Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Развитие творческих способностей на уроке математики


Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики
 

Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. Но чтобы раскрыть их и развить в полной мере, нужны определенные условия: раннее и умелое обучение, творческий климат, волевые качества личности (работоспособность, (упорство, смелость).

 «Творчество – деятельность человека, направленная на создание новых по содержанию и по форме материальных и культурных ценностей», - читаем мы в школьном толковом словаре. Творчество ученика начальной школы – это создание им оригинальной работы, макета, изделия, проекта.

Дети от природы любознательны. Придя в школу, они хотят учиться, быть лучшими. Задача учителя – помочь каждому ребёнку раскрыться, проявить его дарования. 

Дети с удовольствием пишут сочинения, стихи, сказки, загадки на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира. Но я хочу остановиться на математике.

Не секрет, что многие ученики средней и старшей школы не любят математику, считая этот предмет трудным, скучным и неинтересным. Мои дети иного мнения. Я обучаю детей математике по программе Л.Г. Петерсон уже 12 лет. В рекомендациях для учителя автор пишет: «Эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ребёнку в классе, является творческая работа детей... Задания, в которых дети выступают не как исполнители, а как творцы, не только самым положительным образом влияют на развитие личности детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению ими знаний»[1].

Я решила попробовать ввести такие задания в систему работы. Любимое задание всех детей - придумывать примеры на изученный вычислительный приём,  зашифровать слово. Я работаю по программе «Школа 2100», где уже во 2-м классе на уроках окружающего мира дети изучают карту. Поэтому многие задания связаны с  географией. (Приложение 1) Выполняя эти задания, дети, сами того не подозревая, говоря взрослым языком, «реализуют межпредметные связи». Ребята зашифровывают названия любимых произведений и литературных героев, с которыми мы знакомимся на уроках внеклассного и литературного чтения. (Приложение 2)

Очень важно научить детей работать по алгоритму, ведь изучение порядка выполнения действий и операций нужно не только на уроках математики и информатики. Используя алгоритм, на уроках русского языка мы учим детей правильному выбору написания орфограммы, на уроках английского языка – правильному построению предложений. И в обычной жизни многие действия мы тоже выполняем по алгоритму. Предложив детям составить любой алгоритм, мы на уроках обсудили, как правильно пользоваться лифтом, как приготовить какое-либо блюдо, как вести себя в гостях…

Решение текстовых задач – одно из важных средств обучения математике. Работая с задачами, учащиеся приобретают математические знания, готовятся к практической деятельности. Я часто предлагаю детям составить задачу по данному выражению (например, х*3 + у*5), задачу данного типа (на кратное сравнение, на нахождение площади и т.д.), по заданному сюжету (о животных, о спорте, о сказочных героях). (Приложение 3) Решая задачи своих одноклассников, ребята не просто выполняют математические действия, но и узнают об увлечениях и интересах друг друга, что помогает им ещё больше сдружиться.

Изучение таблицы умножения – основная тема 2-го класса. Все понимают, что, если ребёнок её не выучит, у него будут проблемы на всём протяжении обучения математике. Но ведь просто зубрёжка – это так скучно! Для того чтобы закрепить навыки табличного умножения и деления и совершенствовать умения внетабличных случаев, я предложила своим второклассникам составить задание классу на эти вычислительные приёмы. Это вызвало такой интерес, что они приносят  и приносят свои работы-задания. Почти в каждый урок я включаю задачи, устные упражнения, волшебные квадраты, загадки, манускрипты, придуманные детьми. Мои ученики и так любили уроки математики, а теперь они ждут их ещё больше, ведь так интересно узнать, про что за задачу сегодня придумала Катюша и что за головоломку составил Никита. (Приложение 4) А чтобы утолить своё любопытство, дети вынуждены проводить много вычислений. Цель достигнута: зачёт по таблице умножения сдан на «отлично»!

Конечно, я включаю задания детей в уроки не бессистемно. После того, как ученик сдаёт работу, я её проверяю. Если есть недочёты, ошибки, указываю ребёнку на них и предлагаю исправить. Если задания составлены грамотно, но небрежно, я хвалю ребёнка, но тактично объясняю, что в таком виде работа одноклассникам не может быть предложена и нужно оформить заново.

Учить детей делать правильный выбор, учить умению самореализации, самовоспитания – задача современной школы. Нужно бережно относиться к тому,  что создаётся детьми, благодарить за работу, ценить их творчество.   Все детские работы мы собираем и храним. У меня создана большая папка работ предыдущих классов, и сейчас мы пополняем «Математическую копилку» со второклассниками.  Два года назад в мой четвёртый класс на открытый урок приходили учителя математики средней школы. Я показала им наш «Задачник». Учителей это очень заинтересовало. Они были искренне удивлены, увидев работы четвероклассников  по теме «Дроби», изучаемой в 5 классе.

Я надеюсь, мой опыт кто-то из учителей сможет использовать в своей работе. Не нужно бояться предлагать детям придумывать «свою математику». Это сделает уроки более эмоциональными, живыми, интересными. И тогда, я уверена, все ученики полюбят математику – царицу наук.

 

 

Приложение 1

Расшифруй название государства и его столицу:

 

81 : 9 х 3

Л

 

17 х 3

Т

 

68 : 2

Б

42 : 6 х 9

Е

 

72 : 6

О

 

35 х 4

А

36: 6 х 8

В

 

92 : 23

И

 

42 х 7

Я

85 : 5

Д

 

52 х 4

Р

 

180 : 2

К

16 х 6

Н

 

 

 

 

 

 

 

48

63

27

4

90

12

34

208

4

51

140

96

4

294

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Царикова Марина, 2 «А» класс

 

 

Приложение 2

Расположи ответы в порядке возрастания и отгадай название сказки Джанни Родари:

 

ж  

125 : 25 + 7

 

И

33 х 3 - 10

 

с

30 х 20 +123

 

В

27 х 2 + 7

 

е

120 : 5 - 14

 

А

90 : 15 х 3

 

б

420 : 60

 

Ш

38 х 2 - 7

 

с

80 : 40

 

О

45 х 6

 

й

15 х 6

 

Н

4 х 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решетникова Дарья¸ 2 «А» класс

 

 

 

Приложение 3

Задача

Жираф живёт 25 лет,  а енот 8 лет. Узнай, сколько лет живут они вместе? Теперь увеличь это число в 2 раза и узнаешь, сколько лет живёт аллигатор. На сколько лет больше живёт аллигатор, чем жираф? Сколько лет живут все животные вместе?   

 

 

 

Емельянова Екатерина, 2 «А» класс

 

 

Приложение 4

Заполни таблицу. Вторую строчку из таблицы расположи в порядке возрастания и  расшифруй фамилию того, кто составил таблицу:

 

*

9

 

10

15

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

75

 

100

 

5000

 

 

 

 

 

 

90

 

 

4

 

200

 

 

32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

120 – А, 225 – К, 15 – Р, 750 – О, 135 – Д, 150 - Ь

Радько Никита, 2 «А» класс

 



[1] Л.Г.Петерсон. «Методические рекомендации для учителя», 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ювента, 2007.

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес