Анна Аркадьевна БЕСЯДОВСКАЯ,
педагог дополнительного образования,
ГБНОУ «Санкт- Петербургский Городской Дворец творчества юных»
-
Фрагменты программы «Начальное техническое творчество»
с использованием методов и приемов ТРИЗ
вступление
Игры и игрушки – одно из самых эффективных воспитательных средств воздействия на ребенка.Так как игра - основной вид деятельности ребенка . В детстве именно в игре проявляется и удовлетворяется большая часть интеллектуальных и эмоциональных потребностей, развиваются разные стороны личности.
Интерес к технике дети проявляют очень рано. Они пытаются воплотить свои идеи в игрушки, но часто им не хватает элементарных навыков . Этомешает им, а затем исчезает потребность что-либо делать, придумывать.
Ведь творчество - только одно из двух главных составляющих технического творчества. Творчество - это процесс в результате которого возникает продукт оригинальный, объектно ценный и самостоятельный
Результаты творчества бывают трех видов:
1). Открытие
2). Изобретение
3). Художественное произведение
Вторая необходимая часть - знания и умения, согласованные с законами природы. На начальном этапе ребенок повторяет, моделирует то что видит вокруг.
Моделирование - это процесс, при котором знания, умения и навыки ( то, что дает нам учеба) находит свое творческое воплощение: мы воссоздаваем то, что мы видим вокруг.
Древняя китайская пословица гласит: "ты можешь стать мудрым тремя путями :
- путем ОПЫТА- это самый горький путь
- путем ПОДРАЖАНИЯ - это самый легкий путь
- путем РАЗМЫШЛЕНИЯ - это самый благородный путь”.
Моделирование- школа изобретательства. Знания и умение, соединенные с творчеством , становятся открытиями, МУДРОСТЬЮ. Значит моделирование учит мудрости. Моделирование – и путь подражания. Он более легок, но тоько в форме игры, всем же остальным он ни в чем не уступает более тяжким путям познания. Ведь еще древние греки возвели подражание в закон.
Человек должен творить так, как творит природа, наблюдать, изучать ее законы и исползовать их в своей деятельности.
Хобби - это страсть, это компенсация нереализованной мечты.
Мы живем в век еще не виданной в истории человечества научно-технической революции, когда жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, освященных многовековыми традициями, а подвижного мышления, способности быстро ориентироваться, творчески подходить к решению больших и малых задач. Творческая деятельность, все более сложная, поднимающаяся до уровня искусства, привлекает к себе людей, и не только молодых.
Большие трудности могут приносить и большие радости, причем, радость преодоления, радость открытия, радость творчества - радость одного человеческого порядка.
Сущность творчества в предугадывании результата, правильно поставленного опыта, в создании мысли рабочей гипотизы, близкой к действительности, в том что М.Складовская называла чувством природы. А математики называют математическим чутьем.
Строя гипотезу, создавая художественный образ, человек попадает или в тон и такт, или берет фальшивую ноту. Попавшие в тон - преуспевают, взявшие фальшивую ноту - проваливаются.
Повысить качество творческой деятельности , перевести ее на более высокую и резутальтивную ступень поможет ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Инженерно-конструкторская грамотность становится важным элементом и условием функциональной грамотности и общей культуры современного человека. Детство является наиболее благотворным возрастом, чтобы сформировать стремление быть инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое бы не взялся. Все могут стать творцами. Особенностью шести-двенадцати летнего возрастного периода является высокая познавательная активность и эффективность обучения. Однако дети не готовы и не должны заниматься узко профилированной деятельностью. Основной задачей данного возрастного периода выступает не специализированное, а общее развитие, как фундамент успешной и полноценной жизни. Поэтому предлагаемая работа носит информационно-развивающий характер. Дополнения к темам программы являются одим из способов в системе комплексного развития учащихся младшего возраста.
В данной работе автор попытался систематизировать и обобщить методические материалы для первоначального ознакомления учащихся с ТРИЗОМ – азбукой таланта..
Уточнения, изменения, дополнения к темах тематического плана составлены на основании лекций в рамках курсов повышения квалификации по ТРИЗУ.
Учебный материал рассчитан на группы неоднородногоо состава по возрасмту 6-10 лет и по подготовке (без предварительной подготовки и начальный уровень). Продолжительность заданий варьируется от 10-15 минут до самостоятельных заданий ( 1-2 часа, домашние работы).
Такая форма позволяет познакомить широкий круг ребят с методами ТРИЗ - азбукой талантливого мышления (2), заинтересовать новыми способами деятельности и расширенными границами умения, перевод способностей учащихся с угровня подражания на уровень творческого изобретательства.У каждого ребенка необходимо зажечь желание быть творчески грамотным .
Цель фрагментов программы
- Зажечь, поддержать огонек желания действовать, придумывать, усовершеннствовать существующее. Искать задачи, придумывать и решеть их.
Задачи фрагментов программы
- Популяризация ТРИЗА, научно-технического творчества,. видов конструирования и моделирования среди школьников Санкт- Петербурга.
- Ориентация учащихся в развивающихся направлениях технической деятельности города.
- Развитие творческих способностей, практических навыков и умений, интереса к изучению техники детей.
В программе широко используются игровые формы обучения, в которых учитываются индивидуальные способности, уровень подготовки, осовенности развития ребенка. Педагог общается с родителями, дает необходимые рекомендации.
Структура ТРИЗ
ТРИЗ
Все технические системы развиваются закономерно. Эти закономерности можно выявить, познать и сознательно использовать для решения технических изобретательских задач. |
||||
|
||||
задачи |
||||
Стандартная
|
Нестандартная
*система стандартов |
|||
Информационный фонд состоит из:
метод анализ больших массивов патентной, историко-технической и историко-биографической информации) |
Вепольный анализ (вещественно-полевой анализ) предназначен для построения модели исходной изобретатель-ской ситуации, ее анализа и при необходимости преобразования
свой язык-ВА:технические “реакции” можно записывать так, как имические |
РТВ (развитие творческого воображения) · цель курса: - отрабатывать применение операторов ТРИЗ на не технических примерах · уменьшение психологической инерции · расшатывать стереотипные представления об объекте и т.д. ТРТЛ (теория развития творческой личности) ТРТК (теория развития творческих коллективов) |
АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач)
В АРИЗ применяется пошаговая формулировка идеального конечного результата. |
|
Законы развития технических систем |
-
Основные понятия ТРИЗ
1.Общие тенденции развития технических сиситем.
- этап зарождения (на уровне идеи и опытного образца, развитие медленное, преодоление различных тормозящих факторов,доказательство эффективности, полученике поодержки для дальнейшей разработки)
- этап промышленной разработки и выпуска системы в эксплуатацию (ускоренное развитие, поддержка обществом, рост потребности в использовании системы,увеличение серийного выпуска,вскрытие недостатков, совершенствование системы, улучшение функциональных свойств, доработка в соответствии сновыми требованиями).
Закон неравномерности развития частей систеиы
- этап замедления и прекращения роста системных параметров (незначительные изменения внешнего вида, колличественные изменения достигают предела, прекращается развитие, обостряются неразрешимые противоречия между новыми требованиями и возможностями,показатели ухудшаюся, параллельно ведется работа на созданием новой системы,за счет решения противоречий предлагается новая техническая идея развитие, которой тормозится существующей системой.)
Закон повышения идеальности системы
- этап прекращения действия (ухудшение функционирования, падение спроса, дальнейшее совершенствование нецелесообразно, т.к. альтернатиная система доказалаэффективность свою и вытесняет предыдущую систему.)
Закон перехода в надсистему
2. Противоречия и их виды.
Противоречие-важнейшее понятие, не случайно именуеиое ядром “диалектики”, они являютя движущей силой всякого развития, и том числе и технических систем. Технические системы состоят из взаимосвязанных элементов (подсистем). Система не может совершенствоваться вся целиком, человек делает попытку усовершенстывовать какую-то одну ее часть. Поэтому характеристики технической системы развиваются неравномерно. В результате неравномерности развития и возникают противоречия между отдельными ее частями.
Противоречие – несоответствие между разными требованиями, предъявляемыми человеком к системе, и ограничениями, налагаемыми на нее законами природы, социальными, экономическими и др. законами, а также уровнем развития науки и техники, конкретными условиями применения и т.д.
Со временем противоречия накапливаются и обостряются. Разрешение противоречий просиходит в виде качественного скачка - создание новывх технических решений(новых сиситеи, новых принципов функционирования, новых способов обработки и др.)
- Административное противоречие-неопределенная изобретательская ситуация: надо получить что-то, но неизвестно как это сделать .
- Техническое противоречие (ТП) – т.е. один параметр ТС противоречит другому, попытка изменить (улучшить) одинпарамерт приводит к изменению (ухудшению) другого параметра.
- Физическое противоречие (ФП) – к одной из частей системы предъявляются противоположные требования. Объект должен быть таким (свойство) и не должен быть таким.Сформулированное ФП позволяет выявить причины, породившие в системе данное противоречие.ФП обостряет конфликт, лежащий в основе задачи, до предела и именно благодаря этому облегчает поиск решения. Преодолеть рпротиворечие-решить задачу, а иногда и сделать изобретения.
При решении задач по АРИЗ запрещается сглаживать противоречия или преодолевать их частично. Именно обострение противоречий и дальнейшее его развитие с помощью специальных процедур позволяет получить не тревиальное решение.
В ТРИЗ разработан комплекс специальных и общих приемов разрешения противоречий.
3. Идеальный конечный результат
По ТРИЗу это прогноз предвидение развития технической системы, происходящее в соответствии с познаваемыми законами. Один из них - ПОВЫШЕНИЕ ИДЕАЛЬНОСТИ.
В ТРИЗ идеальная система трактуется как система, которой нет, а функция выполняется. Объект САМ должен выполнять функцию.
Предлагаемая работа является попыткой автора решить поставленную задачу активизации и развитии потребности придумывать, изобретать, усорершенствовать свою деятельность у учащихся в рамках системы дополнительного образования.
1. Административное противоречие - Ограничения и требования программы занятий.
2. Над система –лаборатория начального технического творчества
Техническая Система-Моделист –преподаватель
Подсистема – моделист
3. К надостаткам системы можно отнести: ограничесние вовремени, большие стандартные нагрузки во внешней среде, наличие обязательного тематического плана, сложности учитывания индивидуальных особенностей моделиста.
4. Изменяемый элемент системы методика изучения тем тематическаго плана.
5. Моделист должен хотеть выполнять задания творчески , но и не должен тратить большое колличество времени на это.
По каждой теме выполняются , несколько непродолжительных , разной сложности, задания в процессе изготовления учебных моделей.
По завершении раздела выполняется творческое самостоятельное задание, котооей позволяет подвести итоги освоения освоения программы начальное техническое творчество и применять полученные знания в создании собственных эвристических работ.
Автор предлагает следующие дополнения и изменения внести в программу:
Тематичекий план программы начального моделирования.
№п/п |
Тема программы |
Используемые методы и приемы ТРИЗ |
примечания |
1 |
Техника безопасного поведения и использования инструментов и оборудования |
Игра хорошо-плохо, метод противоречий |
|
2 |
Чертеж |
Игра что здесь нарисовано, дорисуй, “ТАНГРАМЫ “ |
(точки, линии, фигуры) |
3 |
Терминология названий, |
Слово как система |
(пропущенные буквы, ребусы, цепочки, упражнение-незнакомое слово, звуковая клякса) |
4 |
Материалы |
Ресурсы |
|
5 |
Классификация моделей |
Метод фокальных обьектов |
(усовершенствуй что-то) |
6 |
инстпументы |
Слово как система, ресурсы |
|
7 |
Движение в средах |
Метод контрольных вопросов |
|
8 |
Изготовление моделей собственных конструкций |
Используются возможности морфологического ящика |
|
9 |
История предметов,развития техники |
Системное конструирование текста. Снятие пихологических барьеров. |
(волшебная таблица - в графах которой представленны опорные символы позволяющие составить рассказ) |
10 |
Годовая спартакиада всех моделистов, занимающихся по программе |
Диагностика результативности учебной и творческой деятельности. |
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...