Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Игра на уроке, факультативе, кружке

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.  

Сухомлинский В. А.

 

Теоретическая физика –  это детские игрушки по сравнению с игрой.

А. Эйнштейн

Значение игры в жизни всего человечества и каждого человека в отдельности невозможно переоценить. Психологи справедливо отмечают, что игра – это самый первый сознательный вид деятельности человека. Ребенок еще не может говорить, но уже кулюкает, гугукает, улыбается во весь рот, реагируя на колыбельные потешки матери или бабушки, хватая беспомощными ручонками свои первые погремушки. Играя почти бессознательно, малыш осваивает формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познает первые слова-сигналы, вступает в «контакты» с другими людьми, реагирует, наблюдает, запоминает, координирует движения,  пополняет свой кругозор, радуется жизни.

Американский психолог Джордж Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют «самостью» человека – собирание своего «Я». Игра – мощнейшая сфера «самости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. Уже потому удлинение детства в играх есть великое завоевание цивилизации, есть возможность, говоря словами польского гения, одного из лучших терапевтов Европы, писателя с мировым именем, педагога и психолога Януша Корчака, «отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной». Уже потому в игровом мироощущении детей присутствует истина более глубокая, чем в рассудочном взгляде на мир.

В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. А теперь утешиться – это успокоиться на чем-то радостном, облегчить свою жизнь, свое положение, перестать огорчаться, горевать, успокоиться. Русская народная культура издавна богата играми, в которых живет уважение к прошлому и вера в будущее.

Приводимые здесь материалы – разработки различных игр, которые возможно применять на уроке, факультативе и/или кружке (в рамках дополнительного образования по предмету). Критериями отбора конкретных игр служили следующие:

  •           Универсальность – то есть применимость в большинстве предметов школьного курса. Конечно, есть множество игр, специфичных для конкретного предмета (например, игры стихосложения в литературе, подвижные игры на уроках физкультуры, игры при изучении иностранного языка). Рассмотрение такого рода игр не входит в задачу настоящей статьи.
  •           Простота в применении. Те игры, которые требуют длительной подготовки (например, ролевые игры с разработанным сюжетом) или слишком сложны с точки зрения технологии проведения в условиях урока, здесь не приводятся.

Таким образом, в данных материалах собраны две группы игр: игры с текстом, применяемые для лучшего понимания, структурирования и запоминания нового материала, и так называемые «интеллектуальные игры» - игры, построенные на принципе викторины, где основная задача играющих команд – дать правильный ответ на вопрос ведущего (название «интеллектуальные игры» достаточно условно, так как любая игра в той или иной мере интеллектуальна).

Игры с текстом

Данная группа небольших по длительности и простых по организации игр может быть включена в любой урок (занятие в рамках дополнительного образования) изучения нового материала, когда предполагается работа с новым текстом. Во многих из них даже нет всех необходимых элементов игры (подсчета очков, выявления победителей и т.п.), но включение их в структуру занятия сразу позволяет «оживить» последнее, сделать его интересным и запоминающимся.

Викторина – участвуют две команды

Прочтем текст (новый для обеих команд-участниц). Одна команда придумывает вопросы к каждому абзацу и вразбивку задает их. Задача отвечающей команды – указать параграф (раздел, абзац и др. часть теоретического источника (учебника, пособия, энциклопедии и т.д.)), к которому задан вопрос, и ответить на него.

Конспект – играем по парам

Прочтем текст. Каждый игрок читает текст, затем  на отдельных листочках кратко конспектирует основную мысль абзаца, перемешивает листочки и отдает соседу. Получив карточки соседа, нужно сложить их в нужном порядке и пронумеровать. Выигрывает пара, которая быстрее и правильнее составила конспект нового текста.

Ученый совет – участвуют 5 желающих

Прочтем текст. Затем выступают пять персонажей (заранее выбранные участники игры, получившие роли):

·         автор – рассказывает, что он хотел передать в этом тексте;

·         редактор – рассказывает, какие исправления (дополнения, изменения) он хотел бы внести;

·         критик – какие недостатки найдены в изложении;

·         незнайка – что он узнал после прочтения;

·         специалист – насколько текст соответствует истине.

Кроме этого, можно включить в игру вопросы из аудитории к каждому персонажу, выступления оппонентов и пр. Для подведения итогов зрители могут самостоятельно оценить выступления каждого игрока по заранее заданным критериям.

Найди ошибку – индивидуальная работа

Реквизит: карточка №1 (с текстом, который необходимо изучить) и карточка №2 (тот же самый текст, но с заранее сделанными в нем смысловыми ошибками).

Учитель: «Перед вами учебный текст (карточка №1). Читаем текст быстро и внимательно. Текст прочитан, и, надеюсь, вы поняли его содержание и главную мысль. Теперь отложите этот текст и возьмите похожий, но с номером 2 (карточка №2). В этом тексте допущены ошибки, которые вам надлежит найти и исправить. Лучше делать это письменно. Тот, кто найдет больше всего неточностей, получает пятерку».

Когда исправления сделаны, обсуждаем их.

Примечание: для упрощения задачи можно сообщить играющим количество ошибок.

Составь учебник – участвуют три группы игроков

Реквизит: учебный текст, например, параграф учебника, из которого при перепечатке исключены все заголовки и подзаголовки, таблицы, иллюстрации, любая дополнительная справочная информация.

Ход игры

Перед вами учебный текст. А теперь представим себе, что нам надо составить параграф учебника с аналогичным содержанием, но с другим макетом. Одна группа обсуждает построение текста, другая – контрольные вопросы, третья – возможные таблицы и иллюстрации. Когда группы готовы, приступаем к обсуждению.

 

Интеллектуальные игры

Из всего множества интеллектуальных игр мы позволили себе отобрать три и изложить здесь их правила и примерные вопросы [i] .

Морской бой

Игра основана на известной каждому игре «Морской бой». В данной игре участвуют две команды. Количество игроков в каждой команде не принципиально (оптимальное количество игроков – от двух до семи).

Реквизит:

1.      Игровое поле – квадрат 10´10 клеток, на котором расставлено некоторое количество кораблей, принадлежащих командам.

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

1

5

20

10

20

15

5

10

5

15

5

2

5

15

20

5

10

15

10

5

15

10

3

10

10

5

20

5

10

5

15

5

15

4

15

5

10

5

15

5

15

20

5

20

5

10

10

15

5

5

20

10

10

10

10

6

10

15

10

15

20

10

5

15

5

20

7

5

15

20

10

20

20

15

20

20

5

8

5

15

5

15

10

20

15

5

10

20

9

20

5

20

5

10

5

20

10

5

15

10

10

20

15

10

5

20

15

20

20

15

2.      Аналогичные поля, но с расставленными на них кораблями, раздаются командам

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

1

5

20

10

20

15

5

10

5

15

5

2

5

15

20

5

10

15

10

5

15

10

3

10

10

5

20

5

10

5

15

5

15

4

15

5

10

5

15

5

15

20

5

20

5

10

10

15

5

5

20

10

10

10

10

6

10

15

10

15

20

10

5

15

5

20

7

5

15

20

10

20

20

15

20

20

5

8

5

15

5

15

10

20

15

5

10

20

9

20

5

20

5

10

5

20

10

5

15

10

10

20

15

10

5

20

15

20

20

15

 

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

1

5

20

10

20

15

5

10

5

15

5

2

5

15

20

5

10

15

10

5

15

10

3

10

10

5

20

5

10

5

15

5

15

4

15

5

10

5

15

5

15

20

5

20

5

10

10

15

5

5

20

10

10

10

10

6

10

15

10

15

20

10

5

15

5

20

7

5

15

20

10

20

20

15

20

20

5

8

5

15

5

15

10

20

15

5

10

20

9

20

5

20

5

10

5

20

10

5

15

10

10

20

15

10

5

20

15

20

20

15

Ход игры

Команды по очереди делают ход, называя клетку, по которой наносится «выстрел». Если на этой клетке находится корабль противника (ситуация «убил» или «ранил»), то команда получает то количество очков, которое стоит в этой клетке, и имеет право на следующий выстрел. Если же корабля на этой клетке нет (ситуация «мимо»), то команда получает вопрос, сложность которого зависит от количества баллов в клетке. В случае правильного ответа стоимость вопроса прибавляется к текущему счету команды, а в случае неправильного – отнимается. После ответа право выстрела переходит к другой команде.

Игра заканчивается, когда у какой-либо команды оказываются подбитыми все корабли. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Некоторые вопросы для игры «Морской бой»

Поле

Сложность вопроса

Вопрос

Ответ

Б1

5

В крошечном итальянском городе Ваконе есть ресторан под названием «Соло для двоих». Заказывать места в нем необходимо как минимум за 5-6 месяцев. Почему?

В нем всего один столик на 2 персоны.

Б3

5

Согласно опросу газеты «Ди Вельт», старые люди теряют эти весьма необходимые им предметы в четыре раза чаще, чем зонтики, кошельки и молитвенники. Что же они теряют?

Вставные челюсти

А4

5

Говорят, что раз в год памятник Христофору Колумбу оживает. В один из таких дней знаменитый фельетонист взял у памятника шуточное интервью. На вопрос, чего бы ему больше всего хотелось, тот ответил «Купить ружье!». А для чего?

Пострелять голубей

Б2

20

38-й размер мужской кожаной обуви соответствует 26-му размеру одного и 9-му размеру другого, а 46-й размер мужской кожаной обуви соответствует 32-му размеру одного и 16-му размеру другого. Назовите одно и другое, если другое всегда надевается на одно.

Валенки и Галоши

Г2

20

На Олимпиаде в Хельсинки польская спортсменка прыгнула в длину на рекордное расстояние, но судьи засчитали на 20 см меньше. От чего пришлось избавиться прыгунье, для того, чтобы на следующих соревнованиях ей все же засчитали ее родной рекорд?

От косы

Г3

20

Однажды жительница Кентукки Баудинг Гран обратила внимание на то, что жалюзи на окне Белого Дома опущены вместо того, чтобы быть полуоткрытыми. Это привело в конце концов к аресту трех человек по обвинению в некоем преступлении. В каком?

В подделке денежных знаков - жалюзи были изображены на купюре в 20 долларов

Б4

20

Актриса Фаина Раневская родилась и провела детство в Таганроге. Однажды она прочла в газетной статье о себе, что закончила ту же самую гимназию №2, что и Антон Павлович Чехов. Почему, прочтя это, Раневская очень смеялась?

Чехов учился в мужской гимназии №2

Брейн ринг

Эта игра родилась как блиц-версия игры «Что? Где? Когда?». В игре участвуют две команды. Они одновременно получают вопрос и минуту на его обсуждение. Если у команды готов ответ, она может дать его досрочно (право на ответ получает та команда, которая первая придумала версию). Если ответ верный, то команда получает на свой счет «цену вопроса» (как правило, одно очко). Если же ответ неверен, то другая команда имеет оставшееся от минуты время на обсуждение. Если ни одна команда не дала верного ответа, вопрос снимается, а следующий вопрос стоит два очка.

Игра идет до трех очков. Побеждает команда, первая набравшая три очка.

Вопросы к игре «Брейн ринг»

1.    Согласно канонам, их может быть одна, три или пять. Есть в России место, где их 33, в Ярославле – 15. Но это уникальные случаи. О чем идет речь?

Православная церковь в России может быть одно-, трех или пятиглавой. В Кижах есть тридцатитрехглавая церковь, ярославская церковь Иоанна и Предтечи в Толчкове имеет 15 глав.

2.    Новорожденных мальчиков принято пеленать, используя голубые ленты, а девочек – розовые. Откуда пошел этот обычай?

При Петре I были учреждены ордена для новорожденных царской фамилии, которые прикреплялись на одежду детей. Мальчикам предназначался орден Андрея Первозванного на голубой ленте, девочкам – орден святой Анны на розовой ленточке. Со временем цари и ордена ушли в небытие, а ленты остались.

3.    На лицевой стороне медали, выпущенной в 1582 году, изображен папа Григорий XIII, а на оборотной – надпись: «Год исправления 1582». О каком исправлении говорит надпись?

Надпись на медали гласит об исправлении календаря. Именно в этом году вместо юлианского календаря папа Григорий XIII ввел новый, получивший название григорианского.

4.    А.Керн Пушкин посвятил строки: «Я помню чудное мгновенье…», А.Осиповой – «Я вас люблю, хотя бешусь…». Какое стихотворенье Пушкин посвятил Яковлевой?

Арине Родионовне Яковлевой посвящено стихотворение: «Подруга дней моих суровых…».

5.    Как известно, гадание в прошлом было очень популярным явлением, которым не брезговали даже самые просвещенные умы России. Однажды клиентом известной петербургской гадалки Александры Филипповны Кирхгофф стал один из известных русских литераторов, которому она предсказала долгую и счастливую жизнь, предупредив, однако, что на тридцать восьмом году ему следует опасаться «белой лошади или белой головы». Сбылось ли предсказание гадалки и кто был ее клиентом?

А.С.Пушкин был убит в 1837 году (на тридцать восьмом году жизни) блондином Жоржем Дантесом

6.    Кому посвящена эпиграмма Н.А.Некрасова:
Ты доказал с усердьем и талантом,
Что женщине не следует гулять
Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом,
Когда она жена и мать.

Эпиграмма Н.А.Некрасова посвящена Л.Н.Толстому в связи с выходом его романа «Анна Каренина»

7.    А.С.Пушкин, «Евгений Онегин»:
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток.

Какое вино во времена Пушкина называли «вином кометы»?

Вино урожая 1811 года, года кометы

8.    Френсис Дрейк при встрече с королевой Елизаветой поднял руку и прикрыл ею глаза. Сейчас этот ритуал, за который пират был произведен в рыцари, называют отдание чести. А как Дрейк объяснил его тогда?

«Красота королевы ослепила меня и затмила солнце»

9.    Зачем в Афинах рабочие разбрасывают по ночам вокруг Парфенона специально доставленные из карьера куски мрамора?

Для туристов на сувениры

10.              Лозунг японских экологов «Долой марибаши. Приносить в ресторан собственные нурибаши!» К чему призывает этот лозунг.

Сохранять лес и пользоваться многоразовыми палочками в ресторане

11.              Ги де Мопассан ненавидел Эйфелеву башню. Почему же он предпочитал обедать в ресторане, расположенном на этой башне?

Это единственное место в Париже, с которого башня не видна

 

Литература

1.      Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. М., 1996

2.      Гик Е.Я. Интеллектуальные игры – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002

3.      Игры: обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В.Петрусинского – М.: Новая школа, 1994

4.      Настольная книга умных и веселых – Днепропетровск, 1998

5.      Шмаков С.А. Уроки детского досуга. М., 1992

 



[i] Необходимо отметить, что правила игр часто изменяются в зависимости от конкретной ситуации и педагогической задачи. Важно только, чтобы правила были четко разъяснены командам перед началом игры.

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56