Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Духовное воспитание учащихся на уроках литературы

Карпова Инна Валерьевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 127
с углубленным изучением английского языка
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

-

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

-

89898945792

Мы живем в очень непростое время – время переоценки ценностей. Еще совсем недавно всем казалось, что подобное с нами никогда не произойдет, но приходится убеждаться в обратном: к началу XXI века изменились люди, вернее их мировосприятие, мироощущение, их духовно-нравственные установки. Все чаще приходится от молодых собеседников и от учеников слышать слова типа «я так хочу», «а мне надо». Что же с ними происходит? Все очень хорошо знают свои права, но вот об обязанностях стараются забыть, самоуверенность и заносчивость стали восприниматься как достоинства, а не как пороки. Много говорится о свободе личности и о необыкновенных перспективах, которые вскоре станут реальностью благодаря научно-техническому прогрессу.

Сегодня молодые люди четко ориентируются на удовлетворение сиюминутных потребностей, на бесконечное отстаивание своих прав и свобод, природы и сути которых они не знают и абсолютно не стремятся знать. Но об опасности подобного отношения к жизни нас предупреждал еще в конце 19 века известный философ Н.Федоров. Он анализировал изменения, которые происходили с европейской молодежью, и даже ввел такое понятие, как «цивилизация молодых». Ее главную особенность он видел в том, что «сыны человеческие» сняли с себя обязанности перед отцами, предками, то есть перед традицией, отделилась от них в своей гордыне, перестали считаться с прошлым, забыли свой сыновний долг. «Притча о блудном сыне стала символом европейского образа жизни», – констатировал Н.Федоров [1]. К старшим стали относиться как к ненужной помехе для вседозволенности и распущенности. Именно стремление к запретному, глубоко греховному по своей сути, у молодежи позволило Н.Федорову утверждать, что «цивилизация молодых» попросту возродила языческие культы со всеми вытекающими отсюда последствиями.

К аналогичным выводам пришел испанский философ XX века Ортега-и-Гассет: либеральная демократия и техника создали особый тип человека, не пропитанного духом традиций, одержимого гордыней на пустом месте и слепо верящего в прогресс, который поможет ему обрести счастье – роскошь и богатство. «Безнравственность ныне стала ширпотребом», – грустно констатировал Ортега. Ведь средний человек, не задумываясь, притязает на неограниченные права и совсем не думает о долге, обязанностях, не считается в достижении своих целей ни с кем и ни с чем, и поэтому ему присущи две черты: «беспрепятственный рост жизненных запросов и врожденная неблагодарность ко всему, что сумело облегчить ему жизнь» [2].

Все это не может не настораживать. Значительно позже, чем Европа, но и наша страна столкнулась с подобными проблемами. И именно поэтому формирование духовно-нравственной культуры учащихся – стратегическая задача государства, одна из его фундаментальных задач. И здесь значимая роль отводится гуманитарным предметам, но тем не менее у литературы и русского языка она особая. Достаточно вспомнить о том, что русская классическая литература, не переставая поражать своих читателей совершенством и изяществом слога, смогла пронести сквозь века и сохранить для нас ту небывалую чистоту, высоту идеалов и нравственность, которые помогли и помогают нам выстоять и уцелеть в годину бед и испытаний. Именно нравственному потенциалу литературы А.С.Пушкин уделял особое внимание: «Нравственные наблюдения важнее наблюдений литературных». Он, как никто другой, помнил о том, что наша литература выросла из древнерусской литературы, литературы в первую очередь духовной, созданной глубоко верующими авторами с небывалой целью – помочь тем, кто читает, спасти свою бессмертную душу. И тогда становятся понятны слова Н.В.Гоголя о цели его творчества: «Рожден я вовсе не затем, чтобы произвести эпоху в области литературной. Дело мое есть то, о котором прежде всего должен подумать всяк человек, не только один я. Дело мое – душа» [3]. Прежде всего великий писатель хотел спасти не только свою душу даже от тени греха, но и души тех, кто так или иначе соприкоснется с его творчеством.

В древнерусской литературе религиозные и моральные ценности были практически неразделимы, что и стало нормой для нашей классической литературы. Воспитывающая, формирующая нравственную личность роль классической литературы всегда ценилась особенно высоко. Произвдния А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Тургнва, А.Н.Островского, Н.С.Лескова, Ф.М.Достовского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова как раз говорят о добре, благе, любви, дружбе, долге, чести, совести, бескорыстии, справедливости, порядочности. И именно это предстоит учителям показать своим ученикам, хотя сегодня в образовании сознательно делается акцент не на том, чему учить, а на том, как учить. Но есть вопрос, который для гуманитарных предметов еще значимей: зачем учить? с какой целью? Какую роль в жизни человека должно играть образование?

Современное образование ориентировано на подготовку в первую очередь высококлассных специалистов в различных областях, но будут ли эти специалисты в дальнейшем трудиться на благо Отечества? Скорее всего, нет. Они будут трудиться там, где лучше условия жизни, выше зарплаты, то есть за границей. Не случайно впервые словосочетание «мертвые души» появилось в связи с подобным явлением, так как уже в 18 веке были те, кто предпочел переселиться за границу и зарабатывать себе капитал там. А ввел его в наш язык М.В.Ломоносов, считавший подобное явление настоящим бедствием для Отечества, которое лишается умных и умеющих работать сограждан.

Получается, что получивший образование молодой человек без совести и принципов в лучшем случае для государства бесполезен, а в худшем – опасен. Подтверждением этому является история XX века. Известный философ С.Л.Франк в книге «Свет во тьме» писал: «В XX веке так называемый культурный человек внезапно оказался обманчивым призраком; реально он обнаружил себя неслыханно жестоким, морально слепым дикарем, культурность которого выразилась только в одном – в изысканности и усовершенствовании средств истязаний и убийства ближних» [4]. Сама история свидетельствует о том, что культурный, но безнравственный человек представляет угрозу для всего живого на земле. Именно поэтому сегодня нужно вернуться к традиционному образованию, основанному прежде всего на формировании духовно – нравственной личности. А это невозможно без высоких идеалов, соблюдения законов нравственности, без традиций, без знания родной истории, литературы и языка!

«Школа должна воспитывать человека, способного осваивать профессию… и быть, прежде всего, нравственным. Ибо нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество… Воспитывают же людей: впрямую – религия, а более сложным путем – музыка, литература, искусство, изучение логики, психологии, изучение языков».

Получается, что образование та сфера общественной жизни, где воспроизводится нация. Поэтому перед всем обществом и системой образования встала задача найти национальную идею, переориентировать систему образования на «…защиту добра, которая обеспечила бы не только свободу выбора, но и защиту от зла. И базовым элементом этой системы является система образования, ориентированная на традиционные духовно-нравственные ценности» (Патриарх Московский и всея Руси Кирилл).

Сама этимология слова «образование» показывает, что это свободное, сознательное движение человека к своему изначальному образу. Это такой нелегкий путь! Это путь отказа от зла, это путь служению добру. А ведь служение добру невозможно без самопожертвования, без мучительной борьбы с самим собой, без усилий, направленных на исправление собственных недостатков. И в этой нелегкой борьбе за правильный жизненный выбор настоящими помощниками для каждого из нас являются русский язык и литература. Именно классическая литература говорит нам о том, как нелегко порой сделать свой жизненный выбор, разобраться, какие жизненные ценности считать истинными, а какие ложными, как нужно вести себя в трудных жизненных обстоятельствах.

Настоящее образование своим конечным итогом предполагает формирование достойной человеческой личности. Начиная с романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», центральная проблема всех классических произведений – поиски цели и смысла жизни. «Просвещение… свет науки и разума, согреваемый чистою нравственностью; развитие умственных и нравственных сил человека; научное образование при ясном сознании долга своего и цели жизни» – так говорится об этом в словаре В.И.Даля. Итак, школа не только передает знания, но и формирует внутренний мир ребенка. А это невозможно без определения высшей жизненной цели. «Нет добродетели, если нет бессмертия», – так утверждал Ф.М.Достоевский. И с этим нельзя не согласиться. Если физической смертью все заканчивается, если за гранью бытия ничего нет, то тогда не все ли равно, какой ты человек, как ты живешь, во что ты веришь? И где тогда человеку взять силы, чтобы противостоять греху, противостоять злу, противостоять всему тому, что омрачает человеческую жизнь и портит ее? Не случайно, изучая роман Л.Н.Толстого «Война и мир», десятиклассники бывают потрясены, когда начинают понимать, что этот роман-эпопея был написан для того, чтобы утвердительно ответить на вопрос о существовании бессмертной человеческой души. В плену, в запредельных условиях Пьер Безухов открывает для себя истину: его убить невозможно, возможно умертвить его тело, но его душа бессмертна и неподвластна издевательствам и унижениям врагов. Именно высокая литература борется за истинные ценности, утверждает бессмертие человеческой души и существование иной реальности, без которой земная жизнь попросту теряет свой смысл. Вот почему академик Лихачев утверждал, что без религии нет и не может быть настоящей культуры: «Нельзя говорить о духовности, не подразумевая непременного религиозного мироощущения…Православная вера – это еще и высокая культура, и наоборот: вся русская культура немыслима без православных традиций».

В основе образования всегда лежат народные представления о добре и зле, о нравственности, о том, что может себе позволить человек, а что – ни в коем случае. Не случайно наши великие писатели очень часто обращались к пословицам и поговоркам, используя их в своих произведениях, так как прекрасно понимали, что именно в них отражена вековая народная мудрость. Кто из современных школьников не знает эпиграфов к изучаемым в школе произведениям А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя? «Береги честь смолоду», – это завет Пушкина всем будущим поколениям, а «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» – это просто не в бровь, а в глаз для нас сегодняшних, хотя данная пословица предваряет бессмертную комедию «Ревизор». «Православное мировосприятие и мировоззрение, библейские изречения и церковная мудрость продолжали жить в сознании народа, сохранялись в его песнях, пословицах, поговорках. Таким образом, именно народная культура оставалась хранительницей христианского благовестия.», – утверждает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Пословицы и поговорки с незапамятных времен служат духовным ориентиром для нашего народа во все времена.

Рассуждая о значимости пословиц и поговорок, нельзя не удивиться тому, насколько они актуальны и по сей день. Современные школьники с удивлением замечают, что нет, пожалуй, ни одной жизненной ценности, ни одной спорной нравственной ситуации, которая бы не была отражена в пословице. Вера, мудрость, покаяние, праведность, правосудие, земные скорби, справедливость, трудолюбие, дружба, власть – все запечатлено в них. Вот некоторые примеры:

Жизнь дана на добрые дела.

Часто лоск заменяет мозг.

За неблагодарных Бог благодарит.

Кто Бога не боится, тот и людей не стыдится.

Истинно могуч тот, кто побеждает самого себя.

Бойся Всевышнего, не говори лишнего.

Это лишь немногие примеры, но каждый из них помогает выстоять в непростых жизненных ситуациях. Очевидно, что пословицы и поговорки хранят «нравственный капитал народа» и получают более устойчивую форму, чем государственные законы. При помощи этих средств языка молодежи прививается настоящая нравственность и обязательность исполнения христианских заповедей и доброго отношения к миру и людям.

Сегодня много говорится о школе и об учителях в негативном ключе. Но разве когда-нибудь в истории нашей страны были такие вещи, как подчеркнуто пренебрежительное отношение к людям пожилого возраста, неприкрытый цинизм, отрицание высокого смысла жизни, практически ставшая нормой нецензурная брань, расстрелы одноклассников и призывы к неповиновению учителям и родителям? И если наше общество не спохватится, не сумеет преодолеть принцип «невмешательства» в воспитание и жизнь молодежи, то история наших детей повторит историю блудного сына, но, к сожалению, с более трагическим концом.

______________

  1. https://cyberleninka.ru/article/n/filosof-bessmertiya-k-175-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-n-f-fedorova
  2. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды / Х. Ортега-и-Гассет. М.: ИНФРА-М, 2000. – 703 с. – С. 162
  3. http://feb-web.ru/feb/gogol/texts/ps0/ps8/ps8-286-.htm?cmd=p
  4. https://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/svet-vo-tme/1
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес