Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики
Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. Но чтобы раскрыть их и развить в полной мере, нужны определенные условия: раннее и умелое обучение, творческий климат, волевые качества личности (работоспособность, (упорство, смелость).
«Творчество – деятельность человека, направленная на создание новых по содержанию и по форме материальных и культурных ценностей», - читаем мы в школьном толковом словаре. Творчество ученика начальной школы – это создание им оригинальной работы, макета, изделия, проекта.
Дети от природы любознательны. Придя в школу, они хотят учиться, быть лучшими. Задача учителя – помочь каждому ребёнку раскрыться, проявить его дарования.
Дети с удовольствием пишут сочинения, стихи, сказки, загадки на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира. Но я хочу остановиться на математике.
Не секрет, что многие ученики средней и старшей школы не любят математику, считая этот предмет трудным, скучным и неинтересным. Мои дети иного мнения. Я обучаю детей математике по программе Л.Г. Петерсон уже 12 лет. В рекомендациях для учителя автор пишет: «Эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ребёнку в классе, является творческая работа детей... Задания, в которых дети выступают не как исполнители, а как творцы, не только самым положительным образом влияют на развитие личности детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению ими знаний»[1].
Я решила попробовать ввести такие задания в систему работы. Любимое задание всех детей - придумывать примеры на изученный вычислительный приём, зашифровать слово. Я работаю по программе «Школа 2100», где уже во 2-м классе на уроках окружающего мира дети изучают карту. Поэтому многие задания связаны с географией. (Приложение 1) Выполняя эти задания, дети, сами того не подозревая, говоря взрослым языком, «реализуют межпредметные связи». Ребята зашифровывают названия любимых произведений и литературных героев, с которыми мы знакомимся на уроках внеклассного и литературного чтения. (Приложение 2)
Очень важно научить детей работать по алгоритму, ведь изучение порядка выполнения действий и операций нужно не только на уроках математики и информатики. Используя алгоритм, на уроках русского языка мы учим детей правильному выбору написания орфограммы, на уроках английского языка – правильному построению предложений. И в обычной жизни многие действия мы тоже выполняем по алгоритму. Предложив детям составить любой алгоритм, мы на уроках обсудили, как правильно пользоваться лифтом, как приготовить какое-либо блюдо, как вести себя в гостях…
Решение текстовых задач – одно из важных средств обучения математике. Работая с задачами, учащиеся приобретают математические знания, готовятся к практической деятельности. Я часто предлагаю детям составить задачу по данному выражению (например, х*3 + у*5), задачу данного типа (на кратное сравнение, на нахождение площади и т.д.), по заданному сюжету (о животных, о спорте, о сказочных героях). (Приложение 3) Решая задачи своих одноклассников, ребята не просто выполняют математические действия, но и узнают об увлечениях и интересах друг друга, что помогает им ещё больше сдружиться.
Изучение таблицы умножения – основная тема 2-го класса. Все понимают, что, если ребёнок её не выучит, у него будут проблемы на всём протяжении обучения математике. Но ведь просто зубрёжка – это так скучно! Для того чтобы закрепить навыки табличного умножения и деления и совершенствовать умения внетабличных случаев, я предложила своим второклассникам составить задание классу на эти вычислительные приёмы. Это вызвало такой интерес, что они приносят и приносят свои работы-задания. Почти в каждый урок я включаю задачи, устные упражнения, волшебные квадраты, загадки, манускрипты, придуманные детьми. Мои ученики и так любили уроки математики, а теперь они ждут их ещё больше, ведь так интересно узнать, про что за задачу сегодня придумала Катюша и что за головоломку составил Никита. (Приложение 4) А чтобы утолить своё любопытство, дети вынуждены проводить много вычислений. Цель достигнута: зачёт по таблице умножения сдан на «отлично»!
Конечно, я включаю задания детей в уроки не бессистемно. После того, как ученик сдаёт работу, я её проверяю. Если есть недочёты, ошибки, указываю ребёнку на них и предлагаю исправить. Если задания составлены грамотно, но небрежно, я хвалю ребёнка, но тактично объясняю, что в таком виде работа одноклассникам не может быть предложена и нужно оформить заново.
Учить детей делать правильный выбор, учить умению самореализации, самовоспитания – задача современной школы. Нужно бережно относиться к тому, что создаётся детьми, благодарить за работу, ценить их творчество. Все детские работы мы собираем и храним. У меня создана большая папка работ предыдущих классов, и сейчас мы пополняем «Математическую копилку» со второклассниками. Два года назад в мой четвёртый класс на открытый урок приходили учителя математики средней школы. Я показала им наш «Задачник». Учителей это очень заинтересовало. Они были искренне удивлены, увидев работы четвероклассников по теме «Дроби», изучаемой в 5 классе.
Я надеюсь, мой опыт кто-то из учителей сможет использовать в своей работе. Не нужно бояться предлагать детям придумывать «свою математику». Это сделает уроки более эмоциональными, живыми, интересными. И тогда, я уверена, все ученики полюбят математику – царицу наук.
Приложение 1
Расшифруй название государства и его столицу:
81 : 9 х 3 |
Л |
|
17 х 3 |
Т |
|
68 : 2 |
Б |
42 : 6 х 9 |
Е |
|
72 : 6 |
О |
|
35 х 4 |
А |
36: 6 х 8 |
В |
|
92 : 23 |
И |
|
42 х 7 |
Я |
85 : 5 |
Д |
|
52 х 4 |
Р |
|
180 : 2 |
К |
16 х 6 |
Н |
|
|
|
|
|
|
48 |
63 |
27 |
4 |
90 |
12 |
34 |
208 |
4 |
51 |
140 |
96 |
4 |
294 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Царикова Марина, 2 «А» класс
Приложение 2
Расположи ответы в порядке возрастания и отгадай название сказки Джанни Родари:
ж |
125 : 25 + 7 |
|
И |
33 х 3 - 10 |
|
с |
30 х 20 +123 |
|
В |
27 х 2 + 7 |
|
е |
120 : 5 - 14 |
|
А |
90 : 15 х 3 |
|
б |
420 : 60 |
|
Ш |
38 х 2 - 7 |
|
с |
80 : 40 |
|
О |
45 х 6 |
|
й |
15 х 6 |
|
Н |
4 х 25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решетникова Дарья¸ 2 «А» класс
Приложение 3
Задача
Жираф живёт 25 лет, а енот 8 лет. Узнай, сколько лет живут они вместе? Теперь увеличь это число в 2 раза и узнаешь, сколько лет живёт аллигатор. На сколько лет больше живёт аллигатор, чем жираф? Сколько лет живут все животные вместе?
Емельянова Екатерина, 2 «А» класс
Приложение 4
Заполни таблицу. Вторую строчку из таблицы расположи в порядке возрастания и расшифруй фамилию того, кто составил таблицу:
* |
9 |
|
10 |
15 |
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
75 |
|
100 |
|
5000 |
|
|
|
|
|
|
90 |
|
|
4 |
|
200 |
|
|
32 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
120 – А, 225 – К, 15 – Р, 750 – О, 135 – Д, 150 - Ь
Радько Никита, 2 «А» класс
[1] Л.Г.Петерсон. «Методические рекомендации для учителя», 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ювента, 2007.
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...