Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Развитие творческих способностей на уроке математики


Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики
 

Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. Но чтобы раскрыть их и развить в полной мере, нужны определенные условия: раннее и умелое обучение, творческий климат, волевые качества личности (работоспособность, (упорство, смелость).

 «Творчество – деятельность человека, направленная на создание новых по содержанию и по форме материальных и культурных ценностей», - читаем мы в школьном толковом словаре. Творчество ученика начальной школы – это создание им оригинальной работы, макета, изделия, проекта.

Дети от природы любознательны. Придя в школу, они хотят учиться, быть лучшими. Задача учителя – помочь каждому ребёнку раскрыться, проявить его дарования. 

Дети с удовольствием пишут сочинения, стихи, сказки, загадки на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира. Но я хочу остановиться на математике.

Не секрет, что многие ученики средней и старшей школы не любят математику, считая этот предмет трудным, скучным и неинтересным. Мои дети иного мнения. Я обучаю детей математике по программе Л.Г. Петерсон уже 12 лет. В рекомендациях для учителя автор пишет: «Эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ребёнку в классе, является творческая работа детей... Задания, в которых дети выступают не как исполнители, а как творцы, не только самым положительным образом влияют на развитие личности детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению ими знаний»[1].

Я решила попробовать ввести такие задания в систему работы. Любимое задание всех детей - придумывать примеры на изученный вычислительный приём,  зашифровать слово. Я работаю по программе «Школа 2100», где уже во 2-м классе на уроках окружающего мира дети изучают карту. Поэтому многие задания связаны с  географией. (Приложение 1) Выполняя эти задания, дети, сами того не подозревая, говоря взрослым языком, «реализуют межпредметные связи». Ребята зашифровывают названия любимых произведений и литературных героев, с которыми мы знакомимся на уроках внеклассного и литературного чтения. (Приложение 2)

Очень важно научить детей работать по алгоритму, ведь изучение порядка выполнения действий и операций нужно не только на уроках математики и информатики. Используя алгоритм, на уроках русского языка мы учим детей правильному выбору написания орфограммы, на уроках английского языка – правильному построению предложений. И в обычной жизни многие действия мы тоже выполняем по алгоритму. Предложив детям составить любой алгоритм, мы на уроках обсудили, как правильно пользоваться лифтом, как приготовить какое-либо блюдо, как вести себя в гостях…

Решение текстовых задач – одно из важных средств обучения математике. Работая с задачами, учащиеся приобретают математические знания, готовятся к практической деятельности. Я часто предлагаю детям составить задачу по данному выражению (например, х*3 + у*5), задачу данного типа (на кратное сравнение, на нахождение площади и т.д.), по заданному сюжету (о животных, о спорте, о сказочных героях). (Приложение 3) Решая задачи своих одноклассников, ребята не просто выполняют математические действия, но и узнают об увлечениях и интересах друг друга, что помогает им ещё больше сдружиться.

Изучение таблицы умножения – основная тема 2-го класса. Все понимают, что, если ребёнок её не выучит, у него будут проблемы на всём протяжении обучения математике. Но ведь просто зубрёжка – это так скучно! Для того чтобы закрепить навыки табличного умножения и деления и совершенствовать умения внетабличных случаев, я предложила своим второклассникам составить задание классу на эти вычислительные приёмы. Это вызвало такой интерес, что они приносят  и приносят свои работы-задания. Почти в каждый урок я включаю задачи, устные упражнения, волшебные квадраты, загадки, манускрипты, придуманные детьми. Мои ученики и так любили уроки математики, а теперь они ждут их ещё больше, ведь так интересно узнать, про что за задачу сегодня придумала Катюша и что за головоломку составил Никита. (Приложение 4) А чтобы утолить своё любопытство, дети вынуждены проводить много вычислений. Цель достигнута: зачёт по таблице умножения сдан на «отлично»!

Конечно, я включаю задания детей в уроки не бессистемно. После того, как ученик сдаёт работу, я её проверяю. Если есть недочёты, ошибки, указываю ребёнку на них и предлагаю исправить. Если задания составлены грамотно, но небрежно, я хвалю ребёнка, но тактично объясняю, что в таком виде работа одноклассникам не может быть предложена и нужно оформить заново.

Учить детей делать правильный выбор, учить умению самореализации, самовоспитания – задача современной школы. Нужно бережно относиться к тому,  что создаётся детьми, благодарить за работу, ценить их творчество.   Все детские работы мы собираем и храним. У меня создана большая папка работ предыдущих классов, и сейчас мы пополняем «Математическую копилку» со второклассниками.  Два года назад в мой четвёртый класс на открытый урок приходили учителя математики средней школы. Я показала им наш «Задачник». Учителей это очень заинтересовало. Они были искренне удивлены, увидев работы четвероклассников  по теме «Дроби», изучаемой в 5 классе.

Я надеюсь, мой опыт кто-то из учителей сможет использовать в своей работе. Не нужно бояться предлагать детям придумывать «свою математику». Это сделает уроки более эмоциональными, живыми, интересными. И тогда, я уверена, все ученики полюбят математику – царицу наук.

 

 

Приложение 1

Расшифруй название государства и его столицу:

 

81 : 9 х 3

Л

 

17 х 3

Т

 

68 : 2

Б

42 : 6 х 9

Е

 

72 : 6

О

 

35 х 4

А

36: 6 х 8

В

 

92 : 23

И

 

42 х 7

Я

85 : 5

Д

 

52 х 4

Р

 

180 : 2

К

16 х 6

Н

 

 

 

 

 

 

 

48

63

27

4

90

12

34

208

4

51

140

96

4

294

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Царикова Марина, 2 «А» класс

 

 

Приложение 2

Расположи ответы в порядке возрастания и отгадай название сказки Джанни Родари:

 

ж  

125 : 25 + 7

 

И

33 х 3 - 10

 

с

30 х 20 +123

 

В

27 х 2 + 7

 

е

120 : 5 - 14

 

А

90 : 15 х 3

 

б

420 : 60

 

Ш

38 х 2 - 7

 

с

80 : 40

 

О

45 х 6

 

й

15 х 6

 

Н

4 х 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решетникова Дарья¸ 2 «А» класс

 

 

 

Приложение 3

Задача

Жираф живёт 25 лет,  а енот 8 лет. Узнай, сколько лет живут они вместе? Теперь увеличь это число в 2 раза и узнаешь, сколько лет живёт аллигатор. На сколько лет больше живёт аллигатор, чем жираф? Сколько лет живут все животные вместе?   

 

 

 

Емельянова Екатерина, 2 «А» класс

 

 

Приложение 4

Заполни таблицу. Вторую строчку из таблицы расположи в порядке возрастания и  расшифруй фамилию того, кто составил таблицу:

 

*

9

 

10

15

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

75

 

100

 

5000

 

 

 

 

 

 

90

 

 

4

 

200

 

 

32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

120 – А, 225 – К, 15 – Р, 750 – О, 135 – Д, 150 - Ь

Радько Никита, 2 «А» класс

 



[1] Л.Г.Петерсон. «Методические рекомендации для учителя», 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ювента, 2007.

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56