принятые в большинстве штатов, предполагают, что участие педагога в ОСПП является обязательным.

В качестве примера можно привести модель ОСПП, предлагаемую педагогам Департаментом по управлению школами Северной Каролины. Участие учителей в ОСПП является обязательным, однако формы и способы взаимодействия, количество участников, тематика изучения определяется самим сообществом. При этом администраторы создают систему отчетности для каждого сообщества и совместно с учителями проводят согласование программы обучения с задачами школы. Деятельность учителя в рамках ОСПП предполагает регулярный обмен опытом с коллегами, вовлечение в деятельность сообщества всех работников школы, а также родителей учеников и представителей местной общественности. [8]

Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать следующие выводы:

  1. Появление в американских школах «обучающихся сообществ профессиональных педагогов» было обусловлено общественным осознанием глубокого кризиса образовательной системы.
  2. Расширение профессиональных знаний в рамках деятельности ОСПП на основе самообразования и взаимообучения представляется эффективным способом повышения квалификации учителя в условиях американской системы образования.
  3. Обязанность учителя участвовать в деятельности ОСПП, что закреплено с Профессиональных стандартах, значительно расширяет его профессиональный функционал - помимо преподавания конкретного предмета, учитель активно взаимодействует с коллегами, администрацией, местной общественностью, разделяет коллективную ответственность за результаты образования учащихся.

Источники

  1. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира.//Вопросы образования. – 2008. - №3.- С.7 – 49
  2. The Glossary of Education Reform. Professional learning community [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://edglossary.org/professional-learning-community (дата обращения 30.05.2016)
  3. Nation at Risk – 1983 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www2.ed.gov/pubs/NatAtRisk/findings.html: (дата обращения 20.08.2016)
  4. Mangrum J. The Evolution of a Professional Learning Community: The Role of Dialogue Initiated Through Faculty Paideia Seminars, 2011 - [Электронный ресурс] – Режимдоступа : http://www.paideia.org/wp-content/uploads/2011/04/The-Evolution-of-a-Professional-Learning-Community.pdf (дата обращения 30.05.2016)
  5. Prestine, N.A. Extending the essential schools metaphor: Principal as enabler // Journal of School Leadership. – 1993. - № 3. С. 356-379.
  6. Fawcett, G. Moving another big desk. // Journal of Staff Development. – 1996. - № 17(1). – С.34-36.
  7. Hord Shirley M. Professional learning communities: Communities of Continuous Inquiry and Improvement. – Texas: Southwest Educational Development Laboratory SEDL, 1997.
  8. Официальный сайт Департамента по управлению школами Северной Каролины – Department of Public Instruction [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dpi.state.nc.us/profdev/ (дата обращения 30.05.2016)
Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56