Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Лексические темы на логопедических занятиях

 Ольга Геннадиевна ИВАНОВСКАЯ, учитель-логопед
Александра Владимировна УДАЛЬЦОВА , учитель начальных классов и географии
ГБОУ СОШ № 544 с углублённым изучением английского языка Московского района
Санкт-Петербурга

 

Постановка лексических тем на логопедических занятиях со школьниками

 

Аннотация: В статье приведён конспект интегрированного логопедического занятия с элементами русского языка и географии, проведённого с использованием технологий разновозрастного обучения и «урок на сцене».

 

Современные требования к логопедическим занятиям со школьниками предусматривают постановку не только логопедической, но и грамматической и лексической темы. Постановка грамматической темы «увязывает» логопедическое занятие с программным материалом по русскому языку. Лексическая тема позволяет осуществлять межпредметные связи.

Нарушения речи сегодня распространены не только среди учащихся начальной, но и среди учеников средней школы. При этом необходимо, чтобы логопедическое занятие было для учеников 5-6 класса интересным, иначе младшим подросткам быстро надоедает то, что их не увлекло.

Лексические темы логопедических занятий с младшими школьниками обычно касаются сезонных изменений в неживой природе, в жизни животных и людей. Поэтому мы считаем целесообразным проведение интегрированных занятий учителя-логопеда и учителя начальных классов, используя сведения курса «Ознакомление с окружающим миром».

Современная философия делит все науки на науки «о земле и ветре» и «науки о человеке». Если младшим школьникам интересны сведения «обо всём на свете», то младшие подростки концентрируют своё внимание на именно человеке. Их, прежде всего, интересует «кто я?», «какой я?».

Поэтому мы на своих интегрированных занятиях даём возможность подросткам высказаться, проявить себя, быть авторитетными консультантами для учеников младших классов. Очень перспективными для этого представляются технологии разновозрастных групп и уроки на сцене.

Предлагаем конспект интегрированного логопедического занятия с элементами природоведения и географии в РВГ 2 и 6 классов «Путешествие в страну слов».

Логопедическая тема: Развитие морфологического и морфемного анализа слов.

Грамматическая тема: Развитие функции словообразования.

Лексическая тема: Времена года

Цель: продолжать формировать знания, отражающие связь богатства русского языка и отдельных частей окружающего мира, как единое целое.

Задачи: развивать интерес к окружающему миру, слову, богатству русского языка на примерах межпредметных связей; развивать любознательность, наблюдательность, память, интерес к изучаемым предметам, коммуникативность; воспитывать толерантность, любовь к окружающему миру и родному языку, аккуратность, взаимопомощь, прививать навыки работы в разновозрастной группе; закрепить знания, полученные на занятиях.

Технологии: урок на сцене, обучение в разновозрастных группах.

 

Учитель:

Дети:

I.Организационный момент

Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем

Приветствие гостей

1. Введение темы занятия. Развитие слухового внимания и памяти

Послушайте стихи.

Белый, белый, будто творог,

Снег летит на белый город

- Какое слово повторяется чаще других? (2 класс)

- Найдите сравнительный оборот (6 класс)

Вспомните, сколько раз звучало слово «белый»

Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

Мы будем говорить о цветах и временах года.

Белый цвет – это зима.

Послушайте ещё стихи.

Белые шапки на белых берёзах,

Белый зайчишка на белом снегу,

Белый узор на ветвях от мороза,

По белому снегу на лыжах бегу

- Сколько раз повторяется слово «белый»? (2 класс)

- Сколько раз повторяется слово «белый» в косвенных падежах с предлогами? С какими предлогами? (6 класс)

-Какой общий корень в словах, которые вы искали? (6 класс) -Какие слова вы запомнили? (2 класс)

Запишем слово «белый» на одной из сторон кубика

Это имя прилагательное

Повторяется чаще других слово «белый»

Сравнительный оборот «будто творог»

Слово «белый» звучало 3 раза

Предположения детей

Второй раз стихи читает ребёнок

Слово «белый» повторяется 2 раза

Слово «белый» в косвенных падежах повторяется 2 раза с предлогами «на» и «по»

Общий корень «бел»

Белый, белые, на белом, на белых, по белому

Выполняют

2. Работа по лексической теме «Зима» (погода)

Шестиклассник:  Добрый день, мои юные друзья! 

Приглашаю вас в гости к очень красивому времени года, а какое это время года, вы скажите сами.

Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится, снег кружится,
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Работа с мультимедийной презентацией

Демонстрируются и обсуждаются (под руководством шестиклассников):

- основные признаки зимы

- зимние месяцы

- зимние праздники и забавы

- зимняя одежда, обувь

- зимние виды спорта

- правила безопасного поведения зимой

3. Работа над техникой речи

Повторите стихи

(учащимся 2 и 6 класса на автоматизацию звука «Л»)

1. Всё бело – бело – бело.

Столько снегу намело!

Вот весёлые деньки!

Все на лыжи и коньки!

- Сколько раз повторялось слово «бело»?

Запишем слово «бело» на свободной стороне кубика. Это краткое имя прилагательное. Такие слова часто встречаются в стихах и в фольклорных текстах

2. Побелел и дом, и лес,

Поле, лавки и навес

- Какое вы услышали слово с корнем «бел»?

Запишем слово «побелел» на свободной стороне кубика. Это глагол

Учащиеся повторяют по памяти

Слово «бело» повторялось 3 раза

Выполняют

Слово «побелел»

Выполняют

4. Работа по грамматической теме

Отгадайте загадку.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

                            Всё покрылось серебром (зимние месяцы)

- Найдите сложные слова. К какой части речи они относятся? (6 класс).

-Найдите ещё слово с корнем «бел» (2 класс)

Запишите:

Белокоса - …

Белолица - …

Запишем слово «белы» на той же стороне кубика, что и слово «бело». Это краткое имя прилагательное

Запишем слово «белокоса» на свободной стороне кубика. Это сложное слово, краткое имя прилагательное

Сложные слова «белокоса», «белолица». Это имена прилагательные.

Это слово «белы»

Предложения детей

Окончательный вариант записи:

«Белокоса, белолица – с белой косой и белым лицом» (разбор слов по составу)

Выполняют

Выполняют

5. Работа по лексической теме «Зима» (жизнь животных)

Шестиклассник:

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь

Работа с мультимедийной презентацией

1. Проводятся (под управлением шестиклассников) игры

- «Это правда или нет?»

- «Чьи следы на снегу?»

- «Кто спрятался за деревом?»

«Снежный ком»

2. Второклассники: рассказывают о своём проекте «Как помочь птицам зимой»

.

6. Работа по грамматической теме

Животные зимой прячутся от хищников. В этом им помогает защитная окраска.

Поиграем в игру «Почему их так назвали?»

Заяц – Белохвостик

Зайчиха – Белоножка

К какой части речи относятся эти сложные слова? (6 класс)

Запишем слово «белохвостик» на свободной стороне кубика. Это сложное слово, имя существительное

У зайца белый хвост

У зайчихи белые ножки (разбор по составу)

Это имена существительные

Выполняют

7. Работа над техникой речи (инсценировка на автоматизацию «Л»)

Запишем слова «бел», «бела» на той же стороне кубика, где записаны краткие имена прилагательные «бело», «белы»

Отгадайте загадку; «Летом серенький, зимой беленький».

К какой части речи относится слово «беленький»? (6 класс)

Это полное имя прилагательное, с уменьшительно-ласкательным значением

Запишем слово «беленький» на свободной стороне кубика

         Сколько раз прозвучат слова с корнем «бел»?

(6 раз, «белка» не считается)

         Заяц: Белый снег, белый мел.

                     Белый заяц тоже бел      

         Белка: А вот белка не бела,

                   Белой даже не была      

Дальше между Белкой и Зайцем идёт диалог:

- Заяц белый, заяц белый.

Ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал (слова автора):

- Я не бегал, а скакал!

Выполняют

Это заяц

Это имя прилагательное

Выполняют

8. Работа по лексической теме «Весна» (климат, потепление)

Рассказ шестиклассницы о весне под лирическую мелодию

9. Работа по грамматической теме. Словообразование по аналогии

Сейчас наступила весна. Ещё нет зелени, но всё уже растаяло, чернеет земля. Мы заполнили все грани кубика. Продолжим заполнение словами с корнем «черн».

О весне нам, прежде всего, возвещают птицы

Послушайте скороговорку. На какую грань поместим слова с этим корнем: «Летела ворона, черноклюва, черноголова»

«Расшифруйте» слова. Черноклюва – это значит …

                                           Черноголова – это значит …

А как образовать сложное слово-существительное? Поможет дразнилка: «Воронка – черноголовка».

Какое слово запишем?

Найдите грань кубика, на которую надо это слово записать.

Бросайте кубик. Какие слова с корнем «черн» вы должны ещё записать?

На ту грань, где сложные слова – краткие имена прилагательные

… у вороны чёрный клюв

… у вороны чёрная голова

Запишем слово «черноголовка»

Выполняют

Черны, черно, черна, чёрен, чёрненький, почернел, чёрный

10. Рефлексия

Ребята, что нового вы  открыли для себя сегодня?

Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников, старших товарищей  и учителей. Спасибо за занятие!

Высказываются все участники

Прощаются с гостями

 

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес